Урок Забайкаловедения в 3 классе "История консервной банки"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Солодовникова Наталья Витальевна

Цель урока:  воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Забайкаловедения в 3 классе                      16.04.2014 г.

Тема: История консервной банки

Цель:  воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. 

Задачи: 1. Научить выполнять правила личной экологической безопасности, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, поселке, природном окружении.

 2. Обеспечить элементарный опыт анализа учащимися экологической проблемы, ориентации в экологически значимой ситуации.

3. Формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора.

4. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, экологическую культуру младших школьников.

Планируемые достижения учащихся:

- Понять, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.

- Научиться через практическую работу находить полезное применение консервным банкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, аудио-музыка «Как прекрасен этот мир», глобус с подсветкой, выставка фотографий «Что оставим мы потомкам…»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Сегодня мне снова понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Звучит музыка «Как прекрасен этот мир…» (Слайд 1)

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой светящийся шар. Это наша планета – Земля. (Слайд 2)

Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается всеми красками радуги… И как важно, чтобы это продолжалось вечно.  (Слайд 3)

Выполняют действия

УУД (регулятивные: саморегуляция)

(Дети открывают глаза и видят глобус с подсветкой).

УУД (личностные: самоопределение)

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Рассказ учителя.  (Слайд  4) Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы: из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы.

(Слайд 5) Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу.  

 Кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. (Слайд 6)

– Как вы думаете, может ли планета заболеть?

Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. (Слайд 7)

Ответы детей.

УУД (регулятивные: целеполагание, планирование)

УУД (регулятивные: прогнозирование)

Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.

Формулировка учащимися одной из проблем экологии (тема урока)

– Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем. Какую? Посмотрите на выставку «Что оставим мы потомкам…» и сформулируйте эту проблему самостоятельно (фотографии мусора, пустой степи).

(Слайд 8) Проблема отходов и их утилизации.  На примере обычной металлической банки мы рассмотрим, как такой мусор может служить людям. Определите тему урока.  Постановка задач урока учащимися.

- О чем мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

Тема: «История консервной банки»

УУД (познавательные: постановка и решение проблемы)

УУД (коммуникативные: управление поведением партнёра)  Ответы детей.

УУД (личностные: самоопределение)

Открытие нового знания

Цель: обсуждение и решение устной задачи.

- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты? И что можно получить из различных видов мусора после вторичной переработки? 

На все эти вопросы ответите вы сами. 

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: историков, ученых, экологов, которые помогут решить проблему. Что они изучают? 

 (Слайд 9-10) Мини-конференция «Проблема утилизации мусора» 

– Вот мы и подошли к проблеме утилизации отходов. От гор мусора не так просто избавиться.

Историки – изучают прошлое, историческое время. Ученые – делают опыты, открывают мир науки. Экологи – следят за чистотой в окружающей природе.

Выступают экологи, историки, ученые.

УУД Познавательные: логические.

Включение нового знания в систему знания и повторения.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

(Слайд 11) Творческая, практическая работа.

1 группа создают мини-проект «Мы за чистоту!»

Цель: призывать людей не выбрасывать мусор на улицу.

2 группа мини-проекты «Вторая жизнь алюминиевой банки» Цель: показать вторичное использование алюминиевой банки.

Физминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!

Индивидуальная творческая работа. Защита проектов.

УУД Коммуникативные: управление поведением партнёра.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

Д/з: Продолжить практическую работу по переработке бытового мусора в ближайшее время: изготовить  сувениры и поделки к праздникам.

– Так как же вы думаете, кем должен быть человек – сыном природы или ее покорителем? (Слайд 12) 

Человек наделен разумом – это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Экологи придумали прекрасный праздник, который мы отмечаем 22 апреля – День Земли. Сохраняя Землю от мусора, «Что оставим мы потомкам…» Посмотрите на выставку (фотографии красивой природы).

«Природа служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы её должны уважать и беречь» (Н. Сладков) (Слайд 13-20)

Молодцы! Спасибо за урок!

Ответы детей.

Своё применение могут найти и многие другие вещи, которые оказываются на свалках. Пройдёт совсем немного времени, и люди обязательно научатся правильно собирать и перерабатывать мусор. Но в это дело каждый из нас должен внести частичку своего старания.

УУД

Регулятивные: умение корректировать свои действия. Коммуникативные: умение ориентироваться в своих знаниях.

Личностные: будут сформированы способности к самооценке на основе критериев успешной  учебной деятельности.

Мини-конференция «Проблема утилизации мусора»

Экологи: Таяние снега имеет одно неприятное последствие. Весь накопившийся за зиму мусор, который был под ним скрыт, теперь оказался на поверхности. Во многих домах и на улицах к весне скапливается много мусора. Опасен мусор в местах отдыха. Каждый знает, как неприятно отдыхать на берегу реки, где валяются консервные банки и пластиковые бутылки! К сожалению люди сами устраивают свалки в ближайшем овраге. Иногда мусор вываливается в лесу или на берегу речки. Так могут поступать только люди, которые не умеют уважать себя и других людей. Каждый из нас может сделать выбор! И этот выбор определяется нашими поступками! Если мы любим Россию – наш общий дом, то, как и в любом другом доме, мы должны соблюдать в нём чистоту.

Историки: Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

Оказалось что:

200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

2 век  В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

14 век   После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора. Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

18 век  В Лондоне появились первые мусорные баки. Руководство  Нью-Йорка приказало выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

19 век  В Англии  началось организованное сжигание городского мусора.  В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

20 век  В США изобретены машины,  прессующие мусор. В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в  военных целях. В Нью-Йорке открылась свалка, до сих пор остающаяся  крупнейшей в мире.  Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Ученые: Мы все знаем из чего состоит мусор: это стекло, бумага, остатки полиэтиленовой и картонной упаковки, металлические банки из-под напитков. Из всего этого мусора   серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, подземных вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь?  Мы выяснили что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет. Представляем вам данные.

Разложение бытовых отходов в земле:

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет   (закопаете под сливой - 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожа - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки,  Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.

- Давайте договоримся, что не будем бросать мусор, где попало, а только в урну, мусорное ведро, контейнер.

Ученые:  Во многих странах мира люди уже не просто стремятся сохранить чистоту вокруг себя. Свалки не могут вместить весь производимый людьми мусор. Сжигать его нельзя, образующийся дым очень ядовит. Собранный мусор сортируют, разделяя металл, бумагу, стекло, пластик. Во многих городах для этого существуют отдельные мусорные  баки. После сбора каждая часть мусора отдельно отправляется на вторичную переработку. Такой мусор может снова и снова служить людям.

Ученые:  (Слайд 10) Давайте рассмотрим это на примере обычной металлической банки. Банка состоит из металла, который называется алюминий. Люди используют этот металл для самых разных целей. Если собранные банки расплавить на заводе, из них можно изготовить новую упаковку. Сейчас в мире уже больше половины алюминиевых банок возвращается на заводы. Ещё из этого металла можно сделать фольгу, корпус для самолёта и даже космического корабля.

Физминутка

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет нашу природу

От коварного огня? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых,

И строительный забор? (тишина)

Кто из вас в реке купался,

И на пляже загорал?

А когда домой собрался

Мусор за собой убрал? (Это я, это я, это все мои друзья!)

На привале кто в лесу,

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил? (тишина)

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не ловит,

И цветы совсем не рвет? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит,

Кто природу охраняет?

За порядком кто следит? (Это я, это я, это все мои друзья!)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Досатуйская СОШ Урок Забайкаловедения в 3 классе Тема : История консервной банки Солодовникова Н.В. учитель начальных классов

Слайд 3

Мир ослепительно переливается всеми красками радуги…

Слайд 6

Кем должен быть человек?! Сыном природы? Покорителем природы?

Слайд 7

Может ли планета заболеть?... Экологические проблемы

Слайд 8

Проблема отходов и их утилизация .

Слайд 9

«История консервной банки» Алюминий

Слайд 10

Экологи Историки Учёные Мини-конференция «Проблема утилизации мусора»

Слайд 11

«История консервной банки» Алюминий

Слайд 12

Мини-проект «Мы за чистоту!» Цель: призывать людей не выбрасывать мусор на улицу. Мини-проекты «Вторая жизнь алюминиевой банки » Цель: показать вторичное использование алюминиевой банки.

Слайд 13

Кем должен быть человек?! Сыном природы? Покорителем природы? « Природа служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы её должны уважать и беречь » (Н. Сладков)

Слайд 14

Чистоты и уюта Вам!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии "Пластилиновый аквариум в банке"

Презентация по технологии для учащихся 3-4 классов "Пластилиновый аквариум в банке"...

Первые заморозки. Презентация к уроку по Забайкаловедению в 3 классе.

Презентация к уроку по Забайкаловедению в 3 классе на тему: "Первые заморозки"...

Урок забайкаловедения в 3 классе по теме "Первоцветы"

На уроке идёт развитие метапредметных универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется работе с информацией из разных источников. Для урока подготовлена технологическая карта....

Технологическая карта урока педагогики «Для чего нужны банки» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические:познакомить обучающихся с видами банков;формировать представления у обучающихся о роли банка;п...

Технологическая карта урока по педагогике: "Зачем нужны банки?" (1 класс)

Планируемые результаты:Личностные:  -учиться оценивать собственную деятельность;-формировать адекватную самооценку;-развивать умение работать в группе;Метапредметные:- расширить знания о понятиях...

Технологическая карта урока педагогики "Для чего нужны банки" (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о такой финансовой организации, как банк.Задачи урокаДидактические: 1.познакомить обучающихся с видами банков;2.формировать представления у обучающихся о роли ба...