Развитие исследовательской компетентности младших школьников на основе метода проектов.
методическая разработка на тему

Щеголькова Елена Викторовна

Материрал предназначен для учителей начальных классов. Информация будет полезна для организации внеурочной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

  1. Кафедра теории и методики начального образования

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика начального образования»

  1. Развитие исследовательской компетентности младших школьников на основе метода проектов

                                                                                          Выполнила студентка

2 курса группы з/721пн

                                                                                  Щеголькова Е.В.

_________________                                                                                                                     (подпись)

Научный руководитель

                                                                                           канд. пед. наук доцент

                                                                            Богуцкая Т.В.

_________________

(подпись)

                                                                                         Дата защиты _______

                                                                                           Оценка ____________

                                                      Барнаул – 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3    

Глава I     Использование метода проектов в начальной школе

1.1 Сущность и типология метода проектов……………………………………5

1.2 Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе

 во внеурочной деятельности……………………………………………………8

1.3 Требования стандартов к использованию метода проектов в

 начальной  школе……………………………………………………………....10

         

Глава II    Развитие исследовательских умений у учащихся начальной

школы на внеурочных занятиях средствами метода проектов.

2.1 Значение исследовательской компетентности в развитии

младших школьников………………………………………………………......12

2.2 Потенциал внеурочных занятий для развития

исследовательской компетентности младших школьников…………………14

2.3 Рекомендации педагогам по развитию исследовательской

 компетентности средствами проектной деятельности……………………...15

         

Заключение……………………………………………………………………..18

Введение

Актуальность.

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогом на современном этапе, является воспитание личности ребёнка, способной к позитивной социализации в окружающем мире. От признания «знаний, умений и навыков» (как основных итогов образования) произошёл сдвиг к пониманию образовательной деятельности как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.

На сегодняшний день вместо простой передачи «знаний, умений, навыков» от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»  -  эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач - от постановки проблемы до представления конечного результата. Жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания ему понадобятся в будущем, поэтому возникает необходимость обучаться и развиваться в течение всей жизни.  Метод проектов учит школьников самостоятельно добывать знания из различных источников и применять эти знания для решения конкретной задачи.

Основоположник метода проектов  -  американский философ – идеалист – Джон Дьюи. Этот метод зародился во второй половине девятнадцатого века в школах США, основывался он на теоретических концепциях  «прагматической педагогики».  В России проектный метод обучения  стали применять с 1905 года.  Этот метод широко использовался  в двадцатых годах двадцатого века А.С. Макаренко, но в 1931 году метод проектов был запрещен постановлением ЦК ВКП(б), так как он привёл к падению качества обучения по следующим причинам: отсутствие обученных методу педагогических кадров; слабая разработанность методики проектной деятельности; использование метода проектов в ущерб другим методам обучения.

 Теоретические основы деятельностного подхода как ведущего принципа процесса обучения  и развития младших школьников разработаны отечественными психологами и дидактами: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным , А.Н. Леонтьевым С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным,  Л.В. Занковым, В.В. Давыдовым и др. В трудах этих учёных убедительно доказано, что в психическом развитии детей семи-десяти лет ведущую роль играет учебная деятельность  как целенаправленный процесс. В частности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка педагога ввести ребёнка в мир познания, минуя его собственную деятельность, подрывает основы развития ученика, его личных свойств и качеств. Ряд современных исследователей

( Н.В. Иванова, Н.М. Конышева, И.А. Колесникова И.М. Павлова, Н.Ю.Пахомова, Н.Г. Шаповалова и др.) обоснуют следующее положение: ПРОЕКТ- это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра  исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный  метод по их мнению - это универсальный метод: он совместим с различными системами  обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной)

Методологический аппарат

Объект:  формирование исследовательской компетентности  младших школьников.

Предмет: роль  метода проектов в формировании исследовательской  компетентности младших школьников.

Цель:  выявить влияние метода проектов на развитие исследовательской компетентности младших школьников.

Задачи: * изучить сущность и типологию метода проектов

              * изучить особенности применения метода проектов

                 в начальной школе

                 во внеурочной деятельности

              * изучить требования ФГОС к использованию метода проектов

                 в начальной школе

              * изучить значение исследовательской компетентности в

                 развитие   младших школьников

              * определить потенциал внеурочных занятий для

                 развития исследовательской компетентности младших школьников

              * разработать рекомендации для педагогов по развитию

                 исследовательской   компетентности средствами

                 проектной деятельности

Гипотеза: предполагаю, что использование метода проектов во время внеурочной деятельности способствует развитию исследовательской компетентности младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, анкетирование младших школьников и их родителей,  наблюдение, анализ продуктов деятельности.

База исследования: МБОУ Калистратихинская СОШ, класс 1

Глава I    Использование метода проектов в начальной школе.

1.1 Сущность и типология метода проектов

Проект – замысел, план.

Метод  - система приёмов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями.

Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

Целью метода проектов является развитие самостоятельной творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Сущность метода проектов  заключается в следующем:

создание проблемной  ситуации  –  поиск способов решения (выдвижение гипотез)  – исследовательская (поисковая) деятельность  –  оформление результатов  –  защита проекта  –  рефлексия.

                                               Типология проектов

Типологические признаки

Типы проектов

Краткая  характеристика

Доминирующая в проекте деятельность

Исследовательские

Творческие

Информационные

Практико-ориентированные

полностью подчинены логике исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации,, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, и пр.

Изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Предметно-содержательная область

Моно-проект

межпредметный

проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы

 выполняются во внеурочное время.

 Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта

Характер координации проекта

Проект с открытой координацией

Проект со скрытой  координацией

 координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта.

координатор не обнаруживает в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта

Характер контактов

Внутришкольный

Региональный

Международный

 организуется внутри одной школы  внутри региона, одной страны

международный характер (требуются средства информационных технологий)

По количеству участников

Индивидуальный

Парный

Групповой

индивидуальная работа

между парами участников

между группами участников

По продолжительности

Краткосрочные

Долгосрочные

для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы

 от месяца до нескольких месяцев

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

1.2  Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность является одной из разновидностей деятельностного подхода к освоению детьми новых знаний.

 Основное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе  групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

 При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников. Возраст, конечно, накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако,  постепенно начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность,  начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Темы для проектов должны быть понятными и значимыми для детей этого возраста. Результат проектной деятельности  -  личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. По содержанию проекты могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.

Чем меньше дети, тем большая помощь требуется от взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Целесообразно привлекать к работе над проектом родителей младших школьников.

В использовании метода проектов в начальных классах эффективна следующая очерёдность его модификаций: от краткосрочных однопредметных проектов к долговременным  межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Этапы работы над проектом  

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивационный

Заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой.

Обсуждают, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы.

2

Планирующий

Координирует деятельность учащихся, помогает (если нужно)

Уточняются задачи, вырабатывается план выполнения проекта, определяются средства достижения цели, уточняются источники информации, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.

3

Информационно-операционный

Наблюдает за ходом выполнения проекта, координирует действия участников проекта, поддерживает и помогает (если помощь нужна), сам является источником информации.

Собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, оформляют проект, составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

4

Рефлексивно-оценочный

Является участником коллективной оценочной деятельности.

Представляют и защищают проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленной цели, исправляют или дополняют содержание проекта.

  1. 1.3  Требования стандартов к использованию метода проектов в начальной школе.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвигает  новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В процессе работы над проектом  у младших школьников формируются следующие виды УУД:

* коммуникативные (постановка вопросов, решение конфликтов, отстаивание своей точки зрения, управление поведением)

* регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценивание, саморегуляция)

* познавательные (постановка и решение проблемы)

* личностные (самоопределение)

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,  определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта деятельность позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

В проекте базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат):
* Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
* Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
* Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
* Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
* Использование исследовательских методов, что предполагает:
1) определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
2) выдвижение гипотезы их решения;
3) обсуждение методов исследования;
4) оформление конечных результатов;
5) анализ полученных данных;
6) подведение итогов;
7) корректировка;
8) получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.)

  1. Глава II.
  2.  Развитие исследовательских умений у учащихся начальной школы на внеурочных занятиях средствами метода проектов

  1. 2.1 Значение исследовательской компетентности в развитии младших школьников.

 Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.  Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

 Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук  А.В.Хуторского, я  выбрала  главные, на мой взгляд, компетенции, которые учитель формирует в начальной школе: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, исследовательские. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.  Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Последовательность процесса формирования исследовательских компетенций может варьироваться в зависимости от специфики учебного заведения, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, работы научного общества в школе, возраста учащихся. Работа над исследовательскими компетенциями учащихся – это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей. Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов развития исследовательских компетентностей у младших школьников является метод проектов. Самостоятельно освоить и построить системы новых знаний школьник может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заинтересованным в получении исследовательских результатов. При этом инициативное, самостоятельное, исследовательское отношение учащихся к действительности, другим людям и самому себе как исследователю является одним из важнейших элементов сознательного подхода к необходимости формирования его исследовательской компетентности.

Сущность исследовательской компетентности проявляется через взаимосвязь ее компонентов: мотивационного, информационного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного, личностного.

Мотивационный компонент связан со сформированностью интереса школьника к исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой, потребностью в этой деятельности и направленностью на достижение ее результатов.

Информационный компонент обусловлен умениями учащегося добывать и обрабатывать информацию, навыками работы с современной компьютерной, мультимедийной и другой техникой

Когнитивный компонент представлен умениями использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях; обусловлен системой знаний об исследовательской деятельности, ее нормах и ценностях в современном обществе. Когнитивный компонент включает следующие умения:

*   умение видеть проблему и формулировать ее;

*   умение формулировать цели и задачи исследования;

*   умение осуществлять библиографический поиск, получать и

      обобщать  информацию по вопросу;

*   умение использовать разнообразные методы эмпирического исследования;

*   умение в определенной последовательности выполнять исследование;

*   умение излагать ход и результаты работы, правильно оформить

      свою исследовательскую работу и т. п.

Коммуникативный компонент связан со следующими умениями:

  *   умение организовывать и осуществлять продуктивную коммуникацию как

      с отдельными лицами, так и с группой людей;

  *   умение находить и видеть нестандартные способы решения задач;

  * умение принимать решения с учетом личностных и социальных последствий;

  * умение рационально планировать свои действия в исследовательской группе;

  * умение видеть и находить способы решения проблем в групповом взаимоотношении, принимать свои решения с учетом интересов всех членов исследовательской группы, использовать законы межличностного общения в ситуациях исследовательского взаимодействия.

Рефлексивный компонент требует от школьников умений распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, возникающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и окружающих людей.

Личностный компонент предполагает развитие у учащихся умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения, саморегуляции, самоопределения и саморазвития. Следствием выполнения исследовательской задачи является культурное самоопределение, самоидентификация учащегося.

Выявленная структура предполагает необходимую взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов в процессе формирования исследовательской компетентности школьников.

Одним из важнейших направлений формирования исследовательской компетентности учащихся в условиях общеобразовательной школы является правильно организованная исследовательская деятельность на основе метода проектов. Ее организация и осуществление в учебном процессе школы выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.

  1. 2.2 Потенциал внеурочных занятий для развития исследовательской компетентности младших школьников.

 Несмотря на неоспоримые достоинства метода проектов, всё же проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и полностью заменять получение знаний, умений, навыков в традиционном понимании. Этот метод следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

Именно внеурочная деятельность позволяет педагогу использовать разнообразные организационные формы, методы и средства, варьировать содержание занятий с учетом интересов и потребностей детей, их возрастных особенностей, развивая познавательные умения учащихся, являясь мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания. «Внеурочка» дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.

Среди учащихся первого класса и их родителей в начале года было проведено анкетирование для определения направлений внеурочных занятий (приложение 1).

На основании этого для учащихся 1 класса была организована внеурочная проектная деятельность «Я – исследователь».  В течение года были выполнены следующие проекты:

Название проекта

Результат проекта

«Мои домашние питомцы»

создание книжки-малышки о своем любимом питомце

«Сборник загадок о животных»

создание сборника загадок о животных

«Числа в пословицах, поговорках и загадках»

создание сборника пословиц, поговорок и загадок в которых есть числа

«Моя малая Родина»

электронная презентация «Моя малая Родина – с. Калистратиха, Калманского района»

«Моя семья»

составление родословной своей семьи (в виде дерева)

«Живая азбука»

презентация букв алфавита

«Наш класс – дружная семья»

создание газеты «Наш дружный класс»

«Сказочные страницы»

создание альбомов иллюстраций к своей любимой сказке


2.3 Рекомендации педагогам по развитию исследовательской компетентности средствами проектной деятельности.

       Для осуществления проектной деятельности учителю необходимо:

  1. Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  2. Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  3. Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
  5. Выработать вместе с детьми правила успешной проектной деятельности:

                  * В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
                 * Команды не соревнуются.
                 * Все члены команды должны получать удовольствие от общения

                    друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание
                * Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности

                     в себе.
                * Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее

                    дело.  Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
                * Ответственность за конечный результат несут все члены

                    команды, выполняющие проектное задание.

При продумывании проекта, его описании особое внимание следует уделить способам создания личностной мотивации включения обучающегося в проектную деятельность. Необходимо педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Активное участие или самостоятельная работа по формулированию проблемы, а затем цели проекта формирует необходимую мотивацию дальнейшей проектной деятельности.

Положительную мотивацию включения в работу создает ситуация выбора партнера, темы проекта. Чем больше свободы для самоопределения, тем больше возможности проявить и выразить себя, тем личностно более значима для ученика становится сама деятельность, и ее результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Посильность работы над проектом и интерес учащихся во многом определяет успех.

     Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т. д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.  При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него, является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Для первоклассников при выполнении групповых проектов можно использовать оценку «Части тела»

Педагог задает вопрос учащимся: «Кем вы были в проекте?»

На доске висят фигурки:

Сердечко – вдохновитель, генератор идей, лидер группы.

Глазки- учащиеся, которые собирали информацию в книгах, Интернете, наблюдали и т.д.

Ручки (ладошки) – ребята, которые оформляли проект, создавали продукт, рисовали, чертили, лепили, клеили и т.д.

Губки – учащиеся активно участвующие в обсуждении, произносящие речь во время защиты проекта.

Ушки – ребята, которые участвовали в устных опросах, подбирали музыку, формировали из множества версий единое мнение и т.д.

По желанию детей и педагога этот список можно продолжить.

Ребята, участвующие в проектной деятельности, вписывают свои имена рядом с выбранной ими фигуркой и объясняют, почему именно эту «часть тела» они выбрали.

Заключение.

Исследовательская компетентность  формируется на базе врождённого качества всякого живого существа (в том числе человека), называемого исследовательским поведением, а также целого комплекса элементов, входящих в состав различных ключевых образовательных компетентностей.

Очень важно начать формировать исследовательскую компетентность с младшего школьного возраста – периода активного развития и формирования познавательных способностей ребёнка.  Именно в возрасте 6-11 лет у ребёнка развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, окружающем мире, формируются исследовательские умения.

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.

Развитию исследовательского поведения способствует проектная деятельность. Ведь в процессе проектной деятельности, по мнению И.С. Сергеева, формируются следующие  поисковые (исследовательские) умения и навыки:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е., изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что и в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с другими людьми.

  Список используемой литературы:

  1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В.Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе – 2004- №2
  2. Бельфер М.М. Несколько слов об исследовательских работах школьников // Литература: Издательский дом  Первое сентября – 2006- №17
  3. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе – Москва – 2000
  4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Просвещение – 2010 .
  5. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль – 2012- №4
  6. Джужук Н.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. Ростов на Дону – 2005.
  7. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа – 2005- №9
  8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // начальная школа – 2004- №2
  9. Кисляков А.В. Организация внеурочной деятельности: подходы и технологии моделирования /А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Научно-методический журнал зам. директора школы по воспитательной работе – 2013 -№ 1
  10. Кривошеенко Л.П. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся общего, начального и среднего профессионального образования. / Л.П. Кривошеенко, М.Е. Войндорф-Сысоева, Л.В. Юркина // Учебное пособие – Москва – 2007
  11.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // народное образование – 2000- №7
  12. Орлова Л.И. Участие младших школьников в проекно-исследовательской работе. // Начальная школа – 2007 - №3
  13. Пахомова Н. Ю..,  Суволокина И. В.. Учебное проектирование Справочник заместителя директора школы №3 / март / 2010. Москва.
  14. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование – 2002 - №9
  15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – Москва _ Издательский центр Академия – 2003
  16. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / Работаем по новым стандартам // Просвещение – 2011
  17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенций школьника. // Сельская школа – 2004 - №2
  18. Проектная деятельность в начальной школе //Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений, С.Петербург – 2011
  19. Пясталова А.Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание – 2012- №6
  20. Рассказова Ж.В. Исследовательская компетентность школьников: сущность и структура // www.sibac.info
  21. Сергеев И. С.   «Как организовать проектную деятельность учащихся» практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Москва 2009 .
  22. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч – 2003- №6
  23. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под редакцией А. Г. Асмолова. Москва, Просвещение 2008 .
  24. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Москва.  Народное образование. 2001.
  25.  Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал “Эйдос» // www.eidos.ru

Приложение № 1

Выбор направления внеурочной деятельности

Учащиеся 1 класса                                       Родители учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В ...

Метод проектов с использованием компьютерных технологий как средство развития исследовательских умений младших школьников.

Большие возможности в формировании умений работать с информацией, планировать деятельность, анализировать и корректировать свою работу представляет метод проектов. Автор считает, что использование ком...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...