Конспект урока по эрзянскому языку «Кудораське» («Семья») и введение грамматической и речевой конструкций с использованием глагола «важодемс»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Иневаткина Татьяна Владимировна

"Кудораське" («Семья») и введение грамматической и речевой конструкций с использованием глагола «важодемс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_urokapolnyy_vosstanovlen.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Ход урока

М/м №1

I.Оргмомент

М/м №2

                   

                     

                  Уч.:

                   

Уч.:

                  Уч.:

Уч.:

а)приветствие

Шумбратадо, эйкакшт!

Дети(хором): Шумбратадо, Татьяна Владимировна!

Учитель здоровается ещё с несколькими уч-ся, а дети здороваются, используя известные варианты приветствия.  

Весе   озадо!

_

Кие течи ……………………………?

 (обращаясь к дежурным)   Кодамо течи чи…?

- Течи серёда.

- ___________________________________________________

Сегодня 9 декабря

Течи миненек састь ламо гость. Сынь весе – тонавтыцят!

Кода мон, сынь тонавтыть эйкакштнэнь эрзякс басямо.

Минь вейсэ__________________________________________

 Дети хором: «Шумбра чи – сюпав чи!»

М/м №3              

                     

                 

                  Уч.:

 

М/м №4              

                  Уч.:

б) подготовительный этап

- Эйкакшт!         Ванодо экран лангс!

- Кие тесэ пурнасть? (Тесэ пурнасть кудораськетне.)

- ___________________________________________________________

Тема нашего занятия… догадались? (Кудораське)

-Клайсэ, минь озынек кудораське лацо.

-Зяро кудораськет карми минек занятиясо?

(Минек занятиясо карми колмо кудораськет.)

- Кепидиньк кедетнень васенце кудораське!

- Кепидиньк кедетнень омбоце кудораське!

- Кепидиньк кедетнень колмоце кудораське!

- Те ауль весе!

- Монень  карми  эрявомо колмо лездыцят.

- Кие карми?

- Тыньк  эйстэ карми  лездамо __________________

-Тестэ лездыця   _______________________________

- Ну, а тынь эйстэ _____________________________

- Эрьва лездытясь  карми  ветямо  сонтензэ  эрзянькикс.

- Васенце тесэ!

- Омбоцесь________________________

- Колмоцесь_______________________

- Миненек карми вадрясто неявамо – кие-кода важоди.

II.Актуализация

знаний

                 

                  Уч.:

                     

                     

                     Уч.:

                  Уч.:

М/м №5

        №6

          №7

                  Уч.:

                  Уч.:

                  Уч.:

М/м №8

       

                  Уч.:

                  Уч.:

III.Новый материал

                 

                  Уч.:

Уч.:

                  Уч.:

М/м №9

Уч.:

М/м №10

Уч.:

М/м №11

                       Уч.:

 

а) повторение ранее изученных слов по изучаемой теме

- Тыньк столь лангсо ули истямо же рисункат.

-  Сёрмадыньк, кие тесэ аштить.

(Дети выполняют работу в группах «Семья»)

____________Илядо капшадо!   _Теиньк?  _Прядовсь?_____________

                 Начали!                                                                                                                     Готовы?

Учитель проверяет подписи под рисунком, отдаёт гостям.

б)проверка выполненной работы (фронтально) 

- Те кие? (Вопрос задаётся ко всем 6 членам семьи)

- А  мон содан ещчё кавто валт! Леля ды патя!

- Так! Кие соды «леля», а русскс?  (Дядя!)

- «Патя» », а русскс?  (Тётя!)

- Сюкпря! Весенень максан эрзянькикс!

( Помощники открываютпервый фрагмент - каждый своей полосы.)

в) фронтальная беседа учителя с учащимися по семейным фотографиям:

___________________________________________________________

____________________________________________________________

Вы принесли много фотографий. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Те кие?

- Кода сонзэ лемезэ?

(От каждой «семьи» по двум фотографиям)

1.___________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.___________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.___________________________________________________________

____________________________________________________________

- Сюкпря! Весенень максан эрзянькикс!

( Помощники открывают второй фрагмент - каждый своей полосы.)

г) сообщения –исследования  учащихся о своих предках или родственниках

Некоторые ребята захотели рассказать о своих дальних предках.

________________________________________________________________________

Давайте послушаем их рассказы.

1.Калм.Д.___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.Инев.Кс.___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3.Чуд.А._____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

- Сюкпря! Весенень максан эрзянькикс!

( Помощники открывают третий  фрагмент - каждый своей полосы.)

а) введение нового слова через сравнение, сопоставление и анализ:

- Сась шкась монень басямс, а тыненьк кунсоломс!

- Монь лемем Т.В.!

- Мон тонавтыця.

Кунсолодо!

- Мон роботан школасо.

- Мон важодян школасо.

- Что вы можете сказать о последних двух предложениях?

(Я услышал в этих предложениях одинаковые слова.

Я думаю , что эти предложения имеют одинаковый смысл.

Они одинаково переводятся,  хотя используются разные глаголы.

- Какие?    (Важодемс  и  роботамс.)

- Внимательно посмотрите на слова.

- Что можете  о них сказать?

(Глаголы.

Важодемс - исконное слово эрзянского языка.  

Роботамс – заимствов. слово из русск. языка.)

- Сделайте вывод: какое слово нужно употреблять в значении «работать»

б) работа со словарём:

______________ изъявил желание поработать со словарём и

 узнать побольше об этом слове.

Давайте его послушаем .

(Ученик во время объяснения демонстрирует словарь.)

- Я узнал,  что глагол «важодемс»  имеет четыре  значения:

  • первое значение глагола «важодемс» - работать ;

  • следующее значение  этого глагола «подпереть»,

        напр.: пирявтонь  важодемс –подпереть            

        забор;

  •  глагол «важодемс» имеет значение прислониться,

        напр.: стенантень  важодемс –

        прислониться к стене;

  • последнее значение –помогать во время ч-л.,

         напр.: тикшень ледема  шкастонть      

         важодемс – помогать во время сенокоса.

 

 

Покш сюкпря!

IY. Активизация новых слов

М/м №12

М/м №13

                 

М/м №14

               

М/м №15

- Ней карматанок эрзякс басямо.

Сась шкась  «Налксимкат –кортамкат»

а) фонетическая зарядка

да – да – да  /  важо – важо – важода

де – де – де  /  важо – важо – важодемс

б) построение  речевых конструкций с глаголом «важодемс» с опорой на грамматические ЗУН

 - Перед вами рисунки членов семьи. Что нужно сделать, чтобы значение слова  показывало принадлежность _________________

( К этим словам нужно прибавить окончания  -м, -ом, -ем)

Попробуйте составить предложения, добавляя глагол «важоди»

Y.Проверка усвоения слов

                  Уч.:

а) работа с учебником ( с.54,  №2 ч.1)

- Эйкакшт, паньжинкт книгат!

- Страницась(с.54)___________________________________________________ 

 

Омбоце задания, васенце пельксэсь.

- Васьня заданиянть ловносынек__________________.

- Ней карматанок ловномо, ды переводямо.

YI. Включение слов в связную речь

Уч.:

а) самостоятельная работа ( с.54,  №2 ч.2)

_________________________________________  - омбоце икелькс.

самостоятельная работа   устно

- Мезекс  важодить тыньк тетятне - аватне?

б) проверка / из каждой группы «Семья» по 2 человека

- Карми ловномо______________________

                    басямо

YII. Употребление новых слов в различных типовых предложениях.

Уч.:

а) работа в печатном листе:

- Минек печатань листсэ ули  колмоце задания.

- Васьня сонзэ сёрмадыньк, а мейле весенень ловнынк!

                                                                                                   проверим

б)проверка письменной работы

- Мезе сёрмадсь_____________________?

- Ловнок,_____________________!

-Колмоцень кудораськень ловны_________________.

YIII.  Проверка прочности усвоения

Уч.:

IX.Рефлексия

                  Уч.:

М/м №16

М/м №17

М/м №18

М/м №19

а) составление диалога- рассказа о своей семье по фотографии  ( работа в парах)

- Эрьваньтень  кавтонеск эряви _______________________________

б)проверка диалога

- Кунсолотам__________ ды _______________.

Весенень максан нилеце эрзянькикс!

( Помощники открывают четвёртый  фрагмент - каждый своей полосы.)

а) «Домашние заготовки»

- Сась оймсема шкась!

- Тыньк ульнесь кудоньзадания . Дайте варштасынек!

  • стихотворения «Лездыця»

  • сценка «Колмо цёрат» В.Осеева

  • «Мольсь Олёна веденть лангс» народная песня

Весенень максан ветеце эрзянькикс!

( Помощники открывают пятый  фрагмент - каждый своей полосы,

После чего на доске получается большая рамка для фотографий.

Итог/вывод:__________________________________________________

_____________________________________________________________

б)Составление общей  фотографии

- Ну, а ней саиньк тыньк  фотографиятнень и путыньк доска лангс!

- Васьня  васенце кудораське!.......

- Лиседе______________________

- _____________________________

- Мезе тесэ листь? ( Те кудораське!)

- Те вишине ……., а те…………..(Дети дополняют ответы)

в) вручение подарочных рамок-подставок

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

г)прощание

- Весенень: «Вастомазанок!»

X.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по английскому языку в 4 классе к учебнику "Английский в фокусе"с использованием новых образовательных технологий ( ИКТ,ИОР)

Технологическая карта и план-конспект урока по английскому языку в 4 классе по теме"Лучшие времена" к учебнику "Английский в фокусе"с использованием новых образовательных технологий.Образование просто...

Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ" Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.Цель: создание условий для применения  умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...

Конспект урока по русскому языку в 4 « А» классе по теме "Имя существительное» с использованием платформы УЧИ.РУ.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».Тема урока: «Имя существительное».Цел...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""

Задачи урокаДидактические:Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;Учить писать слова на определенную орфограмму.Развивающие:1.Развивать память, логическое мышление, внимание ч...

Конспект урока по английскому языку по теме «Еда», введение новой лексики 4 класс УМК «Spotlight» part one

Автор урокаСолодовникова Надежда НиколаевнаКласс4 классУМКН.И. Быкова, Д. Дули «Spotlight» part oneТема Tasty treatsЦельК концу занятия обучающиеся научатся читать и произносить...