Занятие по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Данная разработка занятия по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" служить целью: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orenb_folklor.docx | 26.16 КБ |
orenburgskiy_folklor.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 22.12.17
МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ
Тема: «Оренбургский фольклор»
Цели: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.
Оборудование:
1.Минусовая фонограмма песни «Во поле берёза стояла».
2. Чудесный короб
3.2 куклы
4.Иллюстрации к русским народным сказкам.
5. 3 листа А-3,3 набора фломастеров и восковых мелков
6. Класс украшен работами детей (хохлома, городец, дымка, гжель и др.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Мобилизирующий этап урока.
(Дети входят в класс под запись русской народной песни «Во поле берёза стояла», становятся на места).
Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе. Необычно, чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
II. Вступительная беседа.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
- Может быть, вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?
Ответы детей (открываю доску, слово «фольклор» закрыто)
Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки
У: Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения? (Все эти произведения называются фольклором. Открываю слово фольклор).
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто является их автором?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? Ответы детей
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
- Какие колыбельные песенки знаете вы? Дети называют (пропевают) известные им колыбельные песни.
Самая знаменитая колыбельная песенка…
(начинаю я, дети продолжают).
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Давайте исполним эту колыбельную песенку.
Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, теперь колыбельная песня. Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах):
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Дети инсценируют потешки.
- Во всех этих ситуациях – что же нам помогло? (От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными). Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.
Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие.
Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы). Проигрываем 2 раза.
Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.
А теперь попоем! (частушки)
Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.
- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?
Посмотрите на доску – это тоже шутка.
Прочтите её про себя.
-Тит, а Тит! Иди молотить!
-Живот болит!
-Тит, а Тит! Иди кашу есть!
-Где моя большая ложка?
- Сколько действующих лиц в этом тексте?
- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?
Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.
- Почему Тит не хочет молотить?
- Действительно ли у него болит живот?
- С какой интонацией это нужно произносить?
Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.
Дети инсценируют шутку.
- Что высмеивается в этой шутке?
В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.
- Кто знает какие-нибудь скороговорки?
Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку (доска).
- У осы не усы, не усищи, а усики.
А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.
- грустно;
- радостно,
-громко,
-торжественно.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Наш короб постепенно пополняется.
Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Сделал дело…
Любишь кататься…
Не имей 100 рублей…
В гостях хорошо…
Кто много читает…
Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (Работа в группах).
Труда – пруда
Время – потехе
Броду – воду
Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.
Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.
Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Читаю я, все про себя, один вслух.
Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку.
А где у нас солнышко? В окошке.
Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.
Эту закличку добавим в короб.
А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из наших мест, из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
3. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка…)
4. Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
5. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
(По щучьему велению)
6. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
IV. Творческое домашнее задание.
Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.
V. Подведение итогов.
Мы постарались наполнить наш чудесный короб.
- Чем же мы его заполняли?
- Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут. Благодарю всех за урок.
Приложение 1
1 Эх, топни, нога, Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая. | 3 Не хотела я плясать, Стояла и стеснялась, А гармошка заиграла, Я не удержалась. |
2 Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идет четыре. | 4 Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? |
5 На середину выходят мальчики, поют и приплясывают: Выходи честной народ, Не пыли дорожка, Добры молодцы идут Погулять немножко. | 7 Вы послушайте, девчата, Нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. |
6 Сапоги сшил из рубашки, А рубашку из сапог. Дом построил из опилок, Вышел славненький домок. | 8 Эх, топни, нога, Не жалей сапога. Тятька новые сошьет Или эти подобьет. |
1 Эх, топни, нога, Топни правенькая, Я плясать пойду, Хоть и маленькая. | 3 Не хотела я плясать, Стояла и стеснялась, А гармошка заиграла, Я не удержалась. |
2 Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идет четыре. | 4 Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? |
5 На середину выходят мальчики, поют и приплясывают: Выходи честной народ, Не пыли дорожка, Добры молодцы идут Погулять немножко. | 7 Вы послушайте, девчата, Нескладуху буду петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. |
6 Сапоги сшил из рубашки, А рубашку из сапог. Дом построил из опилок, Вышел славненький домок. | 8 Эх, топни, нога, Не жалей сапога. Тятька новые сошьет Или эти подобьет. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во поле берёза стояла…
КАК ОДНИМ СЛОВОМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ? Ф П О С Л О В И Ц Ы Б Ы Л И Н Ы Ь С К А З К И К О Л Ы Б Е Л Ь Н Ы Е П О Т Е Ш К И С К О Р О Г О В О Р К И
СОЧИНИТЬ НА СВОЙ ВЫБОР ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ ПРОЙДЕННЫХ ЖАНРОВ ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Занятие по внеурочной деятельности курса "Моё Оренбуржье"
Данный конспект был разработан для конкурса методических разработок по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье". Тема занятия: "Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.
Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны. учить ставить проблему, определять объект исследования....