Материал для родителей
материал (4 класс)

Сапрыкина Светлана Борисовна

Не за что!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitrob.doc442.5 КБ
Файл vospitzanyatie.pptx924.55 КБ
Файл vospitkonspekt.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Направление мероприятия: Духовно-нравственное воспитание.

Тема мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа».

Ценность мероприятия: обучающийся уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Цель мероприятия: организация деятельности обучающихся для знакомства с традициями и обычаями русского народа.

Задачи мероприятия:

Воспитательные: воспитывать патриотизм, бережное отношение к традициям и обычаям русского народа.

Развивающие: формировать умение анализировать полученную информацию.

Образовательные: познакомить с культурой русского народа: традициями, обычаями.

Содержание мероприятия: технологи: проблемного обучения; критического мышления; «Верите мне или не верите».

Оборудование: интерактивная доска, планшет, документ-камера.

Ход мероприятия:

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Ивановна, сегодняшнее мероприятие поведу у вас я.

О.: Здравствуйте.

У.: Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке, где нам предстоит открыть её сундук и узнать, что он в себе хранит.

У.: Чтобы узнать тему нашего мероприятия вам необходимо разгадать ребусы. (слайд 2)

  

У.: Как будет звучать тема нашего урока?

О.: Традиции и обычаи русского народа.

У.: Верно, тема нашего мероприятия: «Из бабушкиного сундука: традиции и обычаи русского народа».

У.: Что такое традиции?

О.: Сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. (слайд 3)

У.: Что такое обычаи?

О.: Это правила поведения людей в повседневной жизни. (слайд 4)

У.: Хорошо! Ребята, как вы думаете, почему люди соблюдают традиции и обычаи? Нужны ли нам традиции и обычаи?

О.: Для того, чтобы помнить историю и то, как жили наши предки. Конечно нам нужны традиции и обычаи.

У.: Правильно. Перейдём к традициям русского народа. После того, как мы откроем традицию мы будем отправлять их в сундук.

У.: Чтобы узнать какая традиция будет у нас первой, вам необходимо собрать пазл в паре. У каждого из вас на столе лежит конверт, в котором находится часть пазла. Вспомним правила работы в паре. (слайд 5)

О.: 1. Работать дружно.

2. Уметь слушать соседа по парте.

3. Уважать мнение соседа по парте.

4. Если не согласен с мнением – докажи свою точку зрения.

У.: Приступайте к заданию, на выполнение у вас будет 1 минута. После выполнения один человек выйдет и покажет на документ-камере как выглядит собранный пазл.

У.: Заканчиваем выполнять задание. …, выйди и покажи, что у тебя получилось? Как называется эта традиция?

О.: Масленица.

У.: Что вы знаете о масленице?

О.: Масленица длится неделю. Главным атрибутом праздника является кукла, которую потом сжигают.

У.: Верно. Масленица — самый весёлый, шумный народный праздник. Он длится целую неделю! В это время все пекут круглые, румяные, горячие блины, ходят друг к другу в гости, поют и пляшут, сжигают самодельное чучело Зимы, сделанное из соломы и наряженное в женскую одежду.

У.: Теперь мы можем положить эту традицию в сундук. (слайд 6)

У.: Мы отправляемся дальше. После масленицы начинается Великий пост, каким праздником он заканчивается?

О.: Пасхой.

У.: Сейчас мы прочитаем стих Сергея Есенина о Пасхе. Подумайте, какие эмоции вызывает этот стих. (слайд 7)

О.: Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою,

Бледная луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

У.: Хорошо, какие эмоции вызывает у вас этот стих?

О.: Этот стих вызывает ощущение весны, радость, приход веселья и радости.

У.: Отлично, ребята. Положим ли мы эту традицию в сундук? (слайд 6)

О.: Да!

У.: Следующая традиция русского народа это пословицы.

https://learningapps.org/view31497895 

У.: У вас на парах лежат планшеты, вам необходимо будет соединить правильно пословицы. Один из вас будет выполнять это задание на доске. Но перед началом вспомним правила работы с планшетами.

О.: 1. Экран планшета должен располагаться в 30–40 см от глаз.

2. Работать чистыми и сухими руками.

3. Работать только за партой. (8 лайд)

У.: Верно! На выполнение задания у вас будет 1 минута. Приступайте.

У.: У всех получилось так как на доске? Прочитайте, что у вас получилось.

О.: 1. Век живи – век учись.

2. Повторенье – мать ученья.

3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

4. Ученье – свет, а неучение - тьма.

У.: Вы отлично справились, молодцы! Поместим мы эту традицию в сундук?

У.: Конечно!

У.: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите мне или не верите». У вас на партах лежит 2 сигнальные карточки. Зелёный – верите, красный – не верите. Я буду зачитывать вам факты о празднике Иван Купала. Если факт об этом празднике поднимаете - зеленую карточку, если о другом – поднимаете красную карточку.

У.: Иван Купала — один из самых разгульных праздников в году, в нём традиционно принимало участие всё население посёлка, села, города.

О.: Зеленая карточка.

У.: Народ сжигает самодельное чучело Зимы.

О.: Красная карточка.

У.: На Ивана Купалу принято дарить друг другу подарки.

О.: Красная карточка

У.: В этот день купались в росе и воде.

О.: Зеленая карточка.

У.: Молодцы, ребята! Для завершения нашего занятия сделаем с вами синквейн на тему традиций. На ваших партах лежат карточки, на которых вы будет выполнять синквейн. (слайд 9)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

У.: Зачитайте, что у вас получилось


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

И Традиции и обычаи русского народа

Слайд 3

Традиции - с ложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Слайд 4

Обычаи - э то правила поведения людей в повседневной жизни.

Слайд 5

1. Работать дружно. 2. Уметь слушать соседа по парте. 3. Уважать мнение соседа по парте. 4. Если не согласен с мнением – докажи свою точку зрения.

Слайд 7

Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. (Сергей Есенин) Пасхальный благовест

Слайд 8

https://learningapps.org/view31497895

Слайд 9

1. Экран планшета должен располагаться в 30–40 см от глаз. 2. Работать чистыми и сухими руками. 3. Работать только за партой.

Слайд 10

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия «Обычаи и традиции русского народа»

Тема: «Обычаи и традиции русского народа»

Цели: Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия; развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Задачи: 1. Образовательные: Познакомить учащихся с основными обычаями и традициями русского народа; расширить словарный запас учащихся, введя новые термины и понятия, связанные с обычаями и традициями; развить навыки чтения и понимания текстов на тему обычаев и традиций русского народа; развить навыки устной речи, позволив учащимся выразить свое мнение о русских обычаях и традициях.

2. Развивающие: развить культурологические компетенции учащихся, позволив им понять и оценить ценность и значимость обычаев и традиций русского народа; развить навыки критического мышления, позволяющие учащимся анализировать и оценивать обычаи и традиции русского народа.

3. Воспитательные: воспитывать уважение и интерес к культуре и истории русского народа; воспитывать патриотические чувства и гордость за свою национальность; воспитывать учащихся в духе соблюдения и сохранения национальных обычаев и традиций.

Ход урока

I. Организационная часть. Постановка проблемы и задач занятия

Учитель: Здравствуйте,  ребята,  Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

 Для того чтобы узнать тему нашего занятия,  необходимо разгадать ребус.

-Объединим ребусы и сформулируем тему нашего занятия.

- «Обычаи и традиции русского народа»

- Знаете ли вы, что такое обычаи?

- Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

обмениваться рукопожатиями при встрече, дарить подарки, пить чай после еды.

-А что такое традиции?

- Традиция — это социальная норма, передающаяся из поколения в поколение и выражающая ценности общества.

-Можете ли вы ответить на вопрос: почему русский народ бережно хранит свои традиции? И как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

- Нет.

– К концу занятия мы должны ответить на поставленные вопросы.

II. Открытие новых знаний

-Вспомним правила работы в группе.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

-Каждая группа получает текст о праздниках русского народа. Вам необходимо прочитать его и ответить на вопрос: почему русский народ бережно хранит традицию о которой рассказывается в тексте?

Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

Праздник урожая

Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы, заложена основа благосостояния семьи на будущий год.

почему русский народ бережно хранил эту традицию?

Сейчас мы выполним интерактивное задание, вспомним правила работы с интерактивной доской.

-На расстоянии вытянутой руки

-Работать чистыми, сухими руками

Крещение (19 января)

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Этот день посвящен воспоминанию евангельского события о том, как пророк Иоанн Предтеча крестил Христа в водах реки Иордан. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются "Орешки” или "В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

почему русский народ бережно хранит эту традицию?

Выполним интерактивное задание.

Масленица

Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: "Молоко сгорело” или "Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. По обычаю все "прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.

почему русский народ бережно хранит эту традицию?

        

-Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.

III. Закрепление пройденного материала

Мы ответили на вопрос  почему русский народ бережно хранит свои традиции. Осталось ответить на вопрос: как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

- Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

IV. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие, если вы узнали сегодня много нового, поднимите вверх красную карточку, если вам было что-то непонятно, поднимите синюю карточку вверх.

V. Итог занятия 50.50

Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для родителей

Полезно знать каждому родителя отправляющему ребёнка в школу....

материал для родителей

чтение и читательская деятельность...

Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания

" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно  среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды  в в...

материал для родителей

Организация работы над ошибками по русскому языку.  3класс....