Фрагмент программы"Птицы экосистемы города Улан-Удэ"
методическая разработка (3 класс)

Фрагмент авторской  вариативной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm1.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Птицы экосистемы города Улан-Удэ»

(вариативная программа)

Аннотация. Представляемая ниже программа разработана в 2017-2018 г. апробировалась и совершенствовалась в МОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ.

Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми, опыте апробации.

Автор программы - Доленко И.А - учитель начальных классов МОУ СОШ№32.

Возраст учащихся: от 9-10 лет

Программа состоит из двух составных частей (ступеней, этапов): камеральная и полевая (орнитологическая экскурсия).

При незначительной модификации возможно также применение данной программы так и для средних школьников.

Содержание программы. Программа представляет собой развернутое изложение алгоритма организации практических занятий по естествознанию для учащихся 3-х, 4-х классов общеобразовательных школ. Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых практикумов и теоретических занятий.        t

Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, в учреждениях дополнительного образования, в специализированных учебных центрах (биостанциях), работающих со школьниками, на особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальных и природных парках и т.д.), а также в любых экспедициях и походах школьников в природу. Программа рассчитана в основном на учителей начальных классов, имеющих возможность и желающих обогатить преподавание естествознания изучением реальных объектов в естественных условиях существования.

Методологической основой программы является диалектикоматериалистическая теория познания, указывающая подход изучению и объяснению явлений действительности, дающая представление об объективных закономерностях развития познавательной деятельности человека; концепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов), активизации учения школьников (Т.И. Шамова), познавательного интереса в учебной деятельности (Г.И. Щукина); дидактическая концепция деятельностного и гуманистического подходов в обучении.

Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками 3-го и 4-го классов краткосрочных орнитологических экскурсий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Идеальным при проведении полевых орнитологических экскурсий является также временное проживание детей как можно ближе к природе - на специализированной загородной базе (или хотя бы в пансионате), в деревне или лесничестве, в полевом палаточном лагере. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Для учащихся камерального курса предусмотрены ознакомительные работы в виде игр, викторин, инструктажа по правилам поведения на орнитологических экскурсиях и т. Программа носит структурированный характер, т.е. состоит из нескольких блоков. Каждый блок имеет разделы.

. При камеральной обработке дети получают теоретическую основу о науке орнитологии, о птицах населенного пункта, правила поведения на орнитологической экскурсии, оформления личного орнитологического дневника, узнают принципы работы с определителем птиц. Важность камерального этапа состоит в том, что экологическое воспитание младших школьников через орнитологические экскурсии возможно при определенных условиях: формировании элементарных представлений о

природе (о птицах как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); понимании важности охраны птиц; воспитании гуманно-деятельного отношения к ним, выраженного в бережном и заботливом отношении, в осознанном выполнении определенных норм поведения. Опыт ученых позволяет сказать, что возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а)        наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б)        накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой.

в)        создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса. Вышеприведенные понятия являются задачами камерального этапа программы.

Для учащихся полевого курса предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскую деятельность. В рамках экскурсии предусматривается проведение самостоятельных мини-исследований в природе, основанных на применении «реальных» исследовательских методик, составление письменного        отчета        или        публичного        доклада.

Цель и задачи программы.

Главной целью данной программы является внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в начальной школе, а также пропаганда «натуралистического» подхода в экологическом образовании и воспитании детей.

В задачи данной программы входит:

  1. разработка содержания образования (обучения) детей на примере объектов, существующих в естественных условиях;
  2. разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;
  3. разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность;
  4. разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ.

Сроки занятий.

В рамках программы предусмотрено проведение четырех сезонных экологических практикумов - по одному в каждый из сезонов года (осень, зима, весна). Продолжительность одного сезонного практикума по программе - 3-4 дня.

Общая продолжительность программы, таким образом, составляет два

года.

Успешность и интенсивность прохождения учебного курса в рамках данной программы зависит от объема часов, выделенного школой на данную форму работы. «Растянутость» программы по срокам обусловлена, в основном, оптимальным расходованием учебного времени в рамках годового объема часов, отведенного на тот или иной предмет. Число учащихся.

С точки зрения оптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группе по 12-18 человек на одного преподавателя. Основные методы и формы работы с детьми. Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход, т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории города Улан-удэ

Презентация по истории г. Улан-Удэ...

Вопросы организации и управления воспитательной работой в МБОУ «СОШ № 44» города Улан-Удэ

Управление и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и пер...

Презентация по истории города Улан-Удэ

Презентация по истории  города Улан-Удэ...

Классный час: «История моего любимого города - Улан-Удэ»

quot;Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в ...родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле".Д.С. Лих...

Классный час: «История моего любимого города - Улан-Удэ»

Задачи: Закрепить знания учащихся об истории возникновения  города.Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к истории и краеведению.Воспитание уважения к истории гор...

Классный час: «Мой город Улан-Удэ, моя судьба»

Классный час: «Мой город Улан-Удэ, моя судьба»...

Внеклассное мероприятие "Историческая часть города Улан-Удэ "Арбат"

Внеклассное мероприятие "Историческая часть города Улан-Удэ "Арбат"...