Рабочая программа по эрзянскому языку для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Рабочая программа по эрзянскому языку для учащихся 3 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3klass.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Эрзянский язык» для 3 класса составлена  на основе Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы.  Авторы: Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.; МО РМ, МРИО. - 2006.

     Программа детализирует  и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (эрзянского) языка и литературы, которые определены стандартом. 

С целью расширения литературоведческой составляющей в данную программу вводится  работа с произведениями мордовского народного фольклора. Произведения фольклора является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах   использование колоссального потенциала  произведений фольклора позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.

 Основной целью обучения эрзянскому языку  в начальной школе является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.  

Цель обучения раскрывается в единстве  взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает формирование у обучающихся положительного  отношения к изучаемому языку, к  культуре мордовского народа, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям.

Развивающий компонент предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на проведение занятий в 3 классе -2 часа в неделю (68 часов в год)

             

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных  ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как

- аудирование

- говорение

- чтение

- письмо.

В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.

Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письмо. На начальном  этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений:

  • списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу);
  • выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
  •  письмо по памяти;
  •  письмо под диктовку;
  • самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой  компетенции являются:

Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, побудительного, восклицательного.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация. Заимствования из русского и других языков.

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе.  Указательная и притяжательная форма имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 10.

Местоимения: личные, притяжательные, указательные.

Послелоги места, направления.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе являются:

  1. понимание эрзянского языка как одного из основных национально-культурных ценностей мордовского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  2. осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре, мордовскому народу, гордость за него;
  3. потребность сохранить эрзянский язык как язык предков;
  4. освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  5. овладение наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
  6. освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе.

  1. В области говорения:
  • уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
  • уметь задать вопрос общий и специальный вопрос и ответить на вопрос  собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
  • кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
  • воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
  1. В области аудирования:
  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом материале, с опорой на зрительную наглядность;
  1. В области чтения:
  •  овладеть техникой чтения вслух;
  • читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
  1.  В области письма:
  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).

Предметными результатами освоения учащимися программы по эрзянскому языку и литературе является распознавание и употребление в речи:

  • существительных в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительных в родительном, дательном, местном, исходном падеже;
  • глаголов в 1, 2 и 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, прошедшего, будущего времени; повелительной и побудительной формы глаголов;
  • местоимений притяжательных, вопросительных, указательных, личных в единственном и множественном числе, личных местоимений – вежливой формы;
  • числительных количественных и порядковых от 1 до 100;
  • наречий места (тесэ, тосо), времени, качества;
  • послелогов места, направления (трокс, пачк, пельде, икеле, ало);
  • простых повествовательных предложений со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;
  • простых предложений, распространённых за счёт однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения;
  • вопросительных предложений с вопросительным словом;
  • побудительных предложений;
  • утвердительных, отрицательных  предложений;
  • текста, как речевого произведения;
  • сложносочинённых предложений с союзами и/или (ды, эли).

Требования к уровню владения эрзянским языком:

- понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа;

- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для ведения диалога и монолога в рамках тематики начального этапа;

- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами эрзянского языка и литературы как учебного предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных  результатов ведётся по следующим позициям:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым);

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ.

Виды контроля:

текущий

тематический

итоговый

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Моя школа.     7ч

 Название дней недели. Временные понятия. Счёт до 100. Порядковые и количественные числительные. Школьные принадлежности.

Ответ на вопрос «Который?».  

Мир вокруг меня.    19ч

Времена года. Лето. Летняя жара. Гроза. Летние каникулы. Летом в лесу, на реке. Осень. Приметы осени: дождь, сырость, день становится короче.   Дары осени (овощи, фрукты, грибы, орехи). Подготовка к зиме. Зима. Приметы  зимы: морозы, выпадение снега. Зимние забавы детей. Зимние праздники. Подготовка к Новому году: украшение ёлки. Празднование Нового года. Весна. Приметы весны.  Прилёт птиц. Весенние заботы.  Мамин праздник. Поздравление мамы с женским днём. Составление поздравительной открытки.

Наши друзья – животные.    7ч

Названия   животных и птиц. Польза домашних животных. Название частей тела домашних животных и птиц. Дикие животные. Жизнь диких животных зимой. Повадки диких животных. Забота человека о зимующих птицах.

Мой дом.   4ч

Мой дом в городе (в селе).  Мой двор. Домашний адрес. Домашняя мебель. Расположение мебели в квартире. Использование мебели.

Моя семья.     7ч

Названия членов семьи.   Взаимоотношения в семье. Домашние обязанности в семье: уборка квартиры, помощь в покупке продуктов и в приготовлении пищи и др.  День рождения. Празднование дня рождения в семье.

Я и моё здоровье.    6ч

Распорядок дня. Необходимость соблюдения режима дня. Выбор одежды в соответствии с погодой. Предметы одежды. Обувь. Утренняя гимнастика. Урок физкультуры. Виды спорта. Спортивные соревнования.

Спортивные сооружения в Мордовии. Проведение малых Олимпийских игр в Мордовии. Спортивные звёзды Мордовии. Мордовские народные игры.

        Моя малая Родина.  12ч

 Саранск – столица нашей республики. Описание моей малой Родины (города / села). Что окружает (поля / леса). Какая река протекает. Глава Республики Мордовия. Города Республики Мордовия. Реки, озёра, заповедники Мордовии. Экскурсия в краеведческий музей.

Культурное наследие.  2ч

                Обычаи и традиции мордовского народа. Мордовский фольклор.Детские писатели Мордовии. Творчество мордовских писателей. Праздник женщин. Одежда мордвы.

        

Я и мои друзья.     3ч

Рассказ о друге (подруге): как зовут, где живёт, как учится. Описание друга (подруги): цвет волос, глаз, черты характера. Наши совместные занятия: игры, учёба.  Любимое домашнее животное. Описание любимого домашнего животного. Забота о домашних животных.

        Итоговое повторение 1ч.

Тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

 Моя школа.

7

7

2

Мир вокруг меня.    

19

4

4

6

5

3

Наши друзья-животные  

7

7

4

Мой дом.  

4

4

5

Моя  семья

7

6

1

6

Я и моё здоровье.

6

6

7

Моя малая Родина.  

12

7

5

8

Культурное наследие

2

2

9

Я и мои друзья.

3

3

10

Итоговое повторение.

1

1

Итого

68

18

14

20

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование

раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

освоения материала

Дата

проведения

предметные

метапредметные

личностные

План

Факт.

1.Моя школа  7ч.

1.1

 Здравствуй, школа!

1

Комбинированный урок

Умение ориентироваться в учебнике; умение приветствовать на эрзянском языке

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви к родному краю

Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа

1.2

Дни недели

1

Комбинированный урок

Умение отвечать на вопрос Зярдо? Кодамо чись?на эрзянском языке

Владение всеми видами речевой деятельности

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

1.3

 В школе

1

 Комбинированный урок

Понимание необходимости стать образованным человеком

 Умение отвечать на вопрос:  Кодамо шкась?  

Владение всеми видами речевой деятельности

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

1.4

Я ученик

1

Комбинированный урок

Понимание необходимости стать образованным человеком

 Умение отвечать на вопрос:  Кодамо шкась?  

Владение всеми видами речевой деятельности

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

1.5

Учимся считать

1

Урок

изучения

нового

материала

 

Умение считать на эрзянском языке от 1 до 20, ставить вопрос зяро?   отвечать на него

Владение всеми видами речевой деятельности

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Освоение навыков правильного поведения на уроке, в школе

1.6

1.7

(счет до 100),

2

Урок

изучения

нового

материала

Умение считать на эрзянском языке  до 100, ставить вопрос зяро?   отвечать на него

Владение всеми видами речевой деятельности

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

        2.Мир вокруг меня 4ч.

2.1-2.2

 

Осень наступила

2

Комбинированный урок

Умение отвечать на вопросы по прочитанному, раскрывать смысл пословиц и поговорок

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

 Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

2.3

 В огороде

1

Урок

изучения

нового

 материала

Умение составлять текст к рисунку по вопросам. Работать с деформированным текстом

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение согласованно работать в группе

2.4

Подарки осени

1

Урок

изучения

нового

 материала

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение согласованно работать в группе

        3.Наши друзья-животные   7ч.

3.1

3.2

Дикие животные

2

Урок

изучения

 нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций. Знать названия диких животных на эрзянском языке

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Интерес, любовь, сострадание ко всему живому

3.3-3.4-

Поговорим о Домашних животных

2

Урок

 изучения

 нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Знать названия домашних животных на эрзянском языке

Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать

Интерес, любовь, сострадание ко всему живому

3.5-3.6

Домашние птицы.

Уход за птицами.

2

Урок

изучения

 нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее;  

знать название домашних птиц на эрзянском языке.

Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления

Чувство любви к природе, интерес, любовь, сострадание ко всему живому  

 3.7

Проверочная работа по теме «Наши друзья – животные»

 

1

Контроль знаний.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления

Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному краю, мордовской культуре

4.Мой дом.    4ч.

4.1-4.2

Мой дом

Мой дом

2

Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, умение применять в речи послелоги

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство

любви к

 Родине, к родному краю

4.3-4.4

Встреча гостей

Угощение гостей

2

Урок

изучения

нового

 материала

Проверка и актуализация знаний

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Ценностное отношение к родному слову, языку

Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре

5.Моя семья  7ч.

5.1

5.2

Я и моя семья  

Моя бабушка

2

Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций; умение применять послелоги в речи

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Уважительное отношение к членам семьи,

забота о близких

5.3

 Мои младшие

сестра и брат

1

Комбинированный урок

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее; умение составлять предложения по

рисунку

Владение всеми видами речевой деятельности

Заботливое

отношение к младшим, забота о близких

Чувство взаимоподдержки, взаимопомощи между близкими

5.4

 Помощники

1

Комбинированный урок

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее; умение составлять предложения

Владение всеми видами речевой деятельности

Испытывать чувства  взаимоподдержки, взаимопомощи между близкими.

5.5

 Добрые дела

1

Урок

изучения

 нового

 материала

Проверка и актуализация знаний

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее,

умение  называть членов семьи по-эрзянски

Владение всеми видами речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

 Ценностное отношение к семье, правильное и уважительное отношение к старшим, соблюдения правил этики.

 

5.6

Приготовление пищи.

1

Урок

изучения

 нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее,

умение  называть продукты питания на языке.

Владение всеми видами речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Понятие о вкусной  и здоровой пище домашнего приготовления

5.7

Проверочная работа по теме «Я и моя семья»  

1

Контроль знаний, навыков

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к семье,

                                                                 6.Мир вокруг меня  7ч.

6.1

Пришла зима.

1

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

рассмотренных

ранее; умение

составлять рассказ по сюжетным

 картинкам  

Владение всеми видами речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Бережное отношение к природе. Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

6.2

Птицы зимой.

1

Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее; умение составлять предложения

Владение всеми видами речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Бережное отношение к животным, проявление заботы и помощи в зимний период.

6.3

Проверочная работа по теме «Зима»

1

Контроль знаний, умений.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее; умение составлять предложения

Владение всеми видами речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Умение наблюдать за явлениями природы.

6.4

Холодная зима.

1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе. Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

6.5

Зимние забавы.

1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе

Интерес к историческому прошлому своего народа

6.6

Новогодний праздник.

1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе

Интерес к историческому прошлому своего народа

6.7

Зимние праздники.

1

Комбинированный урок

Проверка и актуализация знаний

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, умение изменять существительные в ед. и мн,

,умение изменять глаголы по лицам  

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе

Интерес к историческому прошлому своего народа

                                                             7.Я и моё здоровье.   6ч.

7.1

Одежда и обувь.

1

Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций,

рассмотренных

ранее

Развитие коммуникативных

 Навыков. Развитие коммуникативных навыков

Формирование здорового образа жизни, бережное отношение к вещам.

7.2

Одежда, обувь и уход за ними

1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности.

Формирование здорового образа жизни, бережное отношение к вещам.

7.3

 Наше здоровье.

1

Урок

 изучения

 нового

 материала

 

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

рассмотренных

ранее; умение

составлять рассказ по сюжетным

 картинкам  

Развитие коммуникативных навыков

 Понятие необходимости соблюдать режим дня

 Понятие необходимости вести здоровый образ жизни, заниматься спортом

7.4

Береги здоровье.

1

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

рассмотренных

ранее

Развитие коммуникативных навыков

Формирование здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены, занятия спортом.

7.5

 Охрана здоровья

1

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

рассмотренных

ранее

Развитие коммуникативных навыков

Формирование здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены, занятия спортом.

7.6

Внимание, дорога

1

Урок

изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Развитие коммуникативных навыков

Чувство самосохранения, умение правильно вести себя на дороге, возле дороги

8. Моя малая Родина   10ч.

8.1

Мордовские народные игры.

1

Урок

изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее, умение составлять предложения.

Развитие коммуникативных навыков, владение всеми видами речевой деятельности.

Уважительное отношение к традициям мордвы, культуре и языку.

8.2

Эрзянский язык-родной язык.

1

Урок

изучения

нового

материала

Умение работать с деформированным текстом

Развитие коммуникативных навыков

Уважительное отношение к языкам, культурам разных народов

Чувство любви к родному краю

8.3

Родная земля.

1

Урок

изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций, умение переводить тексты.

Развитие коммуникативных навыков, владение всеми видами речевой деятельности

Уважительное отношение к языкам, культурам разных народов

Чувство любви к родному краю.

8.4-

Саранск-столица Мордовии.

1

Урок

изучения

 нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Чувство любви к

родному краю

8.5

Знаменитые люди Мордовии.

1

Урок изучения нового материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Чувство любви к

родному краю.

8.6

Достопримечательности Мордовии

1

Урок

изучения

 нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

8.7

Наша армия

1

Урок

изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций.  

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

 Чувство любви к родному краю

 8.8

Мамин праздник

1

Урок

изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Чувство любви к матери

8.9-8.10

Эрзянская женская национальная одежда.

2

Владение всеми видами речевой деятельности

Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному краю, мордовской культуре, традициям.

                                                                                       9.Мир вокруг меня.   5ч.

9.1

Проверочная работа.

Пришла весна.

1

Контроль знаний,умений.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее; навык перевода с эрзянского языка на русский

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение наблюдать за явлениями природы

9.2

Птицы прилетели

1

Урок

 изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Заботливое  отношение к животным и их детёнышам, к природе

9.3

Природа весной

1

Урок

 изучения

нового

материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение наблюдать за явлениями природы. Бережное   отношение к  природе.

9.4

 Выращивание хлеба.

1

 Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. Знать названия овощей на зрзянском языке

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство бережного отношения к хлебу, к земле,

9.5

В огороде.

1

Урок

изучения

нового

 материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе, приобщение к труду.

10.Культурное наследие   2ч.

10.1

Обычаи и традиции мордовского народа

1

Урок изучения нового материала

 Умение составлять предложения описательного характера по рисункам.

Владение всеми видами речевой деятельности

 Приобщение к мифологическому наследию мордовского народа

10.2

Верования древней мордвы

1

Урок изучения нового материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее; умение продолжать предложения по заданному началу

Владение всеми видами речевой деятельности

Приобщение к мифологическому наследию мордовского народа

11.Я и мои друзья.      3ч.

11.1-11.2

 

 Мои друзья

2

Урок изучения нового материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций по теме

Умение составлять краткий рассказ о своём друге

Развитие коммуникативных навыков

Ценностное отношение к дружбе

11.3

Домашние животные –наши друзья.

1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций по теме

Развитие коммуникативных навыков

Заботливое  отношение к животным и их детёнышам, к природе.

12.Моя малая Родина     2ч.

12.1

Родная страна

 

1

Комбинированный урок

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

 Чувство любви к Родине, воспитание патриотизма к стране.

 

12.2

День Победы.

1

Урок изучения нового материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Уважительное отношение к защитникам Родины

13. Мир вокруг меня.   3ч.

13.1

13.2

Лето – славная пора.

        

Летний дождь.

1

   1

Комбинированный.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Развитие коммуникативных навыков

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви к  родному краю

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях

13.3

Весёлые каникулы

Проверочная работа.

1

Контроль знаний, умений.

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Развитие коммуникативных навыков

Владение всеми видами речевой деятельности

14.Итоговое повторение.   1ч.

14.1

Повторение пройденного материала.

1

Повторение пройденного материала

Активизация  в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Владение всеми видами речевой деятельности

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое обеспечение: УМК.

  1. Дмитриева С.Ю. О.В. Кочеваткина.  Эрзянский язык.3 класс: учебное пособие  для русскоязычных учащихся. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014.        - 96 c.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Эрзянский язык» для  3 класса русскоязычных учащихся (первый год обучения) / С.Ю. Дмитриева,  О.В. Кочеваткина.  - Саранск: Мордов. кн.  изд-во, 2009. – 40с.        
  3. Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы.  Авторы: Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.; МО РМ, МРИО. - 2006. – 65 с.
  4. Методические рекомендации к учебнику «Эрзянский язык. 3 класс» / Дмитриева С.Ю., Ломакина Л.Ф.; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2010. – 143 с.

 

Литература.

  1. Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1988
  2. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
  3. Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
  4. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
  5. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
  6. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
  7.  Самородов К.Т. Мордовская  обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
  8. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.
  9. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
  10. Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- мультимедийное электронное издание «Живи, родной язык!»

- фонохрестоматия для 1-4 классов образовательных учреждений «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»;

- сказки финно-угорских народов;

- СD-диск для детей младшего школьного возраста «Мы – мордва!»;

- словарь наиболее употребительных слов (русско-эрзянский, эрзянско-русский).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность:

  • правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
  • овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объёме не менее 500 лексических единиц. Общий объём лексики, включая рецептивный минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
  • получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном сообщении;
  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную память и языковую догадку;
  • участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
  • кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора, четверостишия из произведений мордовских поэтов;
  • овладеть техникой чтения вслух;  читать про себя учебные и облегчённые аутентичные тексты, пользуясь приёмами ознакомительного и изучающего чтения;
  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса

Важодемань  программась тонавтнема  предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке»  теезь  Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...

Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.

Рабочая программа по эрзянскому  языку 4 класса....

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....

рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс

Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО,  «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...

Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса

Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...