Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Учебник. 2010.)

На уроке использовали мультимедийный проектор, компьютер, атлас Кемеровской области, тексты для работы в группах 

Предназначено для учителей начальных классов 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx37 КБ
Файл prezentaciya_po_matematike_reshenie_zadach.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Решение задач. Как получить недостающие данные»

Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при  решении задач  

Задачи 

Образовательная:

  1. совершенствовать вычислительные навыки;
  2.  закреплять умение решать текстовые задачи;
  3. повторить нумерацию чисел;
  4. учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников  

Воспитательная :

  1. прививать любовь к родному краю;
  2. воспитывать бережное отношение к природе;
  3. формировать коммуникативные способности;
  4. формировать   чувство  дружбы, ответственности;

Развивающая :

  1. развивать навыки самостоятельной работы;
  2. развивать информационную культуру учащихся;
  3. развивать  познавательный  интерес  к предмету

Оборудование: ПК,  компьютерная презентация, карточки с названиями районов Кемеровской области, тексты для работы в группах, измерительная линейка, атлас Кемеровской области    

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока.

Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Я думаю, что урок у нас будет интересным и плодотворным.

2. Актуализация знаний

Уч.-  Мы продолжаем работать над решением задач. Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2)

а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?

б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой  24 конфеты.

в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?

Д.- Под буквой б)

Уч.- Почему?

Д.- Нет вопроса.

Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему?

Д.- Под буквой в) Мы не знаем, сколько конфет лежало в первой коробке.

Уч. – Дополните  условие задачи так, чтобы ее можно было решить.

( Работа в  парах.  Взаимопроверка.)

3.  Работа над новым материалом

Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать?

Д.- Мы должны вычислить  площадь пола в классе.

Уч. - Какие данные мы должны знать?

Д.- Длину и ширину класса.

Уч. А как мы можем их получить?

Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь.

Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина – 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь.

(Проверка полученного результата)

Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Новокузнецкого района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения?

Д.- Нет. Можно воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Новокузнецкого района 13 290 кв.км

Уч. – Вычислите, на сколько кв.км площадь Новокузнецкого района меньше?

Д.- на 82 310  кв.км

Уч. - Кроме Новокузнецкого района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4)  

4. Динамическая игра (слайд 5)

Уч. - Расположите карточки с названиями районов в порядке возрастания их площади. Какой рациональный способ выполнения этой работы вы можете предложить?

(Выслушать все ответы детей. Один из возможных вариантов: упорядочить величины сначала по классу тысяч, а потом по классу единиц)

  1. Гурьевский  - 2 390 кв.км                                  (п)
  2. Ленинск-Кузнецкий  - 2 400 кв.км                   (р)
  3. Юргинский -  2 520 кв.км                                 (и)
  4. Топкинский  - 2 690 кв.км                                 (р)
  5. Яйский -  2 760 кв.км                                         (о)
  6. Промышленновский -  3 080 кв.км                  (д)
  7. Беловский  - 3 300 кв.км                                   (н)
  8. Яшкинский  - 3 480 кв.км                                 (о)
  9. Прокопьевский  - 3 500 кв.км                           (е)
  10. Тяжинский  - 3 540 кв.км                                  (б)
  11. Ижморский  - 3 580 кв.км                                  (о)
  12. Чебулинский  - 3780 кв.км                                (г)
  13. Кемеровский  - 4 391.кв. км                              (а)
  14. Мариинский -  5 580  кв.км                               (т)
  15. Крапивинский  - 6 930 кв.км                             (с)
  16. Междуреченский  – 7 250 кв.км                       (т)
  17. Тисульский  - 8 060 кв.км                                 (в)
  18. Таштагольский  - 11 320 кв.км                         (о)
  19. Новокузнецкий  - 13 290 кв.км                         (уголь)

(Дети  по очереди выходят к доске и выставляют карточки с названиями районов  в порядке возрастания величин.. Для проверки переворачивают карточки – у них должно получиться предложение:  «Природное богатство - уголь.»

 5.  Работа с задачами

Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах.

На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 – подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6)

Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее.

Д.- На территории Новокузнецкого района  располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа?

Уч. – Все ли данные вы использовали в таблице?  Почему?

Д.-  Нет, для составления  задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные

Уч. - Запишите решение задачи.

(Проверка результата)

Уч. - Но не только полезными богатствами славится  наш край. Разнообразен также растительный и животный мир.  В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11).  Большинство из них издревле обитали здесь. Но    за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья.  Как вы думаете, чем это вызвано?

Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот.

6. Работа в группах

Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, насколько    сократилась, а может быть и увеличилась  численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1)

(Дети заполняют таблицы. (Приложение 2)  Производят необходимые вычисления.  Результаты вывешиваются на доске).  

Уч. – Какой можно сделать  вывод?

Д. – Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей.

Уч. - А с чем это связано?

Д. – Человек стал заботиться о животных, оберегать их

Уч. – К сожалению,  время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений?

Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в атласе Кемеровской области, находили данные в статье, для первой задачи придумали сами.

7. Домашнее задание

Уч.-  Я хочу добавить, что данные можно найти,  просто наблюдая за тем, что происходит вокруг. Поэтому дома решите задачу № 228 на с.79 и составьте похожую по своим наблюдениям. А на следующем уроке самые интересные мы попробуем решить.  

Рефлексия.  

Уч. - Посмотрите на слайд. Вспомните все этапы нашего урока и закончите предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. я смог…
  9. я попробую…
  10. меня удивило…
  11. урок дал мне для жизни…
  12. мне захотелось…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных


Среда, 18 января 2012 «Кузнецкий рабочий»

Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2010 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов.

Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них – работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления.

Проходя по намеченному маршруту, наблюдатели отметят в учётной карточке или на схеме маршрута все появившиеся следы, с указанием вида и количества представителей животного мира, их оставивших. Кстати, специалист может по следам определить не только вид и количество зверя, но и то, как именно животное существовало в этот момент – охотилось или, наоборот, пыталось спастись от опасных хищников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1994 год

2010 год

Лоси

2 700

_________________________________________________

1994 год

2010 год

Зайцы

40 000

_________________________________________________

1994 год

2010 год

Рыси

250

_________________________________________________

1994 год

2010 год

Соболи

6 8000

_________________________________________________

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЧекинА.Л.,  Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2009 -  160с.
  2. Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие – М., Академкнига/Учебник, 2009 – 240 с.
  3. Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. – Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. – 30 с.
  4. Кузнецкий рабочий.  2012. 18 янв.
  5. Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих [Электронный ресурс]: http://www.biodat.ru,  (дата обращения: 18.04.2012).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных.

К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например,  подсчетом ящиков, которые привезли на склад  - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты).

Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.).

Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни.

Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня.

Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке.  Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий.

Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[

 



Подписи к слайдам:

а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке? б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой 24 конфеты.в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
Месторождения на территории Новокузнецкого района
бурый и каменный уголь
более 30
железо
5
глина
4
подземные пресные воды
14
подземная минеральная вода
1
68 видов млекопитающих
более 300 видов птиц
6 видов рептилий
5 видов амфибий
42 ВИДА РЫБ
Закончите предложениятеперь я могу… сегодня я узнал…было интересно… было трудно…я научился… я смог…я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Интернет- ресурсы:
http://s53.radikal.ru/i142/0911/6c/8963eb244f5f.jpg- титульная страницаhttp://thecenter2000.com/ursa/confused.jpg- сова http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/simb/znak10.jpg- вопросительный знак и книга http://yandex.ru/yandsearch - картинки животных. птиц, рыб

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства. Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Данный материал может быть использован на уроках изобразительного искусства  2 класс УМК "Перспективная начальная школа"   и во внеурочной деятельности....

Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цели:-      ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;-      познакомить с новым понятием ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по математике "Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд;совершенствование вычислительных навыков;формирование умений с...

Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...