Рабочая программа курса декоративно-прикладного искусства ( с использованием регионального компонента) «Страна Мастеров» для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Терёхина Наталия Александровна

Рабочая программа

курса

декоративно-прикладного искусства

( с использованием регионального компонента)

«Страна Мастеров» 

для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Пионерский

Рассмотренно на заседании                                                   «Согласовано»                                                     Утверждено

кафедры начального                                                                зам. директора                                                     приказом  №_______

образования                                                                             _______________  Шабалина Л.В.                                                                                            

протокол №_________                                                                                                                                            «____»_____________2014г.            

«____»________________2014г.                                           «____»________2014г.

_____________Верхозина А.И.

 

Рабочая программа

курса

декоративно-прикладного искусства

( с использованием регионального компонента)

«Страна Мастеров»  

для 4 класса

Составитель:

Терехина Наталия Александровна,

учитель начальных классов

I

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. С этой целью в программу  введен регионального компонента направлено на решение следующих задач:

•развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

•овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

•воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.  

Получая знания о территориальном разнообразии ХМАО – Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких курсов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО с древности до наших дней».

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Страна мастеров» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

         

   Цель программы:

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству, ориентируясь  на реализацию социально-экономической стратегии развития региона

                                 

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Научить выполнять «потайной» шов.

4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

7 Изучить быт и нравы коренных народов севера

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

3. Привит любовь к краю в котором живешь

Для занятий  объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

           Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 -10 лет, на 1 год обучения: 34 часа в год, 1 раз в неделю.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

                                                «Страна мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией

Учебно-тематический план

№ п/п

             Наименование

             раздела

Теория

Практика

Региональный компонент

Всего часов

1

Введение

       1

       

1

       2

Работа  с бумагой и картоном

        2

      6

2

8

3

Работа с тканью

        1

       5

3

6

4

Работа с природным  материалом.

        1

       4

       

3

5

5

Работа с пластилином

        1

       4

1

5

6

Аппликация из текстильных материалов

        1

      5

2

6

7

Итоговое занятие

       

3

1

3

        7

      27

Итого

12

34

34 часа

Содержание  программы  (34 часа)

1.Введение (1 час).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  1. Работа с бумагой и картоном (8часов).

Теория – 2 часа

  • Виды бумаги и картона.
  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)

Практика – 6 часов

  • Знакомство с техникой «мозаика» (1 час)
  • Мозаика «Воспоминание о лете» (1 час) )  Региональный компонент
  • Изготовление аппликаций «Осенний лес»(1час)  Региональный компонент
  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (2 часа)
  • Оригами (1 час)
  1. Работа с тканью (6 часов).

Теория – 1 час

  • Знакомство с профессией швеи (1 час).

Практика – 5часов

  • Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения (1 час)
  • Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» (1 часа)
  • Изготовление национальных кукол.(1 час) Региональный компонент
  • Лоскутная аппликация  « Быт коренных народов севера» (коллективная) (2 часа) Региональный компонент

4.Работа с природным материалом (5 часов).

Теория – 1 час 

  • Флористика..

Практика – 4 часа

  • Изготовление композиций из засушенных листьев (1 час) Региональный компонент
  • Изготовление животных из шишек(1 час) Региональный компонент
  • Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа) (1 час) Региональный компонент 
  • Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (1час)

5.Работа с пластилином (5часов).

Теория – 1 час

  • Профессия  скульптора.

Практика – 4 часа

  • Лепка людей, животных по образцу  «Жизнь народов ханты и манси»(1 час) Региональный компонент
  • Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)  (2 часа)
  • Лепка по замыслу детей ( 1 час)

6.Аппликация из текстильных материалов(6часов)

Теория – 1 час

  • Беседа о разновидностях ниток
  • Аппликация из нарезанных ниток

Практика – 5 часов

  • Аппликация из нарезанных ниток. Собачка (2часа)
  • Аппликация из ткани. Национальные узоры ханты и манси. Региональный компонент (2)
  • Аппликация на свободную тему

7. Итоговое занятие (3 часа).

Практика – 3 часа

Выставки творческих работ

               

Ожидаемые результаты.

1Укрепление физических и психологических сил детей.

2Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

3.  Приобретение новых знаний о  жизни и быте коренных народов севера

4. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

5. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

6. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

                               

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников. 

                              Литература для учителя

  • Гудилина С. И. “Чудеса своими руками»
  • Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”.
  • Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение.
  • Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”.
  • Докучаева Н. “Сказки из даров природы”.
  • Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка)
  • Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”.
  • Сохранение традиций корреных народов севера
  • : Вячеслав Огрызко «Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока                         

  . Сайт Страна Мастеров

   http://stranamasterov.ru

.   Сайт Всё для детей

   http://allforchildren.ru

Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводный урок. Техника безопасности на занятия кружка.

2

Виды бумаги и картона.

3

Заочное путешествие на бумажную фабрику

4

Знакомство с техникой «мозаика»

5

        Мозаика «Воспоминание о лете»                 

6

Изготовление аппликаций «Осенний лес»

7

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей

8

Продолжение работы над открыткой

9

Оригами. Цветы в технике оригами

10

Знакомство с профессией швеи

11

Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения

12

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка»

13

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка». Завершение работы

14

Лоскутная аппликация  « Быт коренных народов севера» (коллективная работа)

15

Лоскутная аппликация  «Быт коренных народов севера» . Завершение работы

16

Флористика.                 

17

Изготовление композиций из засушенных листьев

18

Изготовление животных из шишек

19

Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа)

20

Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев)

21

Профессия  скульптора.

22

Лепка людей, животных по образцу. Жизнь народов ханты и манси.

23

Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)  

24

Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) . Завершение работы

25

Лепка по замыслу детей

26

Беседа о разновидностях ниток

Аппликация из нарезанных ниток        

27

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

28

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка. Продолжение работы.

29

Аппликация из ткани. Национальные узоры ханты и манси.

30

Аппликация из ткани. Национальные узоры ханты и манс. Завершение работы

31

Аппликация на свободную тему

32

«Что мне больше по душе». Работа на свободную тему в любой технике.

33

Работа на свободную тему в любой технике. Завершение работы.

34

Выставка творческих работ.

           Рекомендации по проведению занятий  и методическое    

                               обеспечение программы.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.  Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы,  цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры,  работа с учебной  литературой;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению    

     творческих отчетов о проделанной работе.

    Методы

         Приемы

Объяснительно-

иллюстративные  

                   

Рассказ, показ, беседа

   Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

Урок повторения в 4 классе с использованием регионального компонента по теме: «Синонимы. Устаревшие слова в литературном языке». УМК «Начальная школа»

Урок повторения  в 4 классе  с использованием  регионального компонента  по теме:  «Синонимы.  Устаревшие слова в литературном языке».  УМК  «Начальная школа»По...

использование регионального компонента на уроках математики в начальных и малокомплектных классах

Задачи содержат большой познавательный материал, учат бережному отношению к природе, способствуют развитию анализировать ситуации, находить пути решения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в написании географических названий" с использованием регионального компонента

Технологическая карта урока русского языка с использованием географических названий Челябинской области...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...

Задания для проведения олимпиады в Ленинском районе г. Красноярска для детей с ОВЗ 2-х классов с использованием регионального компонента апрель 2022 год

Описание важности включения регионального компонента в проводимые занятия, задания для олимпиады по логопедии для учащихся с ОВЗ 2-х классов....