"С чего начинается Родина"
методическая разработка (2 класс)

Илларионова Наталья Николаевна

Внеурочное занятие для воспитанников группы продленного дня, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon счегоначинаетсяРодина55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

для обучающихся 2 класса

на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Автор: Илларионова Наталья Николаевна

Воспитатель ГПД

МБОУ «СОШ №31» г. Чебоксары

Чебоксары, 2020

ВВЕДЕНИЕ

        События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Целью данной методической разработки является воспитание у обучающихся любви к Родине, «малой» Родине.

Основными задачами выступают:

  • Изучение символики России и Чувашии;
  • Изучение истории родного города;
  • Создание экологического проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Способствование полноценному развитию личности ребенка;
  • Патриотическое воспитание;
  • Уважение к историческому прошлому;
  • Любовь к родной природе, культуре, традициям и языку.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Цель углубление знаний учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; культивирование чувства любви к своей Родине, «малой» Родине, воспитание чувства патриотизма.

Материально-техническое обеспечение: флаг РФ, герб РФ, гимн РФ (видеоклип), этимологический словарь, толковый словарь, карта Чувашской Республики, видеоролики про Чувашию, Чебоксары, мультмедийное оборудование.

Ход внеурочного мероприятия:

Звучит песня «С чего начинается Родина». На экране – текст песни.

Воспитатель: Мы с вами прослушали песню «С чего начинается Родина?». Её написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский. Что вы почувствовали, что вы представили? (друзья, мама, березка в поле, скворец, дорога, стук колес, клятва верности) О чём эта песня? (о родном, близком, о Родине). Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? (совместное формулирование темы занятия: «С чего начинается Родина», «Что для нас значит Родина»). Какова цель нашего занятия? (поговорим о нашей стране, государстве, о его символике, о национальностях; поговорим о любви к своей Родине, «малой» Родине).

Что же такое для человека Родина? Что об этом думают авторы песни? (что-то близкое, родное). Согласны ли вы с авторами? Что вы можете добавить? (ответы детей). Да, я с вами согласна. Все это и есть родина, т.е. родное место.

Итак, у вас на столах лежат различные словари. Ваша задача – найти в словарях слова, близкие по значению к слову «родина» (групповая работа со словарями).

Вы искали в толковом, этимологическом словарях слова, близкие по значению. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Группы представляют свои ответы:

  1. Происхождение слова «родина» (слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством);
  2. Родственные слова (однокоренные слова «родить» - значит. произвести на свет потомство; «родители» - отец и мать, у которых рождаются дети; «родословная» - перечень поколений одного рода, люди гордятся своей родословной, изучают ее; «народ» - нация, народность, жители страны).

Давайте послушаем стихотворение В. Степанова о Родине (дети читают стихотворение, на экране заставка-рисунок «Родина…»):

  1. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

  1. Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

  1. Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Воспитатель: Какие молодцы, ребята! А теперь давайте предоставим слово нашим экспертам, которые подготовили для нас небольшие доклады.

сообщения:

1 группа – о флаге России;

2 группа – о гербе России;

3 группа – о гимне России.

Воспитатель: О флаге и гербе можно много прочитать, на них можно смотреть, а вот гимн можно еще слушать или петь. Что мы сейчас с вами и сделаем. Прошу всех встать. Звучит гимн Российской Федерации.

( ученики встают, когда начинает звучать гимн РФ, и исполняют его)

Воспитатель: Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер. Мы должны гордиться тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия. В Российской Федерации проживают представители более 190 разных народов, говорящих на разных языках, в том числе и мы – чуваши.

Динамическая пауза. «Я, ты, он, она, вместе – целая страна»

Воспитатель: Вот какие молодцы, спасибо всем большое! Но вернемся к нашему разговору о Родине. Где мы с вами живем? (В Чувашии). Что вы знаете о Чувашии? (это республика внутри большой страны – России). Знаете ли вы герб, флаг и гимн Чувашии? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем. На доске висит карта Чувашской Республики. Ваша задача – показать на карте Чувашию, назвать и показать соседей ЧР (Республики: Татарстан, Марий Эл, Мордовия, области: Нижегородская и Ульяновская). Чувашия – в самом сердце России.

Воспитатель: Столица Чувашии – Чебоксары. Что вы знаете об истории нашего города? (ответы детей).

        Красивый, чистый город расположен на семи холмах на живописном правом берегу Волги, поделен на 3 района (Московский, Ленинский, Калининский). Численность населения сегодня – около полумиллиона человек. В городе имеются фабрики, заводы, театры, музеи, церкви и храмы). Вот некоторые достопримечательности:

(плакат с фотографиями демонстрируются и вывешиваются на доске)

Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете символы Чувашской Республики. Как вы думаете, что это такое? (герб Чувашии).

Правильно! а какого цвета должен быть наш герб? (желтый и красный). Ваша задача – раскрасить герб города Чебоксары в национальных цветах.

Групповая работа – представление результатов.

На экране герб города Чебоксары.

Воспитатель: Вот такой красивый герб является символом нашего города. Города, который объединил нас всех, таких разных, и таких уже близких. Давайте «заселим» наш городок!

У вас на столах лежат конверты с сюрпризами. Открываем, смотрим. Как вы думаете, на что это похоже? Правильно, на домики – с крышами и окошками. Вот сейчас вам нужно быстро построить домики и разместить их на незастроенном участке нашего города. Вы ведь знаете, что наш любимый город Чебоксары очень активно застраивается, появляются новые микрорайоны – Радужный, например.

(ребята склеивают макеты домиков, и приклеивают их на ватман,

формируя, таким образом, новый микрорайон)

Воспитатель: Вот у нас получился такой красивый участок нашего города, давайте как-нибудь его назовем? (варианты детей) Проект готов!

Воспитатель:

- Этот ваш проект не должен остаться на бумаге. Мы будем претворять их в жизнь. Это и будет проявлением нашей любви к Родине.

- Так что же такое Родина, как вы запомнили? (ответы детей)

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои – космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди – добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашего занятия в вашем сердце загорится огонек ответственности за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин своей страны!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....