Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»
статья

Кинтаева Гульмира Айткалиевна

     Изобретателем методики  коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора педагогических наук Иванова Игоря Петровича .

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samoobrazovaniya_94.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников  в условиях коллективной деятельности»

Учителя 1 «В» класса Кинтаевой Г.А.

     Изобретателем методики  коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора педагогических наук Иванова Игоря Петровича .

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

• Формирование и развитие коллектива;

• Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

• Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;

• Обучение правилам и формам совместной работы;

• Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

    • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

• эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

     • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план.

• Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад.

• Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

• Художественные КТД.

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

• Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

• Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

• Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Стадии коллективного творческого дела.

Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем?

Вторая стадия - коллективное планирование.

Третья стадия - коллективная подготовка.

Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Учитель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Учитель обобщает мнение, высказанное на сборе.

Шестая стадия - учитель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Пять условий педагогического успеха.

Первое условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого ученика.

Второе условие - единство уважения

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы;

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;

Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.

Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

Мотивы ребенка:

  • Потребность в коммуникации.
  • Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
  • Желание выиграть (дух соревнования).
  • Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
  • Осознание развивающей роли КТД.
  • Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

доклад на МО "Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ       Творческ...

Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников"

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выст...

Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности

Цель: Создание в классном коллективе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.Задачи:1....