Презентация по теме "Система работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Марина Леонидовна

Цель презентации - оказать помощь учителям, предложив им базовые рекомендации и инструменты для работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

В презентации рассматриваются следующие вопросы:

1. Особые образовательные потребности ребенка с ЗПР;

2. Аттестация ребенка с ЗПР;

3. Адаптация образовательной программы для учеников с ЗПР;

4. Помощь ребенку с ЗПР на уроке;

5. Формирование учебных навыков при "недозревших" соответствующих психических функциях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с обучающимися с ОВЗ 22 сентября 202 3 года Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда» Базовые рекомендации и инструменты для работы с детьми с ЗПР

Слайд 2

22 сентября 202 3 года МОУ СШ № 40, Волгоград Рассматриваемые вопросы Особые образовательные потребности ребенка с ЗПР Аттестация ребенка с ЗПР Адаптация образовательной программы для учеников с ЗПР Помощь ребенку с ЗПР на уроке 1 3 2 4 5 Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях

Слайд 3

Цель выступления – оказать помощь учителям, а в особенности учителям начальной школы – дать им базовые рекомендации и инструменты для работы с детьми с задержкой психического развития . Кузнецова Марина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ СШ № 40 22 сентября 202 3 года МОУ СШ № 40, Волгоград Кузнецова Марина Леонидовна –спикер

Слайд 4

Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Учитель – первый кто встретит ребенка. Родитель – должен знать что происходит в школе, как учитель может помочь. Администрация – учитель не может работать один. Учитель, родитель и администрация школы – единая команда. Ребенок Отстает Не слышит Сложно Скучно Не может усвоить правила Нет выраженного нарушения слуха Нет выраженного нарушения зрения Признаки задержки психического развития

Слайд 5

Задержка психического развития Важно знать: Как выявить? Каковы причины? Что нужно сделать? 1970 годы – 5 % 1990 годы – 15-16 % 2013 год – 19,5 % ( Лубовский В.И., Кисова В.В., Семенов А.В.) Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Сухарева Г.Е., 1959 Чаще всего у детей с ЗПР нет заключений ПМПК.

Слайд 6

Причины Ухудшение психофизического здоровья детей Изменение требований к школьному образованию Социально-психологические причины Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Эмоциональная неустойчивость Незрелость волевых процессов Повышенная утомляемость и истощаемость Речевые нарушения Особенности мыслительной деятельности ЗПР – это полиморфное нарушение

Слайд 7

Эмоциональная неустойчивость и незрелость волевых процессов Трудно соблюдать школьные нормы и правила Наивность Несамостоятельность Неумение управлять своими эмоциями Задержка формирования учебной мотивации Хочет играть, а не учиться Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Нарушение работоспособности и темпа деятельности Когда устал, становится вялым и сонливым, смотрит в окно или, наоборот, слишком подвижным и расторможенным Чувствителен к нарушению режима, уровню шума, смене погоды и др. Повышенная утомляемость и истощаемость Чаще это медленный темп деятельности Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции Трудности регуляции мышечного тонуса и удержания рабочей позы Неправильный (патологический) захват пишущего инструмента и перенапряженная рука при письме Медленное письмо и/или неаккуратный почерк Почерк резко ухудшается при увеличении нагрузки Трудности координации движений

Слайд 8

Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Проблемы переработки слуховой информации Проблемы фонематического слуха Снижение слухоречевой памяти Бедность словаря, неразвернутая речь Грубые ошибки при письме, особенно при окончаниях Речевые нарушения Неготовность к интеллектуальным усилиям Трудности проведения анализа, синтеза, обобщения Неумение выделить существенный признак Задержка развития словесно-логического мышления Особенности мыслительной деятельности Сильные стороны При хорошей мотивации, отсутствии утомления и в спокойной и доброжелательной обстановке дети с задержкой психического развития могут: Хорошо выполнять доступные и интересные задания Сравнительно быстро понять учебный материал Стремятся понять задачу, учебный материал Самостоятельно находить и исправлять ошибки

Слайд 9

Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Познавательная деятельность приближается к возрастной норме Признаки социально-эмоциональной незрелости Группа А (легкая) Группа В (умеренная) Группа С (выраженная) Познавательная деятельность значительно ниже возрастной нормы Когнитивные нарушения, сниженная мотивация, деконцентрация внимания, инертность, истощаемость Выраженные трудности понимания правил коммуникации Психолого-педагогическая типология ЗПР Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Познавательная деятельность в пределах низкой нормы или ниже нормы Повышенная истощаемость, когнитивные нарушения Аффективно-поведенческие расстройства

Слайд 10

Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Группа А (легкая) Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием типично развивающихся обучающихся Сроки обучения – 5 лет Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, обязательная коррекционно-развивающая область, специальные приемы обучения Группа В (умеренная) Группа С (выраженная) Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию обучающихся с типичным развитием Сроки обучения – 4 года Систематическая социальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося Вариант 7.2. ФГОС ОВЗ Вариант 7.1. ФГОС ОВЗ

Слайд 11

Реализация особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР Учитель – первый встретит ребенка. Родитель – должен знать что происходит в школе, как учитель может помочь. Администрация – учитель не может работать один. Учитель, родитель и администрация школы – единая команда. Ребенок Признаки задержки психического развития Заключение ПМПК Заключение ППК школы Определение специалистов сопровождения Условия организации (психолого-педагогическое сопровождение) Форма обучения Основная цель – сотрудничество родителей и специалистов в интересах детей.

Слайд 12

Чувствует себя неуспешным Снижается самооценка Странное поведение Провоцирует учителя ПРОДОЛЖИТ Аттестация ребенка с ЗПР Типичная контрольная работа – «2» Ребенок Специализированных КИМ пока не разработано. Почему отметка «2»? Нарушение слухового внимания Маленький объем слуховой памяти Речь взрослого слишком сложна Ребенок намеренно игнорирует инструкцию взрослого Нарушение слуха Возможные причины Необходима адаптация процедур аттестации Ребенок получит отметку Будут диагностированы несформированные навыки и пробелы в знаниях

Слайд 13

Визуальная поддержка (памятки, алгоритмы, визуальное расписание) Пошаговое выполнение заданий Организующая помощь учителя Возможное снижение темпа выполнения и объема задания Цветовое структурирование задания ПРОДОЛЖИТ Аттестация ребенка с ЗПР Аттестация проверочных процедур Используйте Правило «одной трудности»: проверочное задание должно содержать не более одного неусвоенного навыка. Обеспечить успешность ребенка (дать возможность подготовить ответ дома) Не спрашивать новый материал Переформулировать трудное задание, например, введение шуточной формы Помощь в анализе задания Разрешить ребенку при выполнения задания использовать наглядный эксперимент и предметно-практические действия (рисование, конструирование, моделирование, ситуация при помощи игры) Опрос во время урока Ребенок может учиться только в зоне своей успешности!

Слайд 14

Ограничить объем и время выполнения. Если не успели дома – предупредить учителя Разработать памятку для выполнения домашнего задания (его порядок и время выполнения, сначала легкие задания – почувствовать себя успешным, затем более сложные) Использовать визуальное расписание, вставить в визуальное расписание после домашнего задания любимое дело или игру) Договориться о том, какие перерывы будут во время выполнения домашнего задания ПРОДОЛЖИТ Аттестация ребенка с ЗПР Адаптация домашних заданий О вариантах адаптации аттестации ребенка должны знать родители! Накопительная система оценивания (личные учебные портфолио) Защита итогового индивидуального проекта Листы продвижения, учитывающие индивидуальную динамику в изучении предмета учащимся Экспертная оценка Различные формы промежуточной аттестации Ребенок может учиться только в зоне своей успешности! Успешность ребенка –это помощь родителей когда она ему необходима.

Слайд 15

Общая Недостаточна для конкретного ребенка ПРОДОЛЖИТ Адаптация образовательной программы для учащихся с ЗПР Любит животных Мотивируется желанием общаться со взрослым Любит отвечать у доски Любит рисовать Примерная АООП Адаптация АООП Необходима Опираемся на сильные стороны, компенсируем слабые Истощается при познавательной нагрузке (рабочее время около 5 мин) Обидчив Плохо понимает длинные речевые высказывания Плохой почерк, патологический захват пишущего инструмента Сильные стороны ребенка (пример) Слабые стороны ребенка (пример)

Слайд 16

Максимальное исключение отвлекающих факторов Правильный температурный режим Правильный выбор и правильная организация рабочего места ребенка Выделение и организация зоны релаксации и физической нагрузки Минимизация отвлекающих шумов ПРОДОЛЖИТ Адаптация образовательного пространства Компетенции учителя Терпение Деликатность Такт Умение контролировать свое поведение по отношению к ребенку ( умение владеть своим голосом, а не повышать его, но при этом уметь говорить строгим шепотным голосом Умение выстраивать границы общения (ребенок с ЗПР чаще инфантилен, ведет себя как ребенок младшего возраста) Образец поведения – учитель! Адаптация образовательной программы для учащихся с ЗПР

Слайд 17

При необходимости введение дополнительного выходного дня Правильное сочетание индивидуальных и групповых форм обучения При необходимости индивидуальное сопровождение тьютора Основной материал дается в начале урока, а не в середине. Подача материала не должна быть монотонной Используются различные опоры: слуховая, двигательная, зрительная, тактильная Сложные инструкции даются частями, в небыстром темпе, фиксируются в зрительной форме Смена деятельности во время урока: разрешить ребенку быть дежурным, включать в дидактические игры движение Изменение статической позы во время уроков Самомассаж, использование сенсорных игрушек ПРОДОЛЖИТ Профилактика утомляемости Адаптация образовательной программы для учащихся с ЗПР

Слайд 18

Помогать решать конфликт Давать другим детям пример отношения к ребенку с ЗПР Отвечать на вопросы одноклассников Организовать групповую работу, в которой ребенок будет успешен Быть справедливым Помогать усваивать и соблюдать школьные правила Определять постоянные обязанности ребенка в школе, попросить одноклассников помочь ПРОДОЛЖИТ Общение с детьми Адаптация образовательной программы для учащихся с ЗПР

Слайд 19

Помощь ребенку с ЗПР на уроке Общая неорганизованность Недостаточная направленность Слабость речевой регуляции Учебная деятельность детей с ЗПР Чтобы правильно усвоить учебный материал и выполнить задание ребенку с ЗПР необходимо: Понять задание (проанализировать условия) Составить план его выполнения Соблюдать этапность (не теряя общей цели) Уметь проанализировать полученный результат Обеспечение сохранности учебной мотивации Дозированное использование элементов игры Правильный подбор заданий по сложности Вовлечение ребенка в поисковую деятельность Поддержка выполнения задания предметным моделированием Создание проблемной ситуации Организующая помощь Учебная мотивация у ребенка с ЗПР-не сильная сторона

Слайд 20

Сюжетно-ролевые игры Театрализованные игры Дидактические игры Предъявление заданий в игровой форме Использование элементов игры на уроке Развитие самостоятельной учебной деятельности Составление расписаний, планов Умение принимать помощь и просить о ней Использование педагогического инструмента «подсказка» Визуализация инструкций Игровая мотивация является предпосылом к учебной мотивации Помощь ребенку с ЗПР на уроке Ребенок с ЗПР не умеет проигрывать. Соревновательные элементы лучше не использовать

Слайд 21

«Если плохо пишет– давайте писать больше» - такой навык не работает. Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях Если не созрели психические функции повторение не даст результата. Чаще всего ребенок идет в отказ и формируется негатив. У детей с ЗПР выражены проблемы с вниманием Снижен объем внимания Концентрация и устойчивость внимания слабо развиты Сложно переключаться Противоположное состояния вниманию – рассеянность. Отвлекает всё. Основные направления помощи при нарушении внимания Обращаем внимание на физическое состояние ребенка Даем время на отдых после интенсивного умственного напряжения Внешняя организация внимания Дополнительные занятия на развитие внимания На признаках истощения смена деятельности на другую (более легкую)

Слайд 22

Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях У детей с ЗПР выражены проблемы со зрительным восприятием Трудно узнать предметы, если они в непривычном ракурсе Трудно узнать предметы на контурных или схематических изображениях Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно Смешивает сходные по начертанию буквы и цифры и их отдельные элементы Ошибочно воспринимает сочетания букв Основные направления помощи при нарушении зрительного восприятия Наглядный материал должен быть свободен от лишних, неиспользуемых непосредственно на данном уроке деталей Класс должен быть хорошо освещен Иллюстрации должны быть достаточно крупными и четкими Неиспользуемые в данный момент подписи на доске лучше закрывать бумажными полосами или специальными занавесками Делать подробные словесные комментарии Давать дополнительное время

Слайд 23

Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях У детей с ЗПР выражены проблемы со слуховым восприятием при нормальном слухе Плохо понимает обращенную к нему речь Отвлекается даже на негромкие звуки Не начинает выполнять задание после инструкции учителя Плохо воспринимает речевую инструкцию Путает при чтении и письме близкие по звучанию буквы Основные направления помощи при нарушении слухового восприятия Минимизация отвлекающих шумов У ребенка должна быть возможность смотреть на лицо и губы учителя Повторение фронтальной инструкции Отслеживание обратной связи Акцентирование важных моментов урока Использование визуальных подсказок, схем, рисунков

Слайд 24

Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях Несформированность пространственных представлений Трудности при одевании и переодевании Трудно уместить вещи в портфеле, представить что туда помещается, а что нет На уроке физической культуры трудно повторять движение за учителем Трудности при нахождении нужной страницы в учебнике, нужного листа, примера, предложения и т.д. Зеркальное написание цифр, букв, чисел Основные направления помощи при несформированности пространственных представлений Маркировка левой стороны страницы тетради или учебника Знакомство с названиями частей тела или усвоения основных пространственных отношений на этом материале Правильное название и демонстрация левой и правой руки, левой и правой сторон пространства Работа с пространством листа Изменение и выделение рабочей строки и межстрочного пространства

Слайд 25

Формирование учебных навыков при «недозревших» соответствующих психических функциях У детей с ЗПР выражены проблемы с нарушением памяти Долго запоминает материал Ограничен объем запоминаемой информации Заучивает материал механически Быстро забывает изученное Снижена полнота и точность запоминания Тратят на припоминание больше времени Основные направления помощи при нарушении памяти Опираться на ведущий тип памяти Учить ребенка приемам запоминания: проговаривание вслух, группировка материала, повторное называние Организация смыслового запоминания Уменьшение объема материала Увеличение времени для запоминания Уменьшение сложности запоминаемого материала Привлечение резервов эмоциональной памяти

Слайд 26

Спасибо Вам 22 сентября 202 3 года МОУ СШ № 40, Волгоград Хорошего дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

В презентации описан опыт  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...

Методическая разработка по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Клубный час "По стране Правознайки"

Цель: Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формиро...

Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования

Актуальностью, выбранной нами темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы обра...

Программа логопедической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, 5 класс)

Программа состоит из пояснительной записки,  плана коррекционно-развивающих занятий. Предназначена для школьных учителей-логопедов, которые продолжают логопедическую работу с учащимися  с за...