«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково-практической деятельности»
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Абдульминова Сусанна Исметовна

Цель доклада - выявить заономерности. являющиеся основой лексических ошибок. Составляющим процесса является выполнение системы речевых упражнений и заданий творческого характера. Поэтапное планирование позволяет добиться желаемых результатов: побуждает учащихся исследовать лексическое значение слов, сопоставлять, наблюдать, способствует предупреждению лексико-семантических ошибок при написании изложений и сочинений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_rechi_uchashchihsya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование речи учащихся в процессе поисково- практической     деятельности»

Мотивом, послужившим выбору именно этой темы стал уровень речевого развития учащихся, трудности, которые испытывают как в понимании и осмыслении текстов учебников, так и при оформлении собственной речи и условиях двуязычия.

В изложении и сочинениях учащихся лексические ошибки занимают более 50% от общего количества ошибок., дети говорят и пишут :

 Сломать стекло, вместо разбить , так как в крымскотатарском языке эти два слова обозначают одно слово къырмакъ;

поставил ручку, вместо положил (къойды);

стирать волосы, вместо мыть (ювмакъ);

сказал, вместо сказала, так как в крымскотатарском языке отсутствует род имен прилагательных и родовые окончания имен прилагательных и глаголов.

Для проведения профилактической работы требуется знания причин подобных ошибок .И поэтому направление работы по данной теме самообразования носит методический характер, который предусматривает поиск необходимых форм, методов и приемов.

С целью выявить закономерности, являющиеся основой лексических ошибок, провела сопоставительное изучение лексики родного и русского языка. Обратилась к следующим источникам: методические журналы «Тасиль»,Русская словесность», «Начальная школа».

Изучив особенности лексико-семантических ошибок в речи учащихся, более внимательно стала подходить к этому вопросу (используя на уроках русского языка и крымскотатарского языка таблицы дифференциации, метод диаграмм Вена (сравнение), «Сенканы»), что позволяет предупредить лексические ошибки учащихся, преодолевать барьер двуязычия.

Составляющим процесса самообразования стала поэтапная система речевых упражнений и заданий творческого характера.

Так, первый этап – начальный. Здесь учащимся можно предложить лексические упражнения и задания следующего содержания:

-определить значение слова и запомнить;

-определить значение слова при помощи синонима и антонима;

-заполнить пропуски в предложениях;

-закончить предложения, добавляя подходящие по смыслу слова и др.

Второй этап – основной.

Цель – дальнейшее обогащение, расширение и уточнение словарного запаса учащихся. Основное место в системе речевых упражнений занимают следующие упражнения:

-составить предложения с разными значениями слова;

-заменить данные словосочетания синонимичными;

-перевести на родной язык словосочетания, предложения, составление с разными значениями слов;

-сравнить предложения;

-составить предложения, используя слово в различных ситуациях и т.д;

Третий этап-заключительный.

На данном этапе целесообразниее предлагать творческие задания:

-написать сочинение на предложенную тему;

-составить рассказ на свободную тему;

-описать предмет, действие, поступок;

-высказаться по поводу прочитанной книги, просмотренного фильма и т.д. Такое поэтапное планирование позволяет добиться желаемых результатов. Побуждает учащихся исследовать лексическое значение слов, сопоставлять , наблюдать, способствует предупреждению лексико-семантических ошибок при написании изложении и сочинении.

В процессе самообразования реализуются подробности учителя к собственному развитию, а также появляется возможность исследователькой, поисковой деятельности как педагога, так и учащихся.

Таблица дифференциации

Различайте значения глаголов поставить, положить:

Оттенки значений глагола

Примеры

По-русски  говорят:

Ставить (поставить) кого? что? куда? где? в вертикальном положении.

Сестра поставила чайник.

Турист поставил тяжелый рюкзак на землю.

Глагол положить употребляется в значении помещать кого-что куда-нибудь в лежачем положении

Айдер положил ручку в пенал.

Ребенок положил игрушки в коробку.

В значении «прибавить, всыпать» что-либо, куда, во что

Бабушка положила в суп немного перца.

Я положила масло в кашу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование письменной речи учащихся

Методические рекомендации логопеда...

Личностное развитие учащихся в процессе коллективно-творческой деятельности

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей....

Информационное сообщение на тему" Формирование монологической речи учащихся в образовательном пространстве учебной деятельности"

Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы....

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

Статья. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности

В статье рассмотрены возможности связи обучения с жизнью, теории с практикой в системе обучения для устойчивого развития с помощью использования методов проектов, направленных на достижение улучшений ...

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...