Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки
статья
В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе
Рождественская Е.Б.
Учитель начальных классов,
Шишкина С.В.
Учитель музыки
МАОУ «Гимназия №53»
Сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.
Технология комплексно-волнового урока, как инновационная методика развития личности, создающая целостную картину мира у учащихся, была передана школе искусствоведом, музыкантом, просветителем Михаилом Казиником. «В школе главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще» - таково мнение автора методики.
Комплексное воздействие заключается в том, что предметы будут двигаться друг другу навстречу, вместе «возьмутся за тему». Изучаемое явление предстанет объёмно, с разных, «предметных» точек зрения, научных и художественных. Главная роль учителя в этом процессе: найти источник волнения и поддержать это эмоциональное состояние, направить движение этой волны по замыслу учителя. В этом случае изучаемое запомнится, пробудит ученическую любознательность.
Комплексно-волновой урок предусматривает изучение одной темы на нескольких различных уроках, которые проводятся в том или ином классе. Такие уроки учат анализировать, предоставляют возможность самостоятельно выстраивать связи между явлениями, развивают все виды мышления. Формы и методы работы на таких уроках должны быть интересными, познавательно-исследовательскими, способствовать целостности восприятия материала.
Из опыта работы по проведению комплексно-волновых уроков
в 4 классе на тему «Александр Невский на Нижегородской земле»
«Он чувства сердца разделил
между Отчизною и Богом»
Художественно-педагогическая идея: в единстве и взаимосвязи уроков истории, окружающего мира, литературного чтения, различных видов искусства: музыки, живописи, кинематографии, скульптуры раскрыть образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.
С детства на уроках в школе ученики слышат о любви к Родине. А что значит «любовь к Родине»? Ведь для детей это очень масштабное и абстрактное понятие. Что такое любовь, и что мы можем полюбить в своей жизни?
У каждого ответ на этот вопрос свой. Мы любим то, что нам близко, ценно, вызывает интерес и добрые чувства. То, что мы хорошо знаем. Помните слова одной известной песни: «С чего начинается Родина?» Родной дом, двор, друзья, дорога в школу - для ребенка это не абстрактно, а вполне конкретно. Люблю, потому что вижу и знаю.
Но Родина не ограничивается только этим. Растет человек, и понятие Родины растет. И мы, учителя, постепенно расширяем его границы. Оказывается место, где ты живешь – это не только твои дом и улица, это гораздо больше и шире – родной город, родной край… И к ним тоже нужно относиться с любовью и уважением. Понятно, что нужно. Но как полюбить то, что пока выходит за границы твоего личного опыта и привычного круга, с чем ты еще так мало знаком. Ответ один – узнать. Увидеть своими глазами, пообщаться и приобщиться. Теперь и это - твое. Это - часть тебя.
1 урок. Музыка.
Шишкина Светлана Викторовна: Одна из целей уроков музыки в школе - это воспитание у учащихся чувства патриотизма. В своей работе я часто обращаюсь к истории России, к подвигу, мужеству и отваге наших легендарных воинов.
Программа по музыке в начальных классах включает раздел «Россия-Родина моя», в котором в 4 классе изучается тема: «Я пойду по полю белому...»
Эти строки написаны поэтом В.Луговским к одной из частей музыкального произведения Сергея Прокофьева – кантате для хора, оркестра и солистов «Александр Невский». Это произведение мы изучали ранее, знакомились с отдельными музыкальными фрагментами этого сочинения. Александр Невский – русский князь, великий полководец, поднявший под своё знамя русское воинство на борьбу с немецкими рыцарями. Образ его не раз воспевался в песнях, картинах, кинофильмах. Композитор показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.
Живопись и кинематограф помогли воссоздать образ героя давно минувших дней, увидеть храбрость и силу духа прославленного полководца, а музыка, удивительная по силе и выразительности, созданная С.С.Прокофьевым, ярче доносит идею единения и любви к Родине.
Это произведение является ярким примером и образцом героического образа. Александр Невский - это образ человека сильного духа и крепкой веры. Это образ уникальный и неповторимый, в котором объединились способности правителя, дипломата, стратега, воина. Смелость его очень гармонично сочетается с глубокой религиозностью: «Не в силе Бог, а в правде!». Образ героя Александра Невского актуален во все времена. В любви к Отечеству и преданности народу заключен главный стимул его деятельности. Его жизнь оказала влияние на столетия истории Руси и само её существование.
Изучив содержание программ начальной школы, возникла идея интеграции данной темы с другими предметами и внеурочной деятельностью детей.
2 урок. Литературное чтение
Тема: «Летопись». Цель урока: познакомить учащихся с историческими воинами-героями русской земли, в том числе личностью Александра Невского и его ратными подвигами.
3 урок. Изобразительное искусство.
Раздел: «Древние города нашей земли».
Тема урока «Древнерусские воины-защитники», цель и задачи которого – дать представление о воине-защитнике древнерусских городов, рассмотреть виды их одежды и вооружения, форму и цвет на примере триптиха П. Корина «Александр Невский»
4 урок. Окружающий мир.
Узнавать историю - всегда полезно, но непросто для младших школьников. События давно минувших дней не сопоставить с личным опытом, исторический язык дат и фактов тоже своеобразен, до него нужно дорасти.
Поэтому в курс окружающего мира в 4 классе вводятся исторические разделы, где постепенно, в доступной форме дети погружаются в мировую историю и историю своего государства.
Учащиеся знакомятся с легендарным князем и его ратными подвигами в разделе «Страницы Всемирной истории», при изучении темы «Трудные времена на Русской земле», параграф «Защита Северо-западных рубежей. Александр Невский».
Рождественская Елена Борисовна: Мое хобби – изучение истории своего города и родного края. Возникло оно давно. Погружаясь в этот мир, понимаешь, насколько он интересен и безграничен. Изучать его можно постоянно, совершенствуя свои знания. Постепенно пришло желание приобщить к этому и своих учеников.
Так возникла «Азбука юного Нижегородца». Скажу сразу, что идея «Азбуки…» принадлежит учителю Ольге Юрьевне Серовой, которая написала в свое время «Азбуку маленького нижегородца», и издала книгу, в которую вошли основные понятия, связанные с нашим краем, православной культурой.
Моя «Азбука…» рассчитана на детей постарше, 3-4 класса. Разделы и наполнение другие. Мне хотелось структурировать огромный материал, начиная от основных символов Нижнего Новгорода, знаменитых исторических личностей, событий, прославивших нижегородскую землю. Так возникла программа «Азбука юного Нижегородца», и мы начали ее освоение.
Возникла необходимость интегрировать темы кружка с такими предметами как литературное чтение, окружающий мир и, конечно, предметами, изучающими искусство – музыкой и изобразительным искусством.
Постепенно мы пришли к идее использования метода комплексно-волновых уроков, где художественные и музыкальные образы «вдохнут жизнь», эмоционально окрасят исторические события и факты, а значит, помогут детям лучше понять историю родного города и родного края.
В совместной краеведческой работе мы решили использовать и метод проекта. Эта работа – научно-творческий итог серии комплексно-волновых уроков по музыке, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру и занятий кружка «Азбука юного Нижегородца».
В результате комплексно-волнового изучения темы, под впечатлением фестиваля «Столица закатов», где прозвучала кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева у стен собора Александра Невского на Стрелке, ученица Карпицкая Влада решила написать свою научно-исследовательскую работу.
Начался поиск информации. Для более выразительного раскрытия образа легендарного героя, было решено включить в работу не только великое музыкальное произведение С.Прокофьева, но и рассказать о Кафедральном соборе во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского – признанном творении архитектуры середины 19 века. Дополнили образ картины известных художников П.Д. Корина, М. Нестерова, В.А.Серова, В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, иконой «Святой Благоверный князь Александр Невский» и произведение советского кинематографа - фильм «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна.
Как объединить в единую целостную картину историю и искусство? Нужна экскурсия! Так на свет появился фильм «Александр Невский на Нижегородской земле», где Влада выступила гидом (ссылка: https://disk.yandex.ru/i/yNs1B0OR_vipsw).
Впервые фильм был показан ребятам нашей гимназии на классных часах, посвященных памяти Александра Невского. Экскурсией заинтересовались дети и взрослые, учителя и родители, отметившие, что узнали много нового об известном герое.
Изучив методику комплексно-волновых уроков, определив пути внедрения методики в практику проведения занятий, мы убеждены - это широкое поле для развития детской одарённости через «диалог» школьных предметов. Начальная школа – это благодатная почва для проведения таких уроков, т.к. у нас есть простор для создания «волны».
Проведение комплексно-волновых уроков дает положительные результаты. Такие занятия интересны и познавательны для учащихся, вызывают желание узнать новые факты, совершать новые открытия, выходящие за рамки учебного материала. Если ученик «поймал волну», то на всех предметах он на высоте.
Список использованной литературы:
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб.пособие/ – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
- http://www.kazinik.ru/school_of_future.html
- Вебинар "Методика комплексно-волнового урока Михаила Казиника"://
https://www.youtube.com/watch?v=EblWyaqz40w
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540180-1417104393.jpg)
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-348345-1421689108.jpg)
Проект «Классическая музыка в жизни детей» Автор: Солина Марина,4 «А» класс Учитель начальных классов Баринова Н.Н. Учитель музыки Саратцева О.И.
В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-699805-1450011739.jpg)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/03/picture-93390-1688397850.jpg)
Исследовательская деятельность в начальной школе. Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовской области Саратовского района» Деменковой Юлии Леонтьевны.
Доклад из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787585-1462217758.jpg)
Урок русского языка в 3 А классе по УМК «Начальная школа XXI века». Провела : Учитель начальных классов Багеева А.Р. Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных
Задачи урока:1) Предметные: знакомство с притяжательными именами прилагательными .2) Метапредметные: 1. Познавательные: общеучебные универсальные действия – ввести термин «...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-1199097-1576295311.gif)
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...