Рабочая программа по эрзянскому языку для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся 4 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass.docx | 82.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по эрзянскому языку в 4 классе разработана на основе авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах русскоязычных школ или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся(первый, второй и третий годы обучения):ВальчукЕ.В.,доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н.,доцент кафедры эрзянского языка МГУ им. Н.П.Огарёва. ШирманкинаР.С.,доцент кафедры филологии МРИО,Кубасова О.В.,учитель эрзянского языка МОУ «Лицей № 43 г.Саранска,рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия,2006г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать эрзянский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Цели и задачи обучения:
пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);
-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научится понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)
-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);
-синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики (лексика и грамматика, предусмотренные программой, усваиваются в большей степени, если при образовании новых слов и их форм учитель будет опираться на синтаксис);
-применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении эрзянскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке)
Третий этап (последний год обучения эрзянскому языку в начальных классах школ с полиэтническим составом обучающихся) является завершающим в обучении эрзянскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретённых знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований), выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации. Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному.
Значительно усиливается направление на чтение и письмо. Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как
-списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
-письмо по памяти;
-письмо под диктовку;
-самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений)
Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Предполагается ввести в объёме 300 лексических единиц для продуктивного усвоения и 200 лексических для рецептивного усвоения.
Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на проведение занятий в 4 классе- 2 часа в неделю(68 часов в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться читать по учебнику на эрзянском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты изучения курса
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные результаты
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В области говорения:
*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;
*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос
собеседника в пределах тематики общения;
*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;
В области аудирования (произношения ):
*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;
*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области чтения:
*развивать технику чтения вслух;
*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );
*списывать тексты с различными видами заданий.
Требования к уровню владения эрзянским языком:
Одной из задач обучения эрзянскому языку является закрепление лексического и грамматического материала, предложенного в первом году обучения. Обогащение словаря может происходить как за счет расширения содержания уже изученных тем, так и посредством ознакомления с новыми темами, такими, как «Игры детей», «В селе», «В городе», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Встреча гостей», «8 марта - женский праздник», и т.д.
Должна продолжаться работа по систематическому расширению речевых навыков детей, усвоению различных явлений грамматического строя эрзянской речи. Ожидаемыми результатами формирования умений и навыков детей должны стать:
употребление грамматических правил эрзянского языка для правильного объяснения ситуации на ознакомительном уровне, решение определенных коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);
обозначение множественности предметов, признаков, действий;
обозначение принадлежности предмета к определенному лицу;
применение способов выражения утверждения и отрицания в различных фразовых конструкциях;
употребление послелогов для обозначения местонахождения предметов;
усвоение некоторых особенностей эрзянского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);
активизация диалогового общения;
развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;
обеспечение переноса грамматических навыков, предоставление детям возможности использования их на новом лексическом материале
Виды контроля:
текущий
тематический
итоговый
Содержание учебного курса
Моя школа. 5 часов.
Здравствуй,школа! День Знаний – самый радостный праздник. Я и моя школа. Любимые учебные предметы. В школе.
Мир вокруг меня. 26 часов.
Лето. На реке. Летний дождь. Названия летних месяцев. В лесу. Дары леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Животные осенью. Поздняя осень. Зима. Зимние забавы. Животные зимой. Зимние праздники. Охрана природы. Приход весны. Яркие краски весны. В саду и в огороде. Овощи и фрукты. Наши крылатые друзья. Уход за домашними животными. Работа в садах и огородах. Весенние заботы. Хлеб-наше богатство.
Я и моя семья. 11 часов.
Наша дружная семья. Моя семья. Занятия членов семьи. Кудосо. День рождения в семье. Правильное питание. Приготовление пищи. Продукты. Работа в семье. Трудолюбие. Кем быть? Профессии. Поговорим о маме. Домашнее хозяйство. В селе.
Мои друзья. 4 часа.
Мои друзья. Наши увлечения. Свободное время. Дружба.
Культурное наследие. 16 часов.
Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература. Мордовские детские журналы. Защитники Отечества. Адмирал Ф.Ф.Ушаков. Мордовский учёный-М.М.Евсевьев. День Победы. Известные полководцы.
Моя малая Родина. 6часов.
Историческое прошлое эрзи и мокши. Родная страна. Города и сёла нашей республики. Государственные символы Мордовии. Заповедные места нашей республики. Необходимость охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).
Тематическое планирование по учебному курсу
«Эрзянский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | |||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | ||||
1 | Я и моя школа. | 5 | 5 | ||||
2 | Мир вокруг меня. | 25 | 11 | 4 | 2 | 8 | |
3 | Я и моя семья. | 12 | 2 | 10 | |||
4 | Мои друзья. | 4 | 4 | ||||
5 | Культурное наследие. | 16 | 14 | 2 | |||
6 | Моя малая Родина. | 6 | 6 | ||||
| Всего: | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Формы организации учебно-познавательной | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||
предметные | метапред-метные | личностные | деятельности учащихся | План | Факт. | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Я и моя школа.(5ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Здравствуй, школа. | 1 | Комбинированный урок | Умение ориентироваться в учебнике; умеиие приветствовать на эрзянском языке | Владение всеми видами речевой деятельности | Чувство любви к родному краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
1.2 | День знаний. | 1 | Ввод новой лексики | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 | В школе | 1 | Работа с новыми синт. конструкциями | Знать правила поведения в школе, умение правильно употреблять послеслоги в предложении. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||||||||
1.4 | Люблю учиться. | 1 | Комбинированный урок | Понимание необходимости стать образованным че- ловеком Умение отвечать на вопрос: Мезе минь тейтяно уроксто?? | Владение всеми видами речевой деятельности | Освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
1.5 | Из школьной жизни. | 1 | Проверка и актуализация знаний | Знать правила поведения в школе, умение правильно употреблять послеслоги в предложении. | Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Освоение навыков правильного поведения на уроке, в школе | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
2.Мир вокруг меня.(11ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1 | На реке. | 1 | Ввод новой лексики | Умение составлять рассказ по плану.Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.2 | Летний дождь. | 1 | Ввод новой лексики | Умение ставить вопросы к словам. Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.3 | Лето. | 1 | Ввод новой лексики | Умение правильно употреблять послеслоги в предложении.Активизация слов в речи. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.4 | Летом в лесу. | 1 | Повторение и обобщение темы «Лето» | Умение отличать признаки по их внешнему виду. Работать с деформированным текстом. | Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Умение видеть красоту природы родного края во всех проявлениях | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.5 | Дары леса. | 1 | Урок изучения нового материала | Умение составлять рассказ по опорным словам, Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Умение согласованно работать в группе | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
2.6 | Лесные жители. | 1 | Повторение | Умение распознавать предметы по их описаниям. Знать названия животных. | Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать | Чувство любви к природе, интерес, любовь, сострадание ко всему живому | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.7 | Хлеб-наше богатство. | 1 | Урок-изучения нового материала | Знать пословицы о хлебе, названия зерновых культур и уметь составлять предложения, умение работать с деформированным текстом. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Интерес к профессии хлебороба и уважение к людям труда , бережное отношение к хлебу. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
2.8 | Хлеб-всему голова. | 1 | Повторение | Умение делить текст на предложения, знать названия зерновых культур. | Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. испытывать эстетические чувства. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
2.9 | Золотая осень. | 1 | Комбинированный урок | Знать названия осенних месяцев, умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте имена прилагательные. | Владение всеми видами речевой деятельности; умение рассуждать | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. испытывать эстетические чувства. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
2.10 | Животные осенью. | 1 | Комбинированный урок Проверка и актуализация знаний | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а ти ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; знать названия животных на эрзянском языке. | Формирование коммуникативных навыков; развитие логического мышления | Чувство любви к природе, интерес, любовь, сострадание ко всему живому | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
2.11 | Поздняя осень. | 1 | Повторение | умение употреблять слова во множественном числе, находить в тексте именасуществительные. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
3.Я и моя семья (12ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 | Наша дружная семья. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Уметь составлять текст по сюжетным рисункам. | Формирование коммуникативных навыков: развитие логического мышления | Уважительное отношение к членам семьи, забота о близких.
| Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.2 | Моя семья. Занятия по интересам. | 1 | Урок изучения нового материала | Умение отвечать на вопросы кие?мезе?кинень?мезнень?,работа с грамматическими конструкциями,активизация их в речи. | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к семье, испытывание чувства благодарности. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
3.3 | Домашнее хозяйство. | 1 - | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических ко нетрукции рассмо трениых ранее. Умение составлять план пересказа | Применение приобретенных знаний в повседневной жизни | Ценностное отношение к семье. | Фронтальная, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.4 | День рождения. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. умение составлять рассказ по личным впечатления и по рисунку. Знакомство с многозначными словами. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Ценностное отношение к родному слову, языку Осознание эстетической ценности эрзянского языка; уважительное отношение к родному языку, мордовской культуре | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.5 | Проверочная работа по теме «Я и моя семья» | 1 | Урок-контроль знаний,умений. | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций, | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к семье, заботливое отношение. | Индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.6 | Правильное питание. | 1 | Урок изучения нового материала Проверка и актуализация знаншй | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понятие о необходимости соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, правильного здорового полноценного питания. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.7 | Приготовление пищи | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по рисунку | Владение всеми видами речевой деятельности | Понятие о необходимости правильного здорового полноценного питания. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
3.8-3.9 | Продукты. | 1 | Повторение | Умение работать с деформированным текстом, составлять предложения используя вопрсы мезе? мезде? мезень? | Владение всеми видами речевой деятельности | Понятие о необходимости правильного здорового полноценного питания. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
3.10 | Работа. Трудолюбие. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Знать названия культурных растений сада и огорода на эрзянском языке. Умение строить предложения по конструкции мезде? и мезенть лангс? | Владение всеми видами речевой деятельности | Бережное отношение к природе, к труду, к людям труда. Чувство гордости за трудолюбие своего народа и стремление трудолюбию. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.11 | Почему мне нравится ЭТА профессия. | 1 | Урок изучения нового материала . | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рас -смотрениых ранее; умение составлять рассказ по рисунку | Владение всеми видами речевой деятельности | Желание получать информацию о разных профессиях . | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
3.12 | Профессии. | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее, умение | Владение всеми видами: речевой деятельности Развитие коммуникативных навыков | Интерес к определённой профессии, желание к получению информации о данной профессии из разных источников. | Фронтальная, групповая,- индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
4.Мир вокруг меня (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1 | Красавица зима. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций; умение работать с деформированным текстом, составлять текст по рисунку. Знать названия зимних месяцев. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства . | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
4.2 | Зимние забавы. | 1 | Комбинированный урок | Умение делить текст на предложения, распознавать отличительные признаки. | Владение всеми видами речевой деятельности | Проявлять уважение и интерес к прошлому своего народа. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
4.3 | Животные зимой. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и г р а м м а т и ч е с к и х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять предложения по картинке. | Владение всеми видами речевой деятельности | Проявлять жалость и сострадание к братьям меньшим. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
4.4 | Зимние праздники мордовского народа. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций; Знакомство с временными формами глаголов | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Интерес к традициям и историческому прошлому своего народа. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
4.5 | Рождество. | 1 | Комбинированный урок | Работа с грамматическими конструкциями, умение отвечать на вопросы мезе теинь?Активизация в речи временных глаголов. | Владение всеми видами речевой деятельности | Интерес к традициям и историческому прошлому своего народа. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
5.Мои друзья.(4ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1 | Мои друзья. | 1 | Урок изучения нового материала
| Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ. | Развитие коммуникативных навыков | Формирование здорового образа жизни, интерес к разнообразным увлечениям. | Фронтальная,групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
5.2 | Наши увлечения. | 1 | Урок-изучения нового материала. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ. | Владение всеми видами речевой деятельности | Формирование здорового образа жизни, интерес к разнообразным увлечениям. | Фронтальная, групповая | |||||||||||||||||||||||||||
5.3 | Наше свободное время.
| 1 | Урок-изучения нового материала. | Активизация в речи учащихся слов и грамматически х конструкций рассмотренных ранее; умение составлять план по тексту и рисунку. | Развитие коммуникативных навыков | Осознавать понятие свободное время и рационально использовать в режиме дня. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
5.4 | Проверочная работа по теме «Мои друзья» | 1 | Проверка и актуализация знаний. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций, рассмотренных ранее.Умение составлять рассказ. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная, групповая | ||||||||||||||||||||||||||||
6.Культурное наследие.(14ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1 | Известные люди Мордовии | 1 | Урок изучения нового материала | Умение составлять предложения описательного характера по рисункам. | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к знаменитым людям | Фронтальная, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.2 | Скульптор С.Д. Эрзя. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций потеме. Знать биографическую справку С.Д.Эрьзи. | Развитие коммуникативных навыков. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. | Ценностное отношение к знаменитым людям. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.3 | Художники Мордовии | 1 | Урок изучения нового материала. | Умение составлять предложения описательного характера по рисункам. | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к знаменитым людям | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.4 | Рисование. | 1 | Комбинированный урок | Умение работать с текстом, составлять текст по картинке, отвечать на вопросы. | Развитие коммуникативных навыков. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. | Ценностное отношение к прекрасному,владение навыками рисования | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.5 | Художник Ф.В. Сычков. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее; умение продолжать предложения по заданному началу | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к знаменитым людям | Фронтальная, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.6 | Писатели Мордовии детям. | 1 | Комбинированный урок | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.7 | Мордовские детские писатели. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Владение всеми видами речевой деятельности | Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.8 | Детские журналы. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Развитие коммуникативных навыков. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. | Ценностное отношение к произведениям мордовских писателей | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.9 | Защита Отечества. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Владение всеми видами речевой деятельности | Чувство любви к Родине Уважительное отношение к защитникам Родины | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.10 | Поговорим о маме. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Владение всеми видами речевой деятельности | Чувство любви и уважения к родителям. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.11 | Историческое прошлое эрзи и мокши. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. | Владение всеми видами речевой деятельности | Интерес к культуре,обычаям,традициям мордовского народа | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.12 | Родная страна. Символика Мордовии. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее; навык перевода с эрзянского языка на русский. Различать символику Мордовской республики .Умение рассказывать на эрзянском языке о символике. | Стремиться к углублению своих знаний. | Чувство любви и гордости за свою малую Родину-Мордовию | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.13 | Фёдор Фёдорович Ушаков. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. | Владение всеми видами речевой деятельности | Уважение и гордость за земляков,прославивших свою родину. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
6.14 | Макар Евсевьевич Евсевьев. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. | Владение всеми видами речевой деятельности | Интерес к собирателям национального фольклора и исторического материала. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.Мир вокруг меня.(9ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.1 | Охрана природы. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить природу, бережно относиться к ней,рационально использовать её богатства. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.2 | Наша природа. | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим. | Владение всеми видами речевой деятельности | Восхищение красотой родной земли. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.3 | Приход весны | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим. | Владение всеми видами речевой деятельности | Восприятие природной красоты,бережное отношение к природным ресурсам. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.4 | Яркие краски весны. | 1 | Урок изучения нового материала . | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение составлять рассказы по-эрзянски по заданим. | Развитие коммуникативных навыков | Понимать и любить природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.5 | Весенние заботы. | 1 | Урок-изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций. | Применение приобретённых знаний в повседневной жизни | Чувство любви к родному' краю. Понимать , любить и бережно относиться к природе, испытывать эстетические чувства. | Фронтальная,групповая, индивидуальная
| |||||||||||||||||||||||||||
7.6 | Фрукты и овощи. | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать необходимость соблюдать правильное здоровое питание. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.7 | Наши крылатые друзья. | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать , любить и бережно относиться к природе, животным. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.8 | Работа в саду и в огороде. | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
7.9 | Наш сад. Проверочная работа по теме «Мир вокруг нас» | 1 | Комбинированный урок. | Активизация в речи учащихся слов и грамм а ти ческ их конструкций. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
8.Культурное наследие.(2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.1 | День победы. | 1 | Урок-изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций. | Стремиться к углублению своих знаний. | Чувствовать сопричастность с жизнью своего народа и Родины. Чувство любви к родному краю и гордости за своих земляков. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |||||||||||||||||||||||||||
8.2 | Наши земляки- наша гордость. | 1 | Урок изучения нового материала. Проверка и актуализация знаний | Активизация в речи учащихся слов и грамматическнх конструкций рассмотренных ранее. Умение читать на эрзянском языке и понимать прочитанное. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. Знать имена героев-земляков Вов. | Развитие коммуникативных навыков | Уважительное отношении к известным людям. Чувство гордости и любви к родному краю | Фронтальная,групповая, индивидуальная |
9.Моя малая родина.(6ч)
9.1 | Весенние праздники. | 1 | Урок изучения нового материала | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Чувство любви к родному краю Понимание эрзянского языка как одной из основных национально-культурных ценностей мордовского народа | Фронтальная,групповая, индивидуальная | ||
9.2 | Полевые работы. | 1 | Комбинированный урок. | учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная,групповая, индивидуальная | ||
9.3 | Домашнее хозяйство. | 1 | Комбинированный урок. | учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней. | Фронтальная,групповая, индивидуальная | ||
9.4 | В селе. Уход за домашними животными. | 1 | Комбинированный урок. | учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. Умение переводить текст с эрзянского языка на русский. | Владение всеми видами речевой деятельности | Понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней,заботиться о братьях меньших. | Фронтальная,групповая, индивидуальная | ||
9.5 | Проверочная работа. | 1 | Контроль умений,навыков. | Умение составлять рассказ по опорным словам, Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее. | Владение всеми видами речевой деятельности | Фронтальная,групповая, индивидуальная | |||
9.6 | Культурное наследие. Урок экскурсия по достопримечательным местам села. | 1 | Экскурсия. | Активизация в речи учащихся слов и грамматических конструкций рассмотренных ранее | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. | Видеть и чувствовать красоту родного края. | Фронтальная,групповая, индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса
Важодемань программась тонавтнема предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке» теезь Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....
рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс
Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО, «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...
Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса
Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...