урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся, творческих способностей , воображения, сообразительности, логического мышления , умений сравнивать, делать выводы.

Задачи: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов, обогащать словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык , 2 класс

Тема: правописание корней и суффиксов имён существительных.

Цели: способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся, творческих способностей , воображения, сообразительности, логического мышления , умений сравнивать, делать выводы.

Задачи: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов, обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки с представленными словарными словами, суффиксами, тестовые и олимпиадные задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: психологический настрой класса, проверка готовности учащихся к уроку.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все ребята дружно сели

И на доску посмотрели

2.Мобилизующий этап урока.

Цели: обеспечение высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность; развитие важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, наблюдательности.

На доске записаны «заколдованные» слова: тетучимрадь, учесяник, собапика, коньсатьки, вокорронина, гоирод, пальсуфто, бефирёзка, лестксыница.

- Прочитайте «заколдованные» слова.  (Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница)

По ходу выставляются карточки с  «лишними слогами и буквами: учим, ся, пи, сать, кор, ни, и, суф,фи, ксы.

3.Мотивация. Формулирование темы и цели урока.

Цель: стимулирование активной  и осознанной деятельности учащихся.

-Самостоятельно сформулируйте тему урока. Для этого из «лишних» слогов и букв составьте предложение и прочитайте его. (Учимся писать корни и суффиксы).

- Откройте тетради, повторяем правила посадки при письме. (Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спинка прямая.)

- Читаем хором с доски. ( Учимся писать корни и суффиксы).

- Важна ли эта тема для нас? Почему? ( В корнях  и суффиксах часто встречаются «опасные» места. Чтобы быть образованным человеком, надо уметь грамотно писать.)

- Итак, вы доказали важность этой темы. Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.  ( Научиться правильно  писать корни и суффиксы).

- Итак , задачи нашего урока – повторить всё изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов.

- Прочитайте пословицу.

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

- Как вы её понимаете? ( От выполненной работы испытываешь радость. Например, долго не можешь решить задачу. Стараешься, думаешь и вдруг находишь решение – какая радость охватывает!) 

-Запишите пословицу, выделите суффиксы. Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Цели: включение в совместную деятельность, актуализация субъектного опыта учащихся.

- А теперь вернёмся к «расколдованным» словам. Читаем хором.  (Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница).

- Что это за слова?

- Как вы понимаете слово  орфограмма? (Орфограмма – это «опасное» место, которое необходимо проверить, совпадает ли звуковой и буквенный  составы слова или нет)

-Назовите общую орфограмму этих слов.

- Какие ещё встретились орфограммы?

- Назовите эти  слова  вместе с проверочными.

- Есть ли слова, которые нельзя проверить?

- А какие слова на эту орфограмму, которые надо запомнить , мы знаем?

- А какое слово встретилось  особое?  (пальто, неизменяемое слово)

-Сделаем обобщение.

- Записать словарные слова в тетрадь.

- А ещё какую орфограмму в корне мы знаем?

Физкультминутка

Цели: снятие статистического напряжения учащихся,  формирование осознанности изучаемого материала.

На доске слова: м..стерская, д..брота, к..рмушка, д..леко, к..чать, п..левой, под..рить, ч..совщик.

- Поставьте руки перед грудью. Внимательно смотрите на слова, которые я буду называть и показывать. Если я назову слово, в котором пропущена буква « а», вы разводите руки в стороны, а если услышите слово,  в котором пропущена буква « о», потягиваетесь, поднимая руки вверх.

- Все изученные орфограммы в корне слова мы повторили, а теперь перейдём ко 2-й части нашего урока.

5.Закрепление знаний и способов действий.

 Цели: Формирование навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной культуры учащихся.

Выполнение задания в парах и по рядам.

На доске.

сло[нонок]                        ключ[ик]                правд..вый

мы[шонок]                        замоч[ик]                груш..вый

вол[чонок]                        сыноч[ик]                заботл…вый, доверч…вый

- Учащиеся 1-го и 2-го рядов записывают слова в тетрадь буквами, учащиеся 3-го ряда вставляют пропущенные буквы. Выделите суффиксы и докажите правильность выбора. Вспомните алгоритм  применения правила.

- Правописание каких суффиксов мы повторили?

- А есть ли в русском языке другие суффиксы?

По ходу работы учитель выставляет карточки с  названными  суффиксами.

Физкультминутка для глаз.

 Цель: профилактика близорукости .

Дети занимаются по таблице В,Ф,Базарного.

В это время учитель раздаёт тесты.

6.Самостоятельное применение знаний.

Цель: формирование осознанности изучаемого материала.

Вариант1.

1.Отметить слово с ошибочным написанием суффиксов:

а) бантик, б) тигрёнок, в) часочек, г) билетек, д) ясность.

2. Отметить слова, в которых пропущена буква о.

а) тр…пинка, б) к…чать, в) в..лна, г) ч…совой, д) п…левой.

3. Отметить слова, в которых пишется  буква д.

а) ме[т] , б) кро[т], в) огоро[т]  г) тор[т], д) мос[т].

4. Отметить слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне»:

а) радостный, б) весёлый, в) холодный, г) поздний,  д)  гибкий.

Вариант2.

1.Отметить слово с ошибочным написанием суффиксов:

а) львёнок, б) бельчёнок, в) арбузик, г) кармашек, д) радость.

2. Отметить слова, в которых пропущена буква о.

а) с…довник, б) к…чать, в) д…брота, г) под…рить, д) тр…пинка.

3. Отметить слова, в которых пишется  буква г.

а) бере[к] , б) като[к], в) кусо[к]  г) пиро[к], д) звоно[к].

4. Отметить слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне»:

а) резкий, б) местный, в) морозный, г) грустный, д) длинный.

Проверка.

Цель: формированию учебной деятельности - самооценки и самоконтроля.

- Если в задании нет ошибок, ставим 3 балла, а если есть ошибки – 0 баллов.

Самопроверка (ответы записаны на доске).

Номер задания

Ответы

Вариант 1.

Вариант 2.

1.

г

б

2.

а, в, д

в, д

3.

а, в

а, г

4.

а, г

б, г

У кого всё верно? Одна ошибка? Более трёх?

Физкультминутка на внимание.

7.Дифференцированная работа.

Цели: организация работы в зоне ближайшего развития; формирование осознанности изучаемого материала, глубины его понимания.

-Будем работать а тетрадях. Задания можно выбрать.

Учащимся предлагаются карточки.

  1. Подчеркни словас суффиксом – ок: замок, теремок, песок, лесок.
  2. 2. Как называютя жители этих стран: Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания, Норвегия, Индия?

С учителем работают учащиеся, требующие педагогической поддержки.

8. Итог урока

Цель: оценка качества работы класса и отдельных учащихся .

- Решили ли мы с вами задачи, которые поставили а начале урока?

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вернёмся к нашей пословице. Прочитайте её. Поднимите руки, кто был счастлив на этом  уроке.  Продолжите предложение: Я был счастлив, потому что…

- А кто не испытал счастья на уроке?

Домашнее задание :  подготовиться к домашнему диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

С помощью разнообразных методов и приёмов ребята упражняются в правильном написании имён существительных с шипящими на конце....

Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)   Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века»)    Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...

урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...