Методические разработки для уроков в начальной школе
методическая разработка

yekaterina.ivannikova.2003

Методические разработки для уроков в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_klass_chas_1.docx388.56 КБ
Файл gzhel_zhostovoborisovka_10.05.23.docx2.51 МБ
Файл ptitsa_28.02.23.docx2.76 МБ
Файл 02.04.23.docx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Гусева Анастасия, Землянская Анна, Иванникова Екатерина.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема

«День космонавтики»

Цель

Систематизирование и расширение элементарных представлений детей о космонавтике.

Задачи

Образовательная: познакомить с историей первого полёта человека в космос, с людьми, которые внесли вклад в развитие космонавтики.

Развивающая: содействовать развитию познавательного интереса учащихся, применять в работе ранее полученные знания, анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитательная: создавать условия для воспитания гордости за свою страну, открывшую путь в космос, воспитания нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность.

Оборудование

мультимедийное оборудование, презентация, платформа learningapps; доска общего доступа – jamboard.

Методы и приемы

Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.

Приемы: целеполагания, технологии сотрудничества, эмоционального настроя на работу, слухового восприятия, самооценки, постановка проблемного вопроса, слухового и зрительного восприятия

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы контроля

фронтальный контроль, самооценивание

Ход работы:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические примечания

#1052;отивационный этап

- Здравствуйте, ребята, рады видеть вас на нашем классном часе. Перед началом работы давайте определим, с каким настроением вы сегодня пришли, для этого перейдите по ссылке на доску общего доступа. На первом слайде представлены космические скафандры, если у вас веселое настроение и вы готовы на активную работу – нарисуйте радостное лицо, а есть у вас настроение грустное и уставшее – нарисуйте печальное лицо.

-Посмотрите на слайд, что объединяет все эти предметы?

(На слайде изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, парашют, Карлсон). (слайд 1)

(Все они способны к полёту)

– С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. (слайд 2 )

- И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (
Ракета) (слайд 3)

-Ребята, мы предлагаем вам посмотреть фрагмент мультфильма (Показ мультфильма «Белка и Стрелка)

- Какой праздник мы праздновали совсем недавно?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке, какую мы сформулируем тему? (День космонавтики) (слайд 4 )

- А какую поставим цель? (узнаем больше о космосе)

- Какие задачи нам придется решить? (узнаем о космических объектах, познакомимся с людьми, имеющими отношение к космосу)

- Верно, сегодня на уроке мы выясним, почему день12 апреля мы считаем необычным днём, почему его каждый год отмечает наша страна. Кто такие космонавты, и чем они занимаются.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Слушают учителя

Определяют тему и цель классного часа

Формулируют задачи классного часа

Отвечают на вопросы учителя

Смотрят фрагмент мультфильма

Фронтальная форма работы.

Эмоциональный настрой на работу.

Прием слухового восприятия.

Словесный метод (беседа).

Прием создания мотивации.

#1054;сновная часть

- Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Всегда ли люди имели правильное представление о космосе и планете Земля?
(Нет)

- Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды. Только звезды, похожие на россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятных размеров лоскутом черного бархата, усеянном миллионами звезд. Вся их жизнь была наполнена сказкой... И каждый день в одно и тоже время тускнели алмазы, скрываясь под пеленой нового дня. Темные краски ночи сменялись переливающейся симфонией пламени. (слайд 5)

- С тех пор прошли тысячи лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Их манил космос. Такими людьми можно считать Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королева, которые являются основоположниками космонавтики. (слайд 6)

- Людей всегда интересовали и будут интересовать вопросы «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?». Чтобы ответить на эти вопросы ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». (слайд 7)

- Но прежде чем полетел первый космонавт, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда чёрном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. (слайд 8 )
- За Лайкой полетели другие собаки. Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Верно – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю
(показ фото Белки и Стрелки). (слайд 9)

- После удачного полета животных дорога к звёздам стала открыта и человеку. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Весь мир затаил дыхание. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Кто же это был?

(прослушивание аудиозаписи)

- Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. (слайд 10)

- Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток», вес которого составил 4730 кг. «Восток» был запущен в космос при помощи ракеты-носителя с тремя ступенями. Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км. Часто задается вопрос о том, сколько длился полет Гагарина. Он продолжался совсем не долго – всего 108 мин(1 час 68 минут). Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток.

После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником. (слайд 11)

- А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей)

- Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Владимировна Терешкова. Она облетела Землю 48 раз на космическом корабле «Восток – 6». Произошло это 16 июня 1963 г. (слайд 12)

- А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Архипович Леонов.18 марта 1965 года он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, выйдя из капсулы во время полета "Восход-2" за 12 минут 9 секунд. Он также был выбран первым советским человеком, высадившимся на Луну, хотя этот проект был отменен. (слайд 13)

- Предлагаем вам посмотреть видео о полете Юрия Гагарина. (показ видео)
- С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы.

- В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком. (слайд 14)

- Вы бы хотели отправиться в космос? Перейдите на доску совместного пользования. Мы предлагаем вам собрать ракету, для нашего полёта в космос!

- Ракета собрана. Можем ли мы отправляться в космос? (нет) А почему? (мы не готовы)

- Верно, чтобы отправиться в космос, любой космонавт проходит специальную подготовку. Нам тоже предстоит это сделать.

- Давайте определим, какие качества нужны космонавту для полета в космос, на третьей странице доски представлена черная дыра. Давайте прочитаем все качества и те, которые нам не нужны, выбросим в черную дыру.

- А теперь давайте проверим ваши знания. Мы задаём вопросы, а вам необходимо на них ответить. (слайд 15)

  1. Кто первым побывал в космосе? (собака Лайка)
  2. Первые животные, пробывшие в космосе 1 день? (Белка и Стрелка)
  3. Первый человек полетевший в космос? (Юрий Гагарин)
  4. Через сколько месяцев, после полёта Белки и стрелки в космос полетел человек? ( 8 месяцев)
  5. Как назывался корабль, на котором был совершён полёт в космос Юрием Гагариным? (Восток)
  6. Когда был совершён полёт Юрия Гагарина? (12 апреля 1961 года в 6:07)
  7. С какого космодрома был совершён полёт Юрия Гагарина? (с космодрома Байконур)
  8. Кто облетел Землю 48 раз на космическом корабле «Восток – 6» (Валентина Владимировна Терешкова)
  9. Когда это произошло? (Произошло это 16 июня 1963 г.)
  10. Кто впервые вышел в открытое космическое пространство? (космонавт - Алексей Леонов)

- Отлично, вы верно ответили на все вопросы. Итак, для нашего путешествия нам необходимо знать, с чем мы можем столкнуться в космосе. Для этого, мы предлагаем вам решить ребусы. (слайд 16 )

(КЛЮЧИ: КОМЕТА, АСТЕРОИД, КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР, СПУТНИК, ЗВЕЗДА, ТУМАННОСТЬ, ЧЁРНАЯ ДЫРА, СОЗВЕЗДИЕ)

- Вы отлично справились, молодцы.

- Продолжаем нашу подготовку. Как вы думаете, что космонавты делают в космосе? (Изучают космос, проводят эксперименты, опыты, наблюдают).

Проводят эксперименты. (слайд 17)

- Верно. В первую очередь там можно организовать проведение опытов, которые на Земле в принципе невозможны из-за влияния гравитации. Например, на орбите в условиях невесомости можно выращивать идеальные кристаллы белков. В марте 2022 года космонавт Денис Матвеев провел серию экспериментов по выращиванию белков коронавируса на специальном 3D-биопринтере. Получившийся материал отправили на Землю для изучения вируса и разработки средств защиты от него.

Изучают Землю. (слайд 18)

Космонавты на станции занимаются и дистанционным зондированием Земли. Да, они почти каждый день наблюдают через видоискатели фотокамер за нашей планетой в рамках самых разных экспериментов.

Разрабатывают защиту от радиации. (слайд 19)

С каждым годом человечество получает все больше и больше научных данных по защите от радиации благодаря МКС. Хоть на низкой околоземной орбите она и не столь сильна, как за пределами радиационных поясов нашей планеты и в дальнем космосе, но данные, полученные на орбите, позволяют использовать их и на Земле.

Например, летчик-космонавт Евгений Хрунов защитил диссертацию по теме «Биомеханика работы человека в условиях космического пространства». После аварии на Чернобыльской АЭС участвовал в ликвидации ее последствий.

- С каждым годом человечество получает все больше и больше научных данных по защите от радиации благодаря МКС. Хоть на низкой околоземной орбите она и не столь сильна, как за пределами радиационных поясов нашей планеты и в дальнем космосе, но данные, полученные на орбите, позволяют использовать их и на Земле.

- Во что одеты космонавты? (в космосе нет воздуха и там очень разная температура то жарко, то холодно. Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.)

(слайд 20)

- Ребята, а что такое солнце? (звезда в центре солнечной системы)

- Верно, а давайте вспомним, сколько планет в солнечной системе (8).

- Вы можете их назвать? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

- Правильно, вокруг солнца расположены 8 планет, давайте познакомимся с ними поближе. (слайд 21)

- Первая планета, расположенная от солнца – это Меркурий. Ни воды, ни воздуха на Меркурии нет. Из-за того что Меркурий так близок к светилу, дневная температура на этой планете почти +450°С. Венера — вторая планета от солнца планета, которую часто называют утренней или вечерней звездой. Эти названия не случайны: Венеру можно увидеть вечером, в лучах заходящего Солнца, или утром, перед самым восходом. Поверхность Венеры представляет собой равнину, усыпанную камнями и обломками скал. На Венере нет ни воды, ни жизни. Третья планета от солнца - Земля. Она почти в 110 раз меньше солнца по диаметру. Попробуй представить, что Солнце превратилось в дыню. Земля тогда со своими огромными городами, деревнями, горами и морями стала бы размером с маленькую фруктовую косточку. Земля находится в Солнечной системе, в самом центре которой — Солнце. Вокруг него располагаются 8 планет. Все планеты находятся на разном расстоянии от нашего светила. Марс – четвертая планета от солнца, а называют ее красной планетой из-за ржаво-красного цвета его поверхности. Температура на Марсе очень низкая и в дневное время суток, и в ночное.

Юпитер — пятая по расположению от солнца и самая большая планета Солнечной системы. Она больше Земли в 1000 раз. Юпитер находится на огромном расстоянии от Солнца, отчего температура на этом газовом гиганте жоло -140°С. Сатурн — шестая планета в солнечной системе, которая по размерам чуть меньше Юпитера. Внешне Сатурн отличается от остальных планет тем, что окружен множеством светящихся колец. Каждое кольцо Сатурна состоит из еще более тонких колец. Это «украшение» представляет собой миллиарды каменных обломков, покрытых льдом. Седьмая планета – Уран, он удален от Солнца на расстояние в 19 раз большее, чем Земля, поэтому получает очень мало тепла. И последняя восьмая планета - Нептун по виду и размерам похожа на Уран. Она сильно сжата и быстро вращается. Нептун удален от Солнца на 2,8 миллиардов километров.

- Кроме того, Международным астрономическим союзом официально признаны 5 карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида. Ранее Плутон считался планетой, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союзвпервые дал определение термину «планета», и Плутон не попадал под это определение. Сейчас он считается карликовой планетой и крупнейшим объектом пояса Койпера.

(слайд 22)

- Итак, чтобы отправиться в путешествие нам так же необходимо знать как расположены планеты в солнечной системе.

- Для этого перейдите на следующий слайд доски совместного доступа. Вам необходимо расположить планеты в нужной последовательности.

- Давайте проверим вашу работу.
- Вы отлично справились с заданием. Отправляемся дальше.

- Что ж, а теперь давайте решим кроссворд.

- Молодцы, отлично.

- Давайте выполним следующее задание, перейдите на пятую и шестую страницы доски. Среди большого количества букв вы должны найти по 6 слов, связанных с космосом и подчеркнуть их. Предлагаем вам выполнить это задание в группах. Для начала назовите правила работы в группах.

Задание «Собери слова».

Слова: луна, планета, ракета, космос, спутник, звезда, орбита, метеорит, луноход, космонавт, комета, солнце.

- Отлично, мы справились со всеми заданиями. С уверенностью можно сказать, что вы готовы к полету. Ну что же, поехали! (показ видео про космос).

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Прослушивают аудиозапись

Отвечают на вопросы учителя

Смотрят видео

Собирают ракету

Отвечают на вопросы учителя

Определяют, какие качества нужны космонавтам

Отвечают на вопросы

Разгадывают ребусы

Отвечают а вопросы учителя

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Выполняют интерактивное задание на доске общего доступа

Расставляют планеты в правильном порядке

Решают кроссворд

Выполняют интерактивное задание на платформе.

Выполняют интерактивное задание на доске общего доступа в парах

Находят слова

Фронтальная форма работы.

Средство: слово учителя.

Прием слухового восприятия.

Индивидуальная форма работы.

Наглядный метод (презентация).

#1047;аключительный этап. Рефлексия

- Ребята, какая тема нашего сегодняшнего классного часа?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какую цель мы ставили? Мы её достигли?

- Какие задачи ставили? Мы их решили?

- Давайте узнаем, какое же настроение у вас сейчас, изменилось ли оно или стало еще задорнее!?

- Для этого откройте следующую стр. доски, там представлены космонавты, выберите того космонавта, который соответствует вашему настроению и поместите его в ракету.

- Отлично, вижу настроение у вас стало еще веселей, это здорово!

- Ну а теперь, оцените свою работу на классном часе, для этого перейдите на последнюю стр. доски и отправьте своего космонавта на ракете в космос на ту планету, которая соответствует вашей работе на классном часе.

- Спасибо вам, вы очень умные и сообразительные, нам было приятно с вами работать, до новых встреч!

Подводят итоги с учителем, называют тему, цель и задачи.

Рефлексия.

Оценивают свою работу.

Средство: слово учителя.

Прием слухового восприятия.

Фронтальная форма работы.

Прием ответа на вопрос.

Прием целеполагания.

Наглядный метод


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выпускного праздника в начальной школе "До свидания, школа начальная!"

Сценарий мероприятия, тексты песен, стихи о детях, слова=напутствия от учителя и родителей...

Методические разработки для уроков в начальной школе

Вашему вниманию представлены разработки для уроков русского языка, математики и окружающего мира для начальной школы. Их вы можете использовать как в учебной, так и внеучебной деятельности. Данные раб...

Методический материал для разработки коррекционного урока в начальной школе

Методический материал для разработки коррекционного урока в начальной школе...

Методические разработки для уроков в начальной школе

Материал полезен для учителей начальной школы...

Методические разработки для уроков в начальной школе

Данные материалы послужат помощью в разработке уроков в начальных классах...