Конспект урока «Символы России, Кубани».
план-конспект урока (3 класс) на тему

Рыкалова Анна Алексеевна

Конспект урока «Символы  России,  Кубани». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_simvoly_rossii_kubani.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час: «Символы  России,  Кубани»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование гражданского, патриотического мышления у юных россиян, гордости за достижения  своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;
  • Расширить представления о государственной символике России,  Кубани;
  • Содействовать  воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства,  малой  родины.
  • Заучивание гимнов России и Кубани с музыкальным оформлением.

ОБОРУДОВАНИЕ:  изображения флагов России и Кубани,  портреты  Президента РФ и губернатора Кубани, коллаж с достижениями  хлеборобов Кубани

                  Магнитофон,  аудиозаписи гимнов.

Компьютер,  мультимедийный  проектор,  экран

                                                ХОД КЛАССНОГО  ЧАСА

Учитель:  Дорогие ребята! Как никогда  на сегодняшний день является актуальной проблема национального самосознания,  гражданского мышления, патриотического  отношения к достижениям  в нашей стране.

                Вы являетесь частью народа огромной и богатой страны, вы – граждане России, россияне. Наша с вами малая Родина – это наше село Пушкинское, наш район – Гулькевичский, который является частью большого южного региона – Краснодарского края. Наш край – это часть большого государства, нашей необъятной России. Мы – жители России, ее граждане. Давайте посмотрим и узнаем, что сказано в толковых словарях В. Даля и С.Ожегова  о значениях этого слова.

( идет обсуждение истолкований слова «гражданин» и его производных)

Учитель:  Итак, мы с вами поняли, что слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни, Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

                Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?  Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Он любит свою страну, гордиться ею, вместе  с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. Вы – ее  будущее,

Вам вершить ее завтрашний день.

               Нам следует гордиться, что мы с вами живем в  благодатном крае, теплом и щедром, гостеприимном и плодородном. Как много создал наш народ  пословиц о Родине, о родной земле. «Береги землю родную, как мать любимую», «Всякому мила своя сторона».

Учитель.  Что же нас, ребята, объединяет и делает гражданами одной страны?

(идет обсуждение)

Да, вы правы: общая территория, единый язык, законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности ее граждан, - это Конституция Российской Федерации. Но,  как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные  традиции и др. Кроме официальных символов для любого россиянина есть и другие значимые символы – Московский Кремль, Красная площадь, Конституция, Президент и др.

Учитель.  Где  можно  увидеть  государственные  символы?  (ответы  детей)

Учитель. Символы можно увидеть в городах и селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной.  Конечно, все мы разные, но живем в одной  стране – России.

               Символика российского герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. И нам важно понять, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его  флаг и герб.

  1. страница

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГЕРБ   РОССИИ

Учитель.   Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Его нужно грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации  и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла,  врага. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом (слайд).

Учитель.  Где можно увидеть изображение герба и флага России? (На монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов).

  1. страница

ГИМН  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Учитель: А теперь поближе познакомимся с Гимном России.  Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна люди любой страны встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. А каждое утро по радио мы слышим звучание государственного гимна (исполнение гимна, анализ содержательной стороны гимна).  

(Звучит  аудиозапись  Гимна)

3  страница

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФЛАГ   РОССИИ

Учитель.  Как  выглядит  государственный  Флаг  России?

Цвета  Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный – символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое  (слайд).

Учитель.  Итак, мы с вами поняли, что к государственным символам нужно относиться с уважением, ими  нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более  пятисот лет, а бело-сине-красному флагу – более трехсот лет. Посягательство на государственные герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

Учитель.  Следующая  страница  нашего  классного  часа  посвящена  символике   родной  Кубани,  Краснодарского  края.  Рассмотрите  карту  нашего  края.  Что  вы  можете  рассказать  о  нем?

4  страница

ГЕРБ   КУБАНИ

Учитель.  Герб  Краснодарского  края  в  основе  имеет  изображение  исторического герба  Кубанской  области  1874  года,  который  в  свою  очередь  разрабатывался  на  основе  герба  города  Екатеринодар  (1868 г.)   бароном  Кёне .  первичной  же  основой  тому  послужил  герб,  составленный  И.Д.Черником – казаком – черноморцем,  профессором  архитектуры  и  утвержденный  императором  Николаем  1  в  сентябре  1849 г.  Нынешний  рисунок  герба – это  результат  совместной работы  авторского  коллектива.

В  зеленом  щите  золотая  зубчатая  стена  с  двумя  такими  же  круглыми  башнями  с  открытыми  воротами  и  чёрными  швами;  над  башнями  золотой  пернач1  между  двух  серебряных   бунчуков2  с  золотыми  остриями  на  золотых  древках.  В  золотой  верхней  части  щита  чёрный  возникающий  орёл,  имеющий  на  груди  кавказский  крест.  Щит  увенчан  древней  державной  короной, над  которой  возвышается  российский  штандарт  с  навершием  в  виде  орла  и  буквами  «РФ»  в  центре  штандарта.  Щит  украшен  золотыми  дубовыми  листьями,  соединенными  алой  лентой.  За  щитом  накрест  расположены  4  лазоревых  знамени,  украшенных  золотой  бахромой,  и  с  такими  же  вензелями,  окружёнными  дубовыми  и  лавровыми  ветвями.

Зеленое  поле  в  щите  герба – символ  изобилия  кубанских  полей,  надежды  на  будущее

Золотая  зубчатая  стена  с  двумя  такими  же  круглыми  башнями (крепость) – символ  надежной  защиты  южных  пограничных  рубежей  России.

Открытые  ворота  крепости – символ  гостеприимства  и  миролюбия  народа  Кубани.

Золотой  пернач – символ  (атаманской)  власти.

1Пернач – древнерусское  холодное  оружие  ударного  действия, разновидность  булавы.  Представлял  собой  древко  с  насаженной  на  конце  головкой  из  металлических  перьев  (щитков),  род  булавы  с  перяным  набалдашником.  У  казаков  использовался  как  знак  власти  атаманов.

Два  серебряных  бунчука – символ  кубанского  казачества.

2Бунчук  (тюрк.) – 1)  длинное  древко  с  шаром  или  острием,  прядями  из  конских  волос  и  кистями  на  верхнем  конце;  знак  власти  у  турецких  пашей,  польских  и  украинских  гетманов  и  атаманов  русского  казачьего  войска  в  15 – 18  вв.

                                 2) ударный шумовой инструмент в крупных военных              оркестрах.

Черный  возникающий  императорский  орел  на  золотом  поле – символ  памяти  о  времени  заселения  кубанских  просторов,  дарованных  казакам  императрицей  Екатериной  11.

«Кавказский  крест»  (крест  с  мечами  «За  службу  на  Кавказе») – символ – награда,  напоминающий  об  окончательном  присоединении  Кубани  к  России.  Выпущен  в  честь  окончания  Кавказской  войны  1859 – 19\864  гг  (этот  крест  имел  расширенные  концы,  в  центре – круглый  щит  с  двуглавым  орлом,  на  верхнем  конце – вензель  Александра  11,  на  нижнем – дата  1864,  между  концами  креста – проходящие  через  центр  скрещенные  мечи).

Лазоревые  знамена  с  вензелями  Российских  самодержцев:  Александра 1,  Павла 1,  Николая  1  и  императрицы  Екатерины – отражение  славных  подвигов  Кубанских  казаков  при  обороне  южных  рубежей  России  и  благодарность  (награда)  от  самодержцев  за  самоотверженную  службу  во  славу  Отчизны.

Лавровый  венок  в  навершии  штандарта – символ  трудовой  вечной  славы  жителей  Кубани.

Золотой  императорский  орел (герб)  в  навершии  штандарта – составная  часть  штандарта,  дарованная  гербу  Кубанской  власти  императором  Александром  11.

Золотые – древняя  царская  корона  и  две  дубовые  ветви,  перевитые  алой  Александровской  лентой – традиционный  показатель  административного  статуса  владельца  герба,  т.е.  показатель  непосредственного  подчинения  его  императору.

Вместо  алой (красной)  Александровской  ленты  внесены  рисунок  герба  две  ленты  орденов  Ленина,  соединенные  под  гербовым  щитом  в  бант.  Краснодарский  край  был  награжден  высшими  наградами  страны  за  трудовые  заслуги  в  1957  и  1970  гг.  

5  страница

ГИМН  КУБАНИ

Учитель.  Народная  песня  «Ты,  Кубань,  ты  наша  родина»  написана  на  русско – турецком  фронте  в  1914  году,  была  посвящена  казакам  1 – го  Кавказского  казачьего  полка  в  память  боевой  их  славы  в  первой  мировой  войне.  Автор  слов – полковой  священник  Константин  Образцов.

Песня  сразу  привлекла  внимание  воинов.  Военные  песни  их  репертуара,  как  правило,  описывали  картины  походов,  сражений,  где  участвовали  казаки.  А  в  новой  песне  не  было  ничего  батального,  внешнего,  описательного.  Свое  содержание,  чувства  она  передает  по – человечески  просто,  задушевно  и  в  то  же  время  мудро,  величаво.

Текст  песни  написан  в  виде  приветственного  послания,  коллективного  письма  на  Кубань.  Казаки  вспоминают  «станицы  вольные,  родной  отцовский  дом»  и  бьются  насмерть  с  «врагом - басурманином»,  чтоб  жила  их  святая  родина.

Сначала  песня  исполнялась  в  небольшом  кругу  фронтовиков.  Через  год – два  ее  запели  все  кубанские  подразделения  действующей  армии.  В  период  Гражданской  войны  она  стала  официальным  гимном  Кубанской  рады.    И  в  годы  Великой  Отечественной  войны  песня  поднимала  боевой  дух  казаков  и  вместе  с  ними  прошла  победный  путь  от  берегов  Кубани  до  Эльбы.  Ее  слышали  в  Польше,  Болгарии, Венгрии,  Германии.

В  настоящее  время  эта  песня  олицетворяет  собою  Кубань.

В  марте  1995  года  Законодательное  Собрание  утвердило  ее  в  качестве  гимна  Краснодарского  края.

Слова  К.Образцова

Музыка  народная  (в  обработке  Виктора  Захарченко)

(звучит  гимн  Кубани)

6  страница

ФЛАГ  КУБАНИ

Учитель.  Флаг  Краснодарского  края  представляет  собой  прямоугольное  полотнище  из  трех  равновеликих  горизонтальных  полос:  верхний – синего, средний – малинового,  нижний – зелёного  цвета.  Ширина  двух  крайних  полос  равна  ширине  малиновой  полосы.  В  центре  флага – герб  Краснодарского  края,  выполненный  в  одноцветном  варианте – золотым  цветом.  Отношение  ширины  флага  и  его  длины  2:3  (слайд).

Учитель.  Как  вы  думаете,  что  обозначают  цвета  нашего  флага?  

Синий – небо,  целомудрие,  верность,  духовность,  вера.  Символизирует  донских  казаков.

Малиновый – символизирует  запорожских  казаков  и  кубанских  казаков,  положивших  начало  освоению  и  развитию  края.

 Зеленый – символ  плодородия  и  богатства  Кубанской  земли.

Герб  Краснодарского  края,  помещенный  в  центре  флага  (в  одноцветном  варианте – желтого  цвета  с  оранжевым  контуром)  является  символом (олицетворением)  боевых  побед  и  трудовых  заслуг  Кубанского  казачества  перед  Россией.

 

Учитель: Подходит к завершению наш  классный  час,  посвященный  государственной  символике  России  и  Краснодарского  края. Но мы с вами должны остановиться на еще очень важном  понятии – гражданской позиции, которая должна быть у каждого члена нашего общества. А она невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Такая позиции свойственна только личности, человеку, имеющему свое собственное лицо, свое мнение и принципы в отношении свои прав и обязанностей. Есть замечательные строки знаменитых поэтов, в которых отражены нравственные законы нашего общества. Давайте послушаем наших товарищей и задумаемся над смыслом таких советов.

Пять важных правил в жизни соблюдай,

И на земле увидишь светлый рай.

В делах мирских не возмущай покой.

Зря не рискуй своею головой,

Здоровье береги, как редкий клад,

Живи в достатке, но не будь богат.

И пусть приходит разделить досуг

К тебе надежный и сердечный друг.    

                                                                А Джами

Н всех часах вы сможете прочесть

Слова простые истины глубокой:

Теряя время, мы теряем честь.

А совесть остается после срока.

Она живет в душе не по часам.

Раскаянье всегда приходит поздно.

А честь на час указывает нам

Протянутой рукою – стрелкой грозной;

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте этот краткий час,

Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

Веленья нашей совести и чести!   

                                                                С. Маршак

Учитель. Вот  и  подошел  к  концу  наш  классный  видеочас,  посвященный  символике  нашей  Родины  и  Краснодарского  края.  Символы  России  и  Кубани – герб,  флаг,  гимн – нужны  как  воплощение  истории  и  отражение  настоящего,  как  выражение  патриотизма  граждан,  обозначение  государства  в  мировом  сообществе  и  края  как  субъекта  Российской  Федерации внутри  страны  и  за  рубежом,  нужны  как  зрительный  и  музыкальный  образ.  

Вот  почему  отношение  к  гербу,  флагу  и  гимну – это  и  отношение  к  государству  и  к  малой  родине.  Давайте же  с  гордостью произносить фразы, наполненные таким большим смыслом:  «Я – гражданин России!»,  «Я – житель  Кубани!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...