Конспект урока "Северные мотивы" (На материале стихотворения эскимосской поэтессы Ненлюмкиной З.Н. "Птицы Наукана") Проект " Игра со словом" (учимся писать стихи)
план-конспект урока (3, 4 класс)

Конспект к уроку по литературному чтению (региональный компонент) для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0._konspekt_uroka.docx22.6 КБ
Файл ptitsy_naukana_razdatka.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии города Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Конспект урока

по литературному чтению

по теме :     "Северные мотивы"

(На материале стихотворения эскимосской поэтессы

Ненлюмкиной З.Н. "Птицы Наукана")

 Проект " Игра со словом" (учимся писать стихи)

для 3-4 классов (региональный компонент)

Выполнила: Никулина Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

 МАОУ «СОШ №21» г. Магадан

Тип урока:  урок-проект

Цели:   познакомить детей творчеством эскимосской поэтессы Ненлюмкиной З.Н.; способствовать развитию у детей навыков работы со словом.

Пердметные  результаты:   

  • учащиеся познакомятся и проанализируют  стихотворение Ненлюмкиной З.Н. "Птицы Наукана" ;
  • создадут свои собственные небольшие стихотворные пробы.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Реквизит:   раздаточный материал - стихотворение Ненлюмкиной З.Н. "Птицы Наукана" , Толковый словарь русского языка;  медиапроектор (презентация - биографические данные о поэтессе ).

 Ход урока.

 I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности

На экране фотография тундры. Учитель читает:

Ты еще не видел чуда-

В нашей тундре не был?

Видишь - сопки, словно чумы,

подпирают небо? (Стихотворение Василия Ледкова "Моя тундра")

Учитель.    Как вы думаете,  с каким произведением мы сегодня будем работать ? О чём оно? (предположения детей)

Вы правы. На первой части урока мы познакомимся  со стихотворением известной эскимосской поэтессы Зои Николаевны Ненлюмкиной. А на второй поработаем с рифмами.

III. Постановка темы и целей урока

Какие цели мы поставим на урок?

1. Провести анализ стихотворения.

2. Написать свои стихотворения - пробы.

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ о биографии поэтессы. (рассказ подготовлен учеником)

2. Анализ стихотворения. Стихотворение, с которым мы познакомимся называется "Птицы Наукана" . Наукан - это поселок. Он был малой родиной поэтессы. Поселок находился на самом краю нашей страны, на мысе Дежнев. В 1958 году все жители этого поселка были переселены в другое место, а рядом с поселком была организована пограничная застава.

Послушайте, это стихотворение. (приложение 1)

Вопрос: Давайте вспомним, что мы анализируем в стихотворении?

Ответы детей:         - тема;

- главная мысль;

- художественные приемы, которые использует автор;

- построение стиха;

- интересные слова, рифмы.

Какая главная тема стихотворения? (ответы детей) Как вы думаете, почему Зоя Николаевна решила написать стихотворение на эту тему? (предположения детей)

Разбила ли Зоя Николаевна своё стихотворение на строфы? Как вы думаете, почему? (предположения детей)

Если бы вы разбивали это стихотворение на строфы, где бы заканчивалась первая строфа? (ответы детей)

Что означает слово "млеет"? (ребята говорят свои предположения, один человек смотрит слово в словаре)

Какие приёмы выразительности использует автор в этой строфе?  (антитеза, повторение, аллитерация на н, ассонанс на е)

Какое значение имеет повторение последних строк строфы? (предположения детей) Почему противопоставляются улыбка и слеза? (предположения детей)

Давайте посмотрим на звуковую выразительность - повторение согласных (аллитерацию ) и повторение гласных (ассонас). Какие звуки повторяются в этой строфе (ответы детей). Как вы считаете, чего хотела этим добиться Зоя Николаевна?

Какой цветовой фон в этой строфе? Через какие слова он показан? (ответы детей)

А заметили ли вы обращение в этой строфе? О чем оно говорит, как Зоя Николаевна относится к Наукану? (олицетворение)

Какое настроение создаётся при прочтении этой строфы?

Следующая строфа

Где бы  вы закончили вторую строфу? (ответы детей)

Что означает слово "смятенье"? (ребята говорят свои предположения, один человек смотрит слово в словаре)

Какие приёмы выразительности использует автор в этой строфе?  (повторение, аллитерация на с)

Давайте начнем с аллитерации. Какой согласный звук повторяется в этой строке наиболее часто? (с) Давайте вместе попробуем потянуть этот звук: ссссссссссссссс. Какие ассоциации он у вас вызывает, почему Зоя Николаевна его использовала? (шорох крыльев, шум волн)

А аллитерация на т? (стук, удары волн)

Какой цветовой фон в этой строке? Через какие слова он показан?

Как вы считаете, автор в момент написания этих строк действительно видел птиц, или это воспоминания?

Какое настроение передано в этой строфе?

Следующая строфа

Где бы  вы закончили третью строфу? (ответы детей)

Вы помните, что такое камлейка? (ребята говорят свои предположения) Это вид национальной одежды. (фото на экране)

Какие приёмы выразительности использует автор в этой строфе?  (ассонанс на е, аллитерация на л, олицетворение)

Мы уже говорили, что повторение звуков л и е придает певучесть и вызывает радостные ассоциации. А какой приём использован в строке " а ветер шепчет мне" (ответы детей)

Какое настроение в этой строфе?

Следующая строфа.

Где бы  вы закончили третью строфу? (ответы детей)

Какой здесь самый интересный прием? (звукоподражание) А как кричат чайки у нас, а утки? Как вы думаете, почему у Зои Николаевны они кричат по другому? (предположения детей)

Вы правы, у разных народов разное восприятие звуков животных, хотя чаще всего они похожи. А какие рифмы придумала поэтесса с этими звуками? (ответы детей)

Парная работа.

Сейчас задание для пар. Придумайте рифмы, в которых будут использованы звуки птиц или животных.

Ребята представляют придуманные рифмы.

Продолжаем анализ стихотворения. Следующая строфа.

Вы заметили, каждая предыдущая строфа раскрывала одну мысль. А здесь? (ответы детей.) С помощью чего Зоя Николаевна показывает, что здесь есть смысловой разрыв? (троеточие)

А теперь вообще интересно. Что вставляет поэтесса в своё стихотворение? (две детских песенки) Зачем? (предположения)

Разминка. А сейчас давайте сделаем небольшую паузу. (используется песенка -дразнилка из стихотворения)

Последняя строфа

Что означает слово "рябь" ? (Предположение детей, один ученик смотрит в словаре)

Какие приёмы выразительности использует автор в этой строфе?  (ассонанс на о, аллитерация на с, олицетворение)

Какую главную мысль хотела донести до нас  Зоя Николаевна? (Предположения детей)

Давайте подведем итог. О чём это стихотворение? Какие художественные приемы характерны для этого стихотворения? Какое настроение оно вызывает? Понравилось ли оно вам?

V. Практическая работа.  Создание и представление проектов - стихов.

А теперь наш небольшой проект. Давайте попробуем сами составить небольшое стихотворение о нашем крае, о его природе.

Что у нас должно получиться? (минимум - двустишие или четверостишие)

Что важно для написания стихотворения? (рифмы и ритм)

Что украшает стихотворения? (эпитеты, сравнения)

Вы можете использовать те рифмы, которые придумали во время парной работы.

Ребята работают, а потом представляют свои стихотворения.

 VI. Рефлексия учебной деятельности

1.Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Что получилось? Что не получилось? Оценка работы: Я похвалю себя за..



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Зоя Николаевна Ненлюмкина

Птицы Наукана

Весенний Наукан!...

        На льдине млеет нерпа,

И солнце сквозь туман

        уже слепит глаза.

И полнятся теплом

        твои земля и небо -

Улыбка и слеза,

        улыбка и слеза.

И снова слышу я

        за полосой тумана

Смятенье сотен крыл

        в рассветной тишине.

То в памяти моей

        все птицы Наукана

Слетаются ко мне,

        слетаются ко мне!...

Как оперенье птиц,

        легка моя камлейка.

Мне весело бежать

        по тундре налегке.

И ветер шепчет мне:

        - А ты понять сумей-ка,

О чем поет весна

        на птичьем языке!

— Как океан велик!...

        Нам нынче не до шуток…

А-а-лик, а-а-лик, а-а-лик! -

        кричит мне стая уток.

И чаек караван — тревожно:

        — К'еун, к'еун!

Мы мчимся в Наукан,

        но где он, где он, где он?...

Просторами морей,

        прибрежных скал величьем

Он в памяти моей

        и в постоянстве птичьем…

Летят бакланы. Вновь

        из ничего возникла

Забытая давно

        песенка-дразнилка:

«Баклан, баклан-бакланище,

Какой же ты болванище, -

Нырял за окуньками,

А держишь в клюве камень!

Плохи твои дела!

Аях' а-а-а! Ян-и-хи-и! Гу-у-й!...»

Бакланы понеслись,

        и снова вьются чайки -

По нраву им пришлись

        слова моей встречалки:

«Ах, чаюшка, ах, матушка!

Рыбешки ты наелась.

На камешек уселась,

Наелась сладкой корюшки

И чистишь клювом перышки,

Верная подружка,

Чаюшка-толстушка!...»

И снова слышу я

        над рябью океана

Смятенье сотен крыл

        в родимой стороне

И рассказать спешу,

        как птицы Наукана

Вернули детство мне,

        Вернули счастье мне...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся писать стихи"

Обучение стихосложению проходит в несколько этапов:доскажи словечко,буриме,восстанови авторскую строку.Работа проводится в игровой форме.Дети с интересом создают свои четверостишия....

Развитие у младших школьников словесного творчества «Учимся писать стихи»

Не секрет, что многие современные ребятишки не любят читать стихи. Но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из маленького писателя большого читателя! В р...

Зимние слова. Учимся писать акротекст.

Данный урок является одним из блока дополнительных уроков литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века» по системе Н.Ф. Виноградовой.Дополнительные часы по рекомендации автора Мето...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева

Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...