Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"
рабочая программа (4 класс)

Марищенкова Ирина Витальевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvuem_po_rodnomu_krayu_1_klass_111.doc978.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

        Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «НШ-ДС «Надежда», на основе авторской программы Болотовой С.А. «Азбука Смоленского края».

        По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центром проблематики ХХI века является «постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ…»

С целью разрешения данной проблемы разработана  авторская программа курса для младших школьников «Путешествуем по родному краю». Программа построена на основе интеграции различного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, искусствоведческого.

Цели и задачи курса

        Настоящая программа призвана обогатить младших школьников знаниями об историческом прошлом нашего города и  Смоленской области, культурных традициях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма. Курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал на основе краеведческих знаний.

      Основная цель курса –  способствовать воспитанию патриотических чувств,  привитию любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.

       Задачи:

  • Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о смолянах, прославивших родной край.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое  нашего края; любви и уважения к землякам; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

Программа курса «Путешествуем по родному краю» предназначена для внеклассной работы, составлена для работы с младшими школьниками, предполагает участие детей 2-4 класса общеобразовательной школы, возраст 8-10 лет.

Учебный курс внеурочной деятельности «Путешествуем по родному краю» рассчитан на 1 час в неделю (по 34 часа – во 2-4 классах). Продолжительность одного занятия 45 минут.

Формы, методы и приёмы работы

   Учебный курс внеурочной деятельности предусматривает следующие методы работы с детьми:

  • объяснительно-иллюстративные
  • частично-поисковые
  • словесные
  • наглядные
  • практические

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:

  • Занятия в классе
  • Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города
  • Заочные экскурсии
  • Занятия-путешествия
  • Занятия-викторины

     На занятиях целесообразно использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий.

Планируемые результаты курса. Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: 

ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»;

уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;

освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута;

Метапредметные.

а) Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок;
  • оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой.

б) Познавательные: 

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания;
  • находить ответы, на вопросы, используя дополнительную литературу, карту края, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • использовать знаковые и графические модели.

 

в) Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, на экскурсии,  следовать им;
  • учиться работать в паре, группе, формулировать собственные мнения и позицию;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Содержание программы курса

   Программа курса включает в себя три раздела:

  • Природа родного края
  • Культура родного края
  • История родного края

Природа родного края (2 класс)

        Беседа «Что вы знаете о городе Вязьма?». Мой дом, моя улица. Что находится на моей улице, рядом с домом.  Красивые уголки моего двора, улицы. Разнообразие растений нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Грибы нашего леса. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Смоленский лен. Изделия изо льна Растения лугов. Растительность болот. Охрана природы. Красная книга Смоленской области Реки, озёра, болота Вяземского района. Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках.  

Практическое занятие: Экскурсия по улице Московской. Составление рассказа о своем доме. Аппликация из цветной бумаги «Разнообразие растений нашего края».  Виртуальная экскурсия в хвойный лес. Обсуждение. Рисунки детей. Конкурс рисунков «Животный мир Смоленщины». Работа с гербарием. Экскурсия в парк. Составление рассказов «Мой край». Выпуск стенгазеты «Природа родного края». Экскурсия на реку Вязьму. Кормление уток. Просмотр видеоэнциклопедии «Смоленское Поозерье». Виртуальное путешествие по Смоленскому зоопарку. Составление рассказов о путешествии. Выпуск стенгазеты «Животные родного края».

Культура родного края (3 класс)

        Жилища и предметы быта наших предков. Как одевались в старину. Что ели наши предки. Праздники. Игры и хороводы. Письменность.

Культурная жизнь нашего города.

Практическое занятие: Изготовление макета избы с убранством. Составление коллекции одежды «Мода прошлых веков». Сообщение на тему «Пища моей семьи». Составление рассказа о семейных праздниках. Составление сообщения об игре, в которую вы любите играть. Обзорная экскурсия по городу. Экскурсии в библиотеку микрорайона, выставочный зал, музыкальную школу, народный театр. Просмотр документального фильма «Город на семи холмах». Обсуждение. Виртуальная обзорная экскурсия по Смоленску. Обсуждение. Знаменитые земляки. Талантливый актер – Анатолий Дмитриевич Папанов. Народная артистка СССР – Касаткина Людмила Ивановна.  Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город»

История родного края (4 класс)

        Наши предки. «Из варяг в греки».  Герб и флаг области, города Вязьмы.

Храмы нашего города. Смоленская крепостная стена. Военное прошлое Смоленщины. Награды Смоленщины. Наши земляки.

Практическое занятие: Изготовление книжки-малышки. Изготовление макета башен крепостной стены. Составление рассказов о военном прошлом нашего города. Составление рассказов о знаменитых людях нашего  города. Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни, зданий Аркадьевского монастыря.  Рисунки детей. Выпуск стенгазеты. Экскурсия на Соборную гору,  в Троицкий собор. Сбор информации. Обсуждение. Экскурсия в  Иоанно-Предтечев монастырь,  жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии.  Сбор информации. Обсуждение. Создание фотоальбома.

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего часов

Теор.

Практ.

Природа родного края (34 ч)

34

22

12

1

Беседа «Что вы знаете о городе Вязьма?». Мой дом, моя улица 

1

1

2

Что находится на моей улице, рядом с домом.  Красивые уголки моего двора, улицы. Рисунки детей. Выставка рисунков

2

1

1

3

Составление рассказа о своем доме.

Экскурсия по улице Московской

2

1

1

4

Разнообразие растений нашего края. Аппликация из цветной бумаги

1

1

5

Растения хвойных и лиственных лесов. Виртуальная экскурсия в хвойный лес. Обсуждение

2

1

1

6

Грибы нашего леса. Особенности строения и использования грибов. Лепка из пластилина

2

1

1

7

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Рисунки детей. Конкурс рисунков

1

1

8

Смоленский лен. Изделия изо льна

1

1

9

Растения лугов. Работа с гербарием

2

1

1

10

Растительность болот. Работа с гербарием

2

1

1

11

Экскурсия в парк. Составление рассказов «Мой край»

2

1

1

12

Выпуск стенгазеты «Природа родного края»

2

2

13

Реки, озёра, болота Вяземского района

1

1

14

Экскурсия на реку Вязьму. Кормление уток

1

1

15

Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках. Рисунки детей. Выставка рисунков 

5

4

1

16

Просмотр видеоэнциклопедии «Смоленское Поозерье». Обсуждение

2

1

1

17

Виртуальное путешествие по Смоленскому зоопарку. Составление рассказов

1

1

18

Охрана природы. Красная книга Смоленской области. Рисунки детей  «Охрана природы»

2

2

19

Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Животные родного края»

2

2

Культура родного края (34 ч)

34

16

18

1

Жилища и предметы быта наших предков. Изготовление макета избы с убранством

4

2

2

2

Как одевались в старину. Составление коллекции одежды «Мода прошлых веков»

4

2

2

3

Что ели наши предки. Сообщение на тему «Пища моей семьи»

3

2

1

4

Праздники. Составление рассказа о семейных праздниках

2

1

1

5

Игры и хороводы. Составление сообщения об игре, в которую вы любите играть

4

1

3

6

Письменность

3

3

7

Культурная жизнь нашего города. Обзорная экскурсия по городу. Экскурсии в библиотеку микрорайона, выставочный зал, музыкальную школу, народный театр

6

1

5

8

Просмотр документального фильма «Город на семи холмах». Обсуждение

2

1

1

9

Виртуальная обзорная экскурсия по Смоленску. Обсуждение

1

1

10

Знаменитые земляки. Талантливый актер  – Анатолий Дмитриевич Папанов. Народная артистка СССР – Касаткина Людмила Ивановна

2

2

11

Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Культура Вязьмы сегодня»

3

3

История родного края (33 ч)

33

18

15

1

Наши предки

2

2

2

«Из варяг в греки».  Изготовление книжки-малышки

2

1

1

3

Герб и флаг области, города Вязьмы. Рисунки детей

3

1

2

4

Смоленская крепостная стена. Изготовление макета башен крепостной стены

4

2

2

5

Военное прошлое Смоленщины. Составление рассказов о военном прошлом нашего города

5

4

1

6

Награды Смоленщины. Рисунки детей

2

1

1

7

Наши земляки. Составление рассказов о знаменитых людях нашего  города

4

2

2

8

Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни, зданий Аркадьевского монастыря.  Рисунки детей. Выпуск стенгазеты

4

2

2

9

Храмы нашего города. Экскурсия на Соборную гору,  в Троицкий собор. Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение

3

1

2

10

Экскурсия в  Иоанно-Предтечев монастырь,  жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии.  Сбор информации. Обсуждение. Итоговое занятие. Создание фотоальбома.

3

2

1

11

Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город»

1

1

Литература

  1. Болотова С. А. Азбука Смоленского края, Смоленск, 2006
  2. Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997
  3. Батуева Л. Воспитание историей, М.: изд. «Советская Россия»,1987
  4. Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989
  5. Смирнов И. А. Вязьма – старинный русский город, Смоленск, изд-во «Московский рабочий», 1988
  6. Будаев Д. И. Смоляне и Смоленский край, М.: «Московский рабочий», 1976
    Календарно-тематическое планирование (4 класс)

п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Дата проведения

Дата

Коррект.

История родного края (33 ч)

1

1

Наши предки

02.09

2020 год

2

1

Наши предки

09.09

3

1

«Из варяг в греки»

16.09

4

1

Изготовление книжки-малышки

23.09

5

1

Герб и флаг области, города Вязьмы

30.09

6

1

Герб и флаг области, города Вязьмы

14.10

7

1

Рисунки детей

21.10

8

1

Смоленская крепостная стена

28.10

9

1

Смоленская крепостная стена

11.11

10

1

Изготовление макета башен крепостной стены

25.11

11

1

Изготовление макета башен крепостной стены

02.12

12

1

Военное прошлое Смоленщины

09.12

13

1

Военное прошлое Смоленщины

16.12

14

1

Военное прошлое Смоленщины

23.12

15

1

Военное прошлое Смоленщины

30.12

16

1

Составление рассказов о военном прошлом нашего города

13.01

2021 год

17

1

Награды Смоленщины

20.01

18

1

Рисунки детей

27.01

19

1

Наши земляки

03.02

20

1

Наши земляки

10.02

21

1

Составление рассказов о знаменитых людях нашего  города

17.02

22

1

Составление рассказов о знаменитых людях нашего  города

03.03

23

1

Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни

10.03

24

1

Экскурсия «К истокам родного города». Посещение зданий Аркадьевского монастыря

17.03

25

1

Рисунки детей. Выпуск стенгазеты

24.03

26

1

Рисунки детей. Выпуск стенгазеты

31.03

27

1

Храмы нашего города. Экскурсия на Соборную гору,  в Троицкий собор

07.04

28

1

Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение

21.04

29

1

Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение

28.04

30

1

Экскурсия в  Иоанно-Предтечев монастырь

05.05

31

1

Экскурсия в  жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии

12.05

32

1

Сбор информации. Обсуждение.  Создание фотоальбома

19.05

33

1

Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город» Итоговое занятие

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....

рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука родного края» для 1 класса

Рабочая программа внеурочного курса «Азбука родного края» является частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), разработана в соответствии с ФГОС НОО ...