Рабочая программа по эрзянскому языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Рабочая программа для учащихся 4 класса  школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass.docx82.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по эрзянскому языку в 4 классе разработана на основе   авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся(первый, второй и третий годы обучения):ВальчукЕ.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н.,доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. ШирманкинаР.С.,доцент кафедры филологии МРИО,Кубасова О.В.,учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г.Саранска,рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия,2006г.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают  собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Цели и задачи обучения:

пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;

научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую  речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Программа опирается на принципы:

-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);

-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)

-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);

-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);

-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке)

Третий этап (последний год обучения эрзянскому языку в начальных классах школ с полиэтническим составом обучающихся) является завершающим в обучении эрзянскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований), выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста.  При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.

 Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как

 -списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;

 -выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;

 -письмо по памяти;

 -письмо под диктовку;

 -самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)

 Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного усвоения.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 2 часа в неделю(68 часов в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты изучения курса

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

В области говорения:

*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;

*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос

собеседника в пределах тематики общения;

*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;

В области аудирования (произношения ):

*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;

*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.

В области чтения:

*развивать технику чтения вслух;

*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );

*списывать тексты с различными видами заданий. 

Требования к уровню владения эрзянским языком:

Одной из задач обучения эрзянскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.

Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя эрзянской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:

употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);

обозначение множественности предметов, признаков, действий;

обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;

применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;

употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;

усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);

активизация диалогового общения;

развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;

обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале

                                               Виды контроля:

 текущий

тематический

итоговый

                                                         

Содержание учебного курса

Моя школа.    5 часов.

Здравствуй,школа! День Знаний – самый радостный праздник. Я и моя школа. Любимые учебные предметы. В школе.

Мир вокруг меня.    26 часов.

Лето. На реке. Летний дождь.  Названия летних месяцев. В лесу. Дары леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Животные осенью. Поздняя осень. Зима. Зимние забавы. Животные зимой. Зимние праздники. Охрана природы. Приход весны. Яркие краски весны. В саду и в огороде. Овощи и фрукты. Наши крылатые друзья. Уход за домашними животными. Работа в садах и огородах. Весенние заботы. Хлеб-наше богатство.

Я и моя семья.    11 часов.

Наша дружная семья. Моя семья. Занятия членов семьи. Кудосо. День рождения в семье. Правильное питание. Приготовление пищи. Продукты. Работа в семье.  Трудолюбие. Кем быть? Профессии. Поговорим о маме. Домашнее хозяйство. В селе.

Мои друзья.    4 часа.

Мои друзья. Наши увлечения. Свободное время. Дружба.

Культурное наследие.    16 часов.

Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература. Мордовские детские журналы. Защитники Отечества. Адмирал Ф.Ф.Ушаков. Мордовский учёный-М.М.Евсевьев. День Победы. Известные полководцы.

Моя малая Родина.    6часов.

Историческое прошлое эрзи и мокши. Родная страна. Города и сёла нашей республики. Государственные символы Мордовии. Заповедные места нашей республики. Необходимость охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).

Тематическое планирование по учебному курсу

«Эрзянский язык»

№ п/п

 Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1

Я и моя школа.

5

5

2

Мир вокруг меня.

25

11

4

2

8

3  

Я и моя семья.

12

2

10

4

Мои друзья.

4

4

5

Культурное наследие.

16

14

2

6

Моя малая Родина.

6

6

   

Всего:

68

18

14

20

16


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование раздела Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Формы организации учебно-познавательной

Дата проведения

предметные

метапред-метные

личностные

деятельности учащихся

План

Факт.

1.Я и моя школа.(5ч)

1.1

Здравствуй, школа.

1

Комбинированный урок

Умение ориентироваться в учебнике; умеиие приветствовать на эрзянском языке

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви к родному

краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа

Фронтальная, групповая

1.2

День знаний.

1

Ввод новой лексики

Фронтальная, групповая

1.3

В школе

1

Работа с новыми синт. конструкциями

Знать правила поведения в школе, умение правильно употреблять послеслоги в предложении.

Владение всеми видами речевой деятельности

Фронтальная, групповая

1.4

Люблю учиться.

1

Комбинированный урок

Понимание необходимости стать образованным че-

ловеком Умение отвечать на вопрос: Мезе минь тейтяно уроксто??

Владение всеми видами речевой деятельности

Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

1.5

Из школьной жизни.

1

Проверка и актуализация знаний

Знать правила поведения в школе, умение правильно употреблять послеслоги в предложении.

Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Освоение навыков правильного поведения на

уроке, в школе

Фронтальная, групповая, индивидуальная

2.Мир вокруг меня.(11ч)

2.1

На реке.

1

Ввод новой лексики

Умение составлять рассказ по плану.Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

Фронтальная, групповая

2.2

Летний дождь.

1

Ввод новой лексики

Умение ставить вопросы к словам.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

Фронтальная, групповая

2.3

Лето.

1

Ввод новой лексики

Умение правильно употреблять послеслоги в предложении.Активизация слов в речи.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

Фронтальная, групповая

2.4

Летом в лесу.

1

Повторение и обобщение темы «Лето»

Умение отличать признаки по их внешнему виду. Работать с деформированным текстом.

Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях

Фронтальная, групповая

2.5

Дары леса.

1

Урок изучения

нового материала

Умение составлять рассказ по опорным словам, Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Умение согласованно работать в группе

Фронтальная, групповая, индивидуальная

2.6

Лесные жители.

1

Повторение

Умение распознавать предметы по их описаниям. Знать названия животных.

Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать

Чувство любви к природе, интерес, любовь, сострадание ко всему живому

Фронтальная, групповая

2.7

Хлеб-наше богатство.

1

Урок-изучения нового материала

Знать пословицы о хлебе, названия зерновых культур и уметь составлять предложения, умение работать с деформированным текстом.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Интерес к профессии хлебороба и уважение к людям труда , бережное отношение к хлебу.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

2.8

Хлеб-всему голова.

1

Повторение

Умение делить текст на предложения, знать названия зерновых культур.

Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. испытывать эстетические чувства.

Фронтальная, групповая

2.9

Золотая осень.

1

Комбинированный урок

Знать названия осенних месяцев, умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте имена прилагательные.

Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. испытывать эстетические чувства.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

2.10

Животные осенью.

1

Комбинированный урок Проверка и актуализация знаний

Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а ти ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; знать названия животных  на эрзянском языке.

Формирование коммуникативных

навыков; развитие логического мышления

Чувство любви к природе, интерес, любовь, сострадание ко всему живому

Фронтальная, групповая, индивидуальная

2.11

Поздняя осень.

1

Повторение

умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте именасуществительные.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная, групповая

3.Я и моя семья (12ч)

3.1

Наша дружная  семья.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.

Уметь составлять текст по сюжетным рисункам.

Формирование коммуникативных

навыков: развитие логического мышления

Уважительное отношение к членам семьи, забота о близких.

        

Фронтальная, групповая, индивидуальная

3.2

Моя семья. Занятия по интересам.

1

Урок изучения нового материала

Умение отвечать на вопросы кие?мезе?кинень?мезнень?,работа с грамматическими конструкциями,активизация их в речи.

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к семье, испытывание чувства благодарности.

Фронтальная, групповая

3.3

Домашнее хозяйство.

1 -

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических ко нетрукции рассмо трениых ранее.

Умение составлять план пересказа

Применение приобретенных знаний в повседневной жизни

Ценностное отношение к семье.

Фронтальная, индивидуальная

3.4

День рождения.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. умение составлять рассказ по личным впечатления и по рисунку.

Знакомство с многозначными словами.

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Ценностное отношение к родному слову, языку Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре

Фронтальная, групповая, индивидуальная

3.5

Проверочная работа по теме «Я и моя семья»

1

Урок-контроль знаний,умений.

Активизация в речи учащихся слов и

г р а м м а т и ч е с к и х конструкций,

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к семье, заботливое отношение.

Индивидуальная

3.6

Правильное питание.

1

Урок

изучения нового материала Проверка и актуализация знаншй

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понятие  о необходимости соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, правильного здорового  полноценного питания.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

3.7

Приготовление пищи

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по рисунку

Владение всеми видами речевой деятельности

Понятие  о необходимости правильного здорового  полноценного питания.

Фронтальная, групповая

3.8-3.9

Продукты.

1

Повторение

Умение работать с деформированным текстом, составлять предложения используя вопрсы мезе? мезде? мезень?

Владение всеми видами речевой деятельности

Понятие  о необходимости правильного здорового  полноценного питания.

Фронтальная, групповая

3.10

Работа. Трудолюбие.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.

Знать названия культурных растений сада и огорода на эрзянском языке. Умение строить предложения по конструкции мезде? и мезенть лангс?

Владение всеми видами речевой деятельности

Бережное отношение к природе, к труду, к людям труда.

Чувство гордости за трудолюбие своего народа и стремление

трудолюбию.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

3.11

Почему мне нравится ЭТА профессия.

1

Урок изучения нового материала .

Активизация в речи учащихся слов и

грамматических конструкций, рас -смотрениых ранее; умение составлять

 рассказ по  рисунку

Владение всеми видами речевой деятельности

Желание получать информацию о разных профессиях .

Фронтальная, групповая, индивидуальная

3.12

Профессии.

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее, умение

Владение всеми видами: речевой деятельности

Развитие коммуникативных навыков

Интерес к определённой профессии, желание к получению информации о данной профессии из разных источников.

Фронтальная, групповая,- индивидуальная

4.Мир вокруг меня (5ч)

4.1

Красавица зима.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и

грамматических конструкций; умение работать с деформированным текстом, составлять текст по рисунку. Знать названия зимних месяцев.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства .

Фронтальная, групповая, индивидуальная

4.2

Зимние забавы.

1

Комбинированный урок

Умение делить текст на предложения, распознавать отличительные признаки.

Владение всеми видами речевой деятельности

Проявлять уважение и интерес к прошлому своего народа.

Фронтальная, групповая

4.3

Животные зимой.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по картинке.

Владение всеми видами речевой деятельности

Проявлять жалость и сострадание к братьям меньшим.

Фронтальная, групповая

4.4

Зимние праздники мордовского народа.

1

Урок изучения

нового материала

Активизация в речи учащихся слов и

грамматических конструкций; Знакомство с временными формами глаголов

Применение приобретённых знаний в повседневной жизни

Интерес к традициям и историческому прошлому своего народа.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

4.5

Рождество.

1

Комбинированный урок

Работа с грамматическими конструкциями, умение отвечать на вопросы мезе теинь?Активизация в речи временных глаголов.

Владение всеми видами речевой деятельности

Интерес к традициям и историческому прошлому своего народа.

Фронтальная, групповая

5.Мои друзья.(4ч)

5.1

Мои друзья.

1

Урок

изучения

нового материала

 

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ.

Развитие коммуникативных навыков

Формирование здорового образа жизни, интерес к разнообразным увлечениям.

Фронтальная,групповая, индивидуальная

5.2

Наши увлечения.

1

Урок-изучения

нового материала.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ.

Владение всеми видами речевой деятельности

Формирование здорового образа жизни, интерес к разнообразным увлечениям.

Фронтальная, групповая

5.3

Наше свободное время.

 

1

Урок-изучения

нового материала.

Активизация в речи учащихся слов и грамматически х

конструкций рассмотренных ранее; умение составлять план по тексту и рисунку.

Развитие коммуникативных навыков

Осознавать понятие свободное время и рационально использовать в режиме дня.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

5.4

Проверочная работа по теме «Мои друзья»

1

Проверка и актуализация знаний.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ.

Владение всеми видами речевой деятельности

Фронтальная, групповая

6.Культурное наследие.(14ч.)

6.1

Известные люди Мордовии

1

Урок изучения нового материала

Умение составлять предложения описательного характера по рисункам.

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к знаменитым людям

Фронтальная, индивидуальная

6.2

Скульптор С.Д. Эрзя.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций потеме.

Знать биографическую справку С.Д.Эрьзи.

 Развитие коммуникативных навыков. Планировать  собственные действия и  соотносить их с поставленной целью.

Ценностное отношение к знаменитым людям.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.3

Художники Мордовии

1

Урок изучения нового материала.

Умение составлять предложения описательного характера по рисункам.

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к знаменитым людям

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.4

Рисование.

1

Комбинированный урок

Умение работать с текстом, составлять текст по картинке, отвечать на вопросы.

Развитие коммуникативных навыков. Планировать  собственные действия и  соотносить их с поставленной целью.

Ценностное отношение к прекрасному,владение навыками рисования

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.5

Художник Ф.В. Сычков.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и

грамматических конструкций рассмотренных ранее; умение продолжать

предложения по заданному началу

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к знаменитым людям

Фронтальная, индивидуальная

6.6

Писатели Мордовии детям.

1

Комбинированный урок

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.7

Мордовские детские писатели.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.8

Детские журналы.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Развитие коммуникативных навыков. Планировать  собственные действия и  соотносить их с поставленной целью.

Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.9

Защита Отечества.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви к Родине Уважительное отношение к защитникам Родины

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.10

Поговорим о маме.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви и уважения к родителям.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.11

Историческое прошлое эрзи и мокши.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.

Владение всеми видами речевой деятельности

Интерес к культуре,обычаям,традициям мордовского народа

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.12

Родная страна.

Символика Мордовии.

1

Урок

изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее; навык перевода с эрзянского языка на русский. Различать символику Мордовской республики .Умение рассказывать на эрзянском языке о символике.

Стремиться к углублению своих знаний.

Чувство любви и гордости за  свою малую Родину-Мордовию

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.13

Фёдор Фёдорович Ушаков.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.

Владение всеми видами речевой деятельности

Уважение и гордость за земляков,прославивших свою родину.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

6.14

Макар Евсевьевич Евсевьев.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное.

Владение всеми видами речевой деятельности

Интерес к собирателям национального фольклора и исторического материала.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.Мир вокруг меня.(9ч)

7.1

Охрана природы.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить природу, бережно относиться к ней,рационально использовать её богатства.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.2

Наша природа.

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.

Владение всеми видами речевой деятельности

Восхищение красотой родной земли.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.3

Приход весны

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.

Владение всеми видами речевой деятельности

Восприятие природной красоты,бережное отношение к природным ресурсам.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.4

Яркие краски весны.

1

Урок изучения

нового материала .

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим.

Развитие коммуникативных навыков

Понимать и любить природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.5

Весенние заботы.

1

Урок-изучения

нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций.

Применение

приобретённых знаний в повседневной жизни

Чувство любви к родному' краю. Понимать , любить и бережно относиться к природе, испытывать эстетические чувства.

Фронтальная,групповая, индивидуальная

        

7.6

Фрукты и овощи.

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать необходимость соблюдать правильное здоровое питание.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.7

Наши крылатые друзья.

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать , любить и бережно относиться к природе, животным.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.8

Работа в саду и в огороде.

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

7.9

Наш сад. Проверочная работа по теме «Мир вокруг нас»

1

Комбинированный урок.

Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

8.Культурное наследие.(2ч)

8.1

День победы.

     1

Урок-изучения

нового материала

Активизация в речи учащихся слов и

грамматических конструкций.

Стремиться к углублению своих знаний.

Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины. Чувство любви к родному краю и гордости за своих земляков.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

8.2

Наши земляки- наша гордость.

1

Урок изучения

нового материала. Проверка и актуализация знаний

Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. Знать имена героев-земляков Вов.

Развитие коммуникативных навыков

Уважительное отношении к известным людям. Чувство гордости и любви  к родному краю

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.Моя малая родина.(6ч)

9.1

Весенние праздники.

1

Урок изучения нового материала

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский.

Владение всеми видами речевой деятельности

Чувство любви к родному

краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.2

Полевые работы.

1

Комбинированный урок.

учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.3

Домашнее хозяйство.

1

Комбинированный урок.

учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней.

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.4

В селе. Уход за домашними животными.

1

Комбинированный урок.

учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский.

Владение всеми видами речевой деятельности

Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней,заботиться о братьях меньших.

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.5

Проверочная работа.

1

Контроль умений,навыков.

Умение составлять рассказ по опорным словам, Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее.

Владение всеми видами речевой деятельности

Фронтальная,групповая, индивидуальная

9.6

Культурное наследие. Урок экскурсия по достопримечательным местам села.

1

Экскурсия.

Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Видеть и чувствовать красоту родного края.

Фронтальная,групповая, индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса

Важодемань  программась тонавтнема  предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке»  теезь  Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...

Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.

Рабочая программа по эрзянскому  языку 4 класса....

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....

рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс

Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО,  «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...

Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса

Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...