Занятие по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Зеленянская Альфия Наильевна

Данная разработка занятия по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" служить целью: повышать воспитательные и познавательные возможности детей;  учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках;  способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать  совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orenb_folklor.docx26.16 КБ
Файл orenburgskiy_folklor.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ         22.12.17        

МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ

Тема: «Оренбургский фольклор»

Цели: повышать воспитательные и познавательные возможности детей;  учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках;  способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать  совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

1.Минусовая фонограмма песни «Во поле берёза стояла».

2. Чудесный короб

3.2 куклы

4.Иллюстрации к русским народным сказкам.

5. 3 листа А-3,3 набора фломастеров и восковых мелков

6. Класс украшен работами детей (хохлома, городец, дымка, гжель и др.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мобилизирующий этап урока.

(Дети входят в класс под запись русской народной песни «Во поле берёза стояла», становятся на места).

Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе. Необычно, чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.

II.  Вступительная беседа.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть, вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

Ответы детей (открываю доску, слово «фольклор» закрыто)

Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки

У: Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения? (Все эти произведения называются фольклором. Открываю слово фольклор).

- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?

- Кто является их автором?

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.

III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.

- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? Ответы детей

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

- Какие колыбельные песенки знаете вы? Дети называют (пропевают) известные им колыбельные песни.

Самая знаменитая колыбельная песенка…

(начинаю я, дети продолжают).

Баю – баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Давайте исполним эту колыбельную песенку.

Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, теперь колыбельная песня. Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.

Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах):

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Дети инсценируют потешки.

- Во всех этих ситуациях – что же нам помогло? (От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными). Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие.

Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».

 Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:

- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.

Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.

(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы). Проигрываем 2 раза.

Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.

А теперь попоем! (частушки)

Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.

- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?

Посмотрите на доску – это тоже шутка.

 Прочтите её про себя.

-Тит, а Тит!  Иди молотить!

-Живот болит!

-Тит, а Тит! Иди кашу есть!

-Где моя большая ложка?

- Сколько действующих лиц в этом тексте?

- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?

Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.

- Почему Тит не хочет молотить?

- Действительно ли у него болит живот?

- С какой интонацией это нужно произносить?

Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.

Дети инсценируют шутку.

- Что высмеивается в этой шутке?

В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб.

А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.

- Кто знает какие-нибудь скороговорки?

Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку (доска).

- У осы не усы, не усищи, а усики.

А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.

- грустно;

- радостно,

 -громко,

 -торжественно.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Наш короб постепенно пополняется.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

 Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

Сделал дело…

Любишь кататься…

Не имей 100 рублей…

В гостях хорошо…

Кто много читает…

Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (Работа в группах).

Труда – пруда

Время – потехе

Броду – воду

Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.

Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.

Солнышко, покажись!

Красное, разожгись!

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Читаю я, все про себя, один вслух.

 Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку.

 А где у нас солнышко? В окошке.

 Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.

Эту закличку добавим в короб.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!

Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из наших мест, из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

1. Красна девица грустна…

 Ей не нравится весна,

 Ей на солнце тяжко,

 Слезы льет бедняжка.

 (Снегурочка)

2. А дорога – далека,

 А корзинка – нелегка,

 Сесть бы на пенек,

 Съесть бы пирожок.

 (Маша и медведь)

3. Нет ни речки, ни пруда –

 Где воды напиться.

 Очень вкусная вода –

 В ямке от копытца.

 (Сестрица Алёнушка…)

4. Отворили дверь козлята

 И … пропали все куда-то.

 (Волк и семеро козлят)

5. По тропе, шагая бодро,

 Сами воду тащат ведра!

 (По щучьему велению)

6. Не лежалось на окошке –

 Покатился по дорожке…

 (Колобок)

IV. Творческое домашнее задание.

Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.

V. Подведение итогов.

Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

- Чем же мы его заполняли?

- Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

 Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут. Благодарю всех за урок.

Приложение 1

1 Эх, топни, нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

3 Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

2 Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

4 Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

5 На середину выходят мальчики, поют и приплясывают:

Выходи честной народ,

Не пыли дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

7 Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

6 Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог.

Дом построил из опилок,

Вышел славненький домок.

8 Эх, топни, нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьет

Или эти подобьет.

1 Эх, топни, нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

3 Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

2 Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

4 Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

5 На середину выходят мальчики, поют и приплясывают:

Выходи честной народ,

Не пыли дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

7 Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

6 Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог.

Дом построил из опилок,

Вышел славненький домок.

8 Эх, топни, нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьет

Или эти подобьет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моё оренбуржье

Слайд 2

Во поле берёза стояла…

Слайд 3

КАК ОДНИМ СЛОВОМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ? Ф П О С Л О В И Ц Ы Б Ы Л И Н Ы Ь С К А З К И К О Л Ы Б Е Л Ь Н Ы Е П О Т Е Ш К И С К О Р О Г О В О Р К И

Слайд 9

СОЧИНИТЬ НА СВОЙ ВЫБОР ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ ПРОЙДЕННЫХ ЖАНРОВ ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Занятие по внеурочной деятельности курса "Моё Оренбуржье"

Данный конспект был разработан для конкурса методических разработок по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье". Тема занятия: "Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.

Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.            учить ставить проблему, определять объект исследования....