"Газетные речевые жанры"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Головачёва Надежда Петровна

Урок риторики в 4 классе с использованием ИКТ. В качестве примера газетных жанров рассматриваются заметка, репортаж, хроника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: риторика
Класс: 4 «Б», МБОУ «СОШ № 25»
Программа: «Школа России»

Учитель: Головачёва Н.П.
Тема:  «Газетные речевые жанры. Разнообразие газетных жанров, их разновидности по преобладанию фактической и эмоциональной информации: хроника, информационная заметка, репортаж»
Технология: личностно ориентированного обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Дата проведения: 19.03.2014 г.

Цель: Формирование представления учащихся о разнообразии газетных информационных жанрах
Задачи:
Обучающие
: познакомить учащихся с понятиями «хроника», «информационная заметка», «репортаж»; учить получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в паре, группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, интерес к работе журналиста
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:  учебники, персональный компьютер, презентация «Газетные речевые жанры», карточки для групповой работы, опорные рисунки для этапа целеполагания.

Структура урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)

2.  Актуализация знаний. (2 мин.)

3. Целеполагание. (3 мин.)

4. Реализация построенного проекта. (20 мин.)

5. Самостоятельная работа. (7 мин.)

6.Домашнее задание. (3 мин.)

7. Итоговая рефлексия. (4 мин.)

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Доброе утро! Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы.

2.  Актуализация знаний. 

- Прочтите загадки. Как вы считаете, что их связывает? О чём они? (Слайд 2)

- Что такое газета? Для чего она нужна? Как этот материал может быть связан с темой предыдущих уроков?

4. Целеполагание.

- Какие  задачи поставим на сегодняшний урок? Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться?

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Из каких источников можем получить необходимую информацию?

(На доске крепятся карточки с темой и задачами урока, опорные рисунки для планирования действий)

4. Реализация построенного проекта.

А) Рассказ учителя

Чтение слайдов 3-7

- Какого рода информация помещалась в первых газетах? Какая информация пользуется спросом в наше время?

- Зачем нужны газеты в наши дни, если всю важную информацию можно получить из телевизора и интернета?

Б) Работа в парах

- Откройте учебник на с.136, прочтите определение. Как вы его понимаете?

- Пользуясь схемой на с.137, выполните № 192 (проверка фронтально)

- Какие газетные жанры встретились в задании? Как вы считаете, в чём их различие? Зачем нужны разные газетные жанры?

В) Новый материал

Чтение слайдов 8-11

- В чём выражаются отличительные особенности каждого жанра?

Г) Работа в группах

- Образуйте группы. Перед вами карточки с тремя текстами. Это разные сообщения об одном и том же событии. Пользуясь полученной информацией, попробуйте определить, какой из данных текстов является заметкой, какой – хроникой, а какой – репортажем.

Выступления групп, обсуждения. Проверка по слайду 12.

Физкультминутка

С добрым утром, детвора! Просыпаться всем пора!

Потянулись – потянулись. Вот уже почти проснулись.

Руки в стороны, вперёд, а теперь наоборот.

Прыгай дружно прыг да скок. Продолжаем свой урок.

- Какую из статей читать было интереснее? Почему? Из какой узнали больше важной информации?

- Всю газетную информацию можно разделить на логическую и эмоциональную. В чем, на ваш взгляд, отличие этих понятий? (Слайд 13)

- Вернёмся к № 192. Какие из перечисленных жанров имеют логическую окраску, а какие – эмоциональную? (Обсуждение, выступления групп)

5. Самостоятельная работа.

- Откройте учебник на с.138, № 193. Прочтите задание. Что требуется выполнить? (проверка индивидуально)

6.Домашнее задание. (3 мин.)

- Дома вам нужно создать заметку о событии, произошедшем в нашем классе в этом учебном году. Вспомните, какие интересные мероприятия мы провели, а может, вы расскажете о ком-то из одноклассников или поделитесь информацией о своих собственных увлечениях. Все заметки мы соберём и создадим выпуск стенной газеты. Подумайте, как её можно назвать.

- А чтобы легче было выполнить задание, давайте ещё раз прочтём требования к заметке (Слайд 14)

7. Итоговая рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед нами стояли? Все ли задачи удалось реализовать?

- Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?

- Давайте проверим эффективность урока. Оцените свои знания по новой теме при помощи цветовых сигналов. Красный – сам не смогу верно определить газетные жанры, нужна помощь; жёлтый – могут возникнуть некоторые затруднения; зелёный – хорошо усвоил новый материал, сам смогу его применить.

- Каким светом загорелся наш светофор? Можем ли мы переходить к следующей теме? Обсуждение результатов. Выставление оценок.

- Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!

Карточки для групповой работы

1. «Самым первым в космос полетел с огромной скоростью отважный русский парень, космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно12 апреля 1961 года, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. Полёт прошёл удачно и первый в мире космонавт благополучно вернулся на родную советскую землю.»

2. «12 апреля 1961 года в Советском Союзе произведён старт космического корабля с товарищем Гагариным Юрием Алексеевичем на борту. В 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо". В 10 часов 15 минут пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо". В 10 часов 25 минут космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал успешно снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.»

3. «12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик-майор Гагарин Юрий Алексеевич.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газетная вырезка с информацией об участии в конкурсе

О том как проходил конкурс "Лучший по профессии"....

Лексика газетных заголовков

ЛЕКСИКА ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ.       1.ВведениеМне очень нравится журналистика, в будущем я бы хотела стать профессиональным журналистом, работать в газете. С чего начинается газета?...

"Требования и замечания как речевые жанры педагогического взаимодействия"

Выступление на МО начальных классов.В нём  говорится о проблеме общения, проблеме взаимодействия учителя с учащимися....

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Телеграмма как один из жанров письма в формировании речевой идентичности младших школьников".

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС. Основная задача: учить составлять телеграмму на основе выделения главной мысли письма-просьбы....

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

"Газетные речевые жанры" (ИКТ)

Презентация к уроку риторики в 4 классе...

Речевые жанры в начальном курсе русского языка

Обучение речевым жанрам это обучение совместной учебно-познавательно деятельности группы учащихся под руководством учителя. ...