тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по учебкику Рамзаевой
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Воробьёва Лариса Васильевна

 развернутое планирование  содержит общеучебные умения и навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_3k.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником «Русский язык. 3 класс», автор Т.Г. Рамзаева.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ - 170 часов

  • повторение - 16 часов;
  • предложение. Словосочетание - 12 часов;
  • текст- 3 часа;
  • состав слова – 66 часов;
  • части речи - 63 часа;
  • повторение изученного материала за год - 10 часов.                                                                                                                                                                

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

 Обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог ;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
  • производить разбор слов по составу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки;
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам  связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений;
  • интонационно правильно произносить предложения;
  • писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ – рассуждение.

Объем письменных работ по русскому языку:

  • словарный диктант – 10-12 слов.
  • контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.

п/п

Дата

Оборудование

Тема урока

Сопутствующее повторение

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Словарная работа

Элементы дополнительного содержания

Повторение изученного во II  классе (17ч)

1.

Схемы-опоры

Текст, предложение, слово – единицы языка и речи.

Текст, предложение, слово, речь

Различение слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении.

Знать о предложении как о единице высказывания.

Уметь:

-составлять предложения из слов и словосочетаний;

- делить предложения на слова;

- выделять из сплошного текста предложения;

-оформлять предложения на письме;

-каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен и искажения букв.

Фронтальный и индивидуальный

2.

Схемы-опоры

Обобщение знаний о предложении.

3.

Сюжетная картинка

Текст – единица языка и речи.

до свидания

признаки текста

4.

Загадки, сюжетная картинка, схемы- опоры.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Слово и его значение.

Имя прилагательное, глагол, имя существительное: значение и употребление.

Учащиеся должны  знать\ понимать:

значимые части слова.

Уметь:

- задавать вопросы к глаголам, к прилагательным и существительным;

-находить в тексте изученные части речи;

-употреблять в речи разные части речи.

горох

Словарное богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи

5.

Схемы- опоры.

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

С/р

земляника

6.

Веселые стихи

Имена собственные. Заглавная буква.

Заглавная буква в словах

Имя существительное. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». Употребление прописной буквы в именах собственных.

Знать понятия «собственные» и «нарицательные» имена.

Уметь:

-писать собственные имена с заглавной буквы;

-отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте

-писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

Фронтальный и индивидуальный

Красная площадь

7.

Кроссворд, сюжетная картинка.

Однокоренные слова.

родственные слова

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок

Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах. Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов .

чёрный

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

8.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

9.

Схемы- опоры.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.

буквы и звуки

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные

Учащиеся должны

уметь анализировать и

кратко характеризовать

звуки речи

Словарный диктант

10

Грамматическая сказка

Слово и слог. Перенос слов.

Слово, слог

Деление слов на слоги

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)

Фронтальный и индивидуальный

коллектив

11.

Памятка

Р. р. Текст и его части. Связь между частями текста. Разделительный Ь.

Части текста

Употребление разделительного ь (мягкого знака).

Уметь:

- различать разделительный мягкий знак и ь;

-выполнять звукобуквенный анализ слова.

12.

Игра «Угадайка»

Работа над ошибками. Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Правописание сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Чтение и понимание учебного текста формулировкой заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь:

-различать в словах мягкие шипящие звуки;

-правильно обозначать на письме сочетание этих звуков;

-писать слова с сочетаниями  ча-щу, чу-щу.

Фронтальный и индивидуальный

хороший

13.

Игра «Хоккей»

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный Ь.

мягкий знак

Употребление разделительного ь (мягкого знака).

Знать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак.

урожай

виды текста

14.

Загадки.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

классификация  звуков

Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи. Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

месяц

15.

Входной  диктант на тему: «Повторение пройденного во 2 классе»

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Диктант.

16.

Карточки с заданием

Работа над ошибками.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударение

Гласные ударные и безударные. Словесное ударение. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове

Учащиеся должны

-уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

-уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный и индивидуальный

17.

Схема-опора

Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.

Слово и его значение. Установление связи слов в предложении

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов.

С/р

упр. 73

малина

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11Ч)

18.

Схема-опора

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

предложение

Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных

предложений

Учащиеся должны знать и понимать:

- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- анализировать и кратко характеризовать предложения

Фронтальный и индивидуальный

19.

Грамматическая сказка

Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста.

20.

С.Я.Маршак «сказка об умном мышонке»

Восклицательные предложения.

Словарный диктант

21.

Картина

Р. р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие).

Учащиеся должны:

-уметь  правильно составлять предложения;

-писать их с большой буквы, в конце ставить нужный знак.

фронтально-индивидуальный

эпитеты, сравнение, метафора

22.

Памятка

Работа над ошибками. Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

памятку списывания текста

Учащиеся должны:

- уметь передавать содержание рассказа;

- сравнивать слова, близкие по смыслу, и точно употреблять их в предложении

23.

Схемы предложений

Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

подлежащие и сказуемое

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение

ППП

(письмо по памяти)

жёлтый

Различие и употребление в речи простых и сложных предложениях

24.

Отрывок из сказки А.С.Пушкина

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Знать:

- признаки главных членов предложения;

- понятие «словосочетание». Уметь:

- выделять в тексте подлежащее и сказуемое;

- устанавливать связь слов в предложении;

- работать с деформированными предложениями;

- задавать вопросы от главного слова к зависимому.

фронтально-индивидуальный

крестьяне

25.

Игра «Выбирай»

Словосочетания.

связь слов в предложении

помидор

26.

Предложение и словосочетание.

Словарный диктант

27.

Проверочная работа. По теме:  «Предложение».

П/р

28.

Работа над ошибками и анализ проверочной работы

ТЕКСТ (3ч)

29.

Предметные картинки

Р.р. Текст. Тема текста.

виды текста

Различать текст и предложения. Текст имеет заголовок, главную мысль.

Знать основной признак текста.

фронтально-индивидуальный

30.

Иллюстрации

Основная мысль текста.

части текста

Уметь определять основную мысль текста, находить предложение, в котором выражена основная мысль.

31.

Иллюстрации

 Р. р. Заголовок текста.

С/р

дорога

СОСТАВ СЛОВА (15ч)

32.

Игра «Узнай, кто это»

Корень. Однокоренные слова.

однокоренные слова

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок

Учащиеся должны:

- уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах;

 -уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов

фронтально-индивидуальный

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

33.

Написание корня в однокоренных словах.

34.

Игра «Третий лишний»

Понятие об окончании и его роли в речи.

Разбор слова по составу

Учащиеся должны уметь:

-        различать произношение и написание слов;

-        анализировать и кратко характеризовать состав слова;

-        выполнять разбор слова по составу

35.

Индивидуальные карточки

Роль окончания и предлога в предложении.

предлог

Роль приставок
в слове и предлогов в речи человека.

погода

36.

Предметные картинки

Упражнения в подборе и написании однокоренных слов.

однокоренные слова

Единообразное написание корней однокоренных слов

Знать: правила написания и способы проверки безударных гласных

Уметь: образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов, приставок

С/р

Упр.144

37

Таблица с приставками

Общее понятие о приставке и суффиксе.

окончание

Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности, со словообразовательной ролью приставок и суффиксов. Уточнение знаний о роли суффикса в нашем языке, отработка умений образовывать слова с помощью суффиксов

Учащиеся должны знать/понимать значимые части слова.

 - уметь образовывать новые слова с помощью аффиксов;

- умение выделять приставку и суффикс  в слове.

38.

Таблица с суффиксами

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

приставка, суффикс

Словарный диктант

Молоток

однокоренные слова и различные формы одного и того же слова

39.

Схема-опора

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

 Учащиеся должны:

-  уметь  образовывать слова с помощью суффикса по образцу;

- разбирать слова по составу.

фронтально-индивидуальный

корабль

40.

Наблюдение над значением приставок и   их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу

Учащиеся должны:

-уметь образовывать слова с помощью приставок

дорога

41.

Схема-опора

Р. р. Сочинение по серии картинок.

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны:

- уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

42.

карточки

 Обобщение знаний о составе слова. Упражнения в разборе слов по составу.

значимые части слова, разбор слова по составу

Однокоренные слова и значимые части слова

Учащиеся должны:

-умения разбирать слова по составу;

-уметь находить в корне или приставке букву, требующую проверки

43.

Диктант по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах

Учащиеся должны:

- уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова;

- уметь подбирать и образовывать однокоренные слова

Диктант

44.

Схема-опора

  Работа над ошибками. Упражнения в образовании однокоренных слов, разборе предложений по членам.

члены предложения

фронтально-индивидуальный

45.

Памятка

 Структура текста.  Разбор слов по составу.

Учащиеся должны

-умение передавать содержание текста по вопросам

изложение

46.

Карточки

Разбор слов по составу.

связь слов в предложении,

разбор по составу

Текст и его содержание. Разбор слов по составу

 Учащиеся должны

- умения правильно строить предложение и оформлять его на письме

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ СО ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.(11Ч)

47.

Игра

Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне.

ударение

Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Учащиеся должны:

- умение различать парные звонкие и глухие согласные;

- выполнять последовательность  действий при обозначении согласных звуков буквами;

- уметь подбирать проверочные слова

фронтально-индивидуальный

48.

Индивидуальные карточки

Проверка слов с парными согласными на конце.

правило проверки парных звонких и глухих

обед

49.

Индивидуальные карточки

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в середине слова.

С/р

Север

восток

50. -51.

Игра «Не ошибись»

Правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне.

52.

Памятка

Р.р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам.

Связь слов в предложении

Работа с текстом:  тема текста, озаглавливание, последовательность  передачи  по плану содержание прочитанного

Учащиеся должны:

- уметь передавать содержание прочитанного по плану;

- уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова

изложение

53.

Схема-опора

 Анализ изложения. Упражнения  в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Формировать умение работать над ошибками

54.

карточки

Правописание  слов с глухими и звонкими согласными в корне.

правило проверки парных звонких и глухих

Согласные звуки: парные и непарные. Произношение и обозначение на  письме парных согласных в словах

Проверка практических навыков грамотного письма по теме «Парные согласные»

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь составлять текст по картинке и опорным словам;

- уметь грамотно писать слова с парными согласными

С/д

55.

Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

56.

Контрольный диктант по теме: «Парные глухие согласные».

диктант

57.

Анализ диктанта. Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

-уметь правильно писать слова с глухими и звонкими согласными в корне слова

фроно-индивидуальный

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.(18ч)

58.

Таблица (правило)

Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными.

Ударение

Особенности  проверочных и проверяемых слов

Учащиеся должны:

- овладеть способами проверки

фронтально-индивидуальный

Работа ракета

59

карточки

Правило проверки безударных гласных в корне.

Ударный, безударный слог

Учащиеся должны:

- умения правильно писать слова с парными звонкими глухими согласными и безударными гласными в корне;

- овладеть  способами проверки;

- уметь правильно писать слова с безударными гласными;

-уметь подбирать проверочные слова

60.

Игра «Кто внимательный»

Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных  в корне.

правило проверки безударных гласных

Работа по подбору  проверочных слов, упражнение в правильном написании слов с безударными гласными

61.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

правило проверки безударных гласных

Завтрак картофель

62

Предметные картинки

Р. р. Изложение повествовательного текста.

Работа по распознаванию в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Учащиеся должны:

- уметь правильно проверять слова;

-уметь обозначать звук буквой;

- уметь правильно писать слова с безударными гласными.

ППП

63

карточки

Анализ изложения. Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне.

64

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

65

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Учащиеся должны:

-  умение передавать содержание текста

 

С/д

66

карточки

Закрепление знаний о предложении и написании корня слова.

фронтально-индивидуальный

67

Игра «Кто больше…»

Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё.

звуки и буквы

Подборка проверочных слов.

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной е

68

Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

изложение

69

Отр. ст-я Чуковского

Анализ диктанта. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Учащиеся должны знать  особенность проверки слов с безударной е в коне

фронтально-индивидуальный

Осина

70

Карточки

Правописание слов с безударными гласными в корне.

правило проверки безударных гласных

Проверка слов с безударными гласными

Учащиеся должны:

- уметь подбирать проверочные слова

71

Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне. 

Подборка двух проверочных слова

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

Потом

 морковь

72

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Проверка слова с одним и двумя безударными в корне

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

73

Предметные картинки

Р. р. Изложение текста по вопросам.  Проверка слов с двумя безударными гласными.

Работа по  проверки слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне

Учащиеся должны:

 - уметь подбирать проверочные слова

75

Картина И.В.Шевандроновой «В сельской библиотеке»

Анализ изложений. Упражнения в анализе и составлении текста-описания.

Составление текста - описания на заданную тему по картине

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

Учащиеся должны:

- уметь определять главные члены предложения;

- уметь разбирать по составу слова;

- уметь подбирать проверочные слова;

- уметь исправлять ошибки

фронтально-индивидуальный

74

Контрольный диктант за I полугодие.

Проверка усвоения материала

диктант

ТЕКСТ (6ч)

76

«Сказка про однокоренные слова»

Анализ диктанта. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Звуки и их значение

Ознакомление со словами с непроизносимыми согласными в корне

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

фронтально-индивидуальный

праздник Чувство

здравствуй

77

Контрольное списывание

Проверка навыки списывания, умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания.

Уметь списывать, расчленять текст на смысловые части – предложения.

списывание

78

Памятка

Р.р  Составление новогоднего поздравления

Уметь:

- составлять поздравления.

фронтально-индивидуальный

79

Карточки

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

непроизносимые согласные

Письмо слова с непроизносимыми согласными в корне. Способы проверки такого написания

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

Лестница

метро

80

 Слова с непроизносимыми согласными.

Учащиеся должны  знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

Словарный диктант

комната

81

Схемы-опоры

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Учащиеся должны знать, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ.(7ч)

82

Таблица с приставками

Приставка – значимая часть слова.

Уточнение знаний о приставке как части слова и её роли в нашей речи

Учащиеся должны:

- уметь выделять в слове приставку

Словарный диктант

83

Памятка

Р. р. Обучающее изложение «Алёшина яблоня».

Работа с текстом учебника

Учащиеся должны:

- уметь осознанно употреблять слова с приставками

(озаглавить, списать,          в словах выделить приставку)

Изложение

Повторение  «овощи»

84

Таблица с приставками

Анализ изложений. Правописание приставок.

Письмо приставок всегда одинаково, не зависимо от произношения, писать слитно.

Учащиеся должны:

- уметь грамотно писать слова с приставками и безударными гласными в корне слова

Повторение       «одежда, обувь»

85

Игра «Кто больше знает слов?»

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Безударная гласная

Правописания безударных гласных в корнях и в приставках

86

Карточки

Правописание приставок и безударных гласных в корне.

Слитное написание приставок

Уметь:

- составлять текст по вопросам;

-дополнять своими сведениями о нем.

ППП упр.

343

Повторение       «ягоды, фрукты»

87

Карточки

Правописание приставок и предлогов.

приставка и предлог

Работа по различию предлогов и приставок, правильно употреблять их в речи и писать

Учащиеся должны:

 - уметь различать предлоги и приставки

фронтально-индивидуальный

понедельник,

вторник

отличие предлогов от приставок

88

Памятка

Упражнения в правописании предлогов и приставок.

Учащиеся должны:

 - уметь писать приставки со словами

Среда

Четверг

раздельное написание предлогов

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (5ч).

89

Грамматическая сказка

Разделительный твёрдый знак.

Ознакомление с правилом с правилом употребления Ъ

Учащиеся должны:

 - уметь правильно употреблять разделительный Ъ

ППП

Пятница   суббота  

90

Схема-опора

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

различия мягкого и твердого знаков

Употребление разделительного ь (мягкого знака) и Ъ (твердого знака). Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Учащиеся должны:

- уметь различать Ъ и Ь;

- уметь распознавать орфограммы;

 - уметь распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку

Изложение

Воскресенье

91

Сигнальные карточки

Написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками.

П/р

92

Обобщение знаний о твёрдом и мягком разделительных знаках.

фронтально-индивидуальный

93

Памятка

Р. р. Изложение повествовательного текста. Текст-повествование (общее понятие)

Учащиеся должны:

 - уметь полно передать содержание текста

ЧАСТИ РЕЧИ (5ч).

94

Опорная таблица

Анализ изложений. Понятие о частях речи.

Части речи

Знакомство с частями речи и их особенностями

Учащиеся должны:

 - уметь различать части речи

Повторение   слов  с удвоен. согласными

95

Опорная таблица

Общее понятие о местоимении как части речи.

Знакомство с местоимениями

Учащиеся должны:

- уметь отличать местоимения от существительных

С/р упр.388

96

Части речи и члены предложения.

члены предложения

Распознавание имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога

Учащиеся должны:

- уметь разбирать предложения по членам;

- уметь правильно употреблять разные части речи в предложении.

Словарный диктант

отличие частей речи от членов предложения

97

Изменение сущ., прил., глаг. по числам.

число, сущ, прил, гл.

Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам

Учащиеся должны:

- уметь изменять по числам

фронтально-индивидуальный

98

Обобщение сведений о частях речи. Составление текста по картинке и плану.

Развивать умения определять тему иллюстрации, озаглавливать её, составлять текст по данному плану

Учащиеся должны:

 - уметь правильно строить предложения

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (21ч).

99

Опорная таблица

Лексическое значение имён существительных.

определение им сущ

Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.) отработка грамматического понятия «имя существительное»

Учащиеся должны  знать, что такое имя существительное

фронтально-индивидуальный

До свидания

Здравствуй

100.

Игра «Замени одним словом»

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

вопросы

Различие слов, отвечающие на вопросы кто? что?, развивать творческое мышление

Учащиеся должны:

- уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Спасибо

101.

Большая буква в именах собственных.

правило о заглавной букве

Заглавная буква в именах собственных

Учащиеся должны:

- уметь отличать имена собственные от имён нарицательных

Москва,

Красная площадь

102

Предметные картинки

Р. р. Сочинение по картинке « Зимние забавы детей». 

Составление рассказа повествования на заданную тему по картине

Изложение фронтально-индивидуальный

103

Карточки

Род имён существительных.

Познакомить с приёмами распознавания рода имён существительных

 Учащиеся должны знать, как определить род имён существительных

Магазин

104

Карточки

Род имён существительных в ед. и во мн. числе.

число, род

Формировать умение определять род имени существительного которое стоит во множественном числе

Учащиеся должны знать, что для определения рода имени существительного, которое стоит во множественном числе, его нужно поставить в единственное число

105

Карточки

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

падежи, род

Работа по определению рода  имени существительного в тексте, развивать орфографическую зоркость

Учащиеся должны знать, что для определения рода имени существительного в тексте, слово надо поставить  в начальную форму (И. падеж)

К/с

упр.414

106.

Схема-опора

Родовые окончания имён существительных.

окончание

Ознакомление с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе

Учащиеся должны:

-уметь выделять окончания

фронтально-индивидуальный

вокруг

склонение им сущ

107.

Родовые окончания имён существительных.

правило, все сведения полученные ранее об им сущ

108

Схема-опора

Изменение имён сущ. по числам.

Изменение имен существительных по числам, по родам.

Учащиеся должны:

- уметь различать род имён существительных

кровать

109

Игра «Узнай род им. сущ.»

Упражнения в изменении имен существительных по числам и определении рода.

Учащиеся должны:

- уметь различать род имён существительных

тарелка

110.

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении).

падежи

Знакомство с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса

Учащиеся должны знать, что такое склонение имён существительных

Повторение       «явления природы»

111.

Склонение имен существительных и  распознавание падежа.

Формировать умение определять падеж имени существительного

Учащиеся должны:

- уметь определять падеж существительного 

Альбом

косвенные падежи

112

памятка

Р. р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану и опорным словам

Формировать умение передавать текст, развивать орфографическую зоркость

Учащиеся должны:

- уметь письменно передать текст, используя опорные слова

изложение

косвенные падежи

113.

Схема-опора

Анализ изложений. Упражнения в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.

падежи

Работа по определению падежа у сущ  по вопросу и предлогу

Учащиеся должны знать, особенности Именительного падежа

Словарный

114.

Карточки

Склонение имен существительных и распознавание падежей, в разборе предложений по членам.

фронтально-индивидуальный

Рисунок

115

Загадки

 Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

звуки

Познакомить с новой ролью Ь – показатель женского рода имён существительных

Учащиеся должны знать, когда на конце существительных после шипящих пишется или на пишется Ь

Картина

116

Предные кар-ки

Правописание слов с шипящими на конце.

П/р

упр.448

Повторение       «месяцы»

117.

Обобщение знаний об именах существительных

Формировать умение исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

Учащиеся должны:

- уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи;

- уметь  разбирать слова по составу; уметь писать существительные с шипящим звуком на конце

ППП упр.461

118.

Схема-опора

Диктант по теме «Имя существительное».

Проверить усвоение знаний

Диктант

Дорога

Шоссе

119

Памятка

Анализ диктанта.  

Р. р. Сочинение по картинке и опорным словам.

Учащиеся должны  знать, лексическое значение имён существительных, определять род, число и падеж

Трамвай

Ракета

Самолёт

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.(15ч)

120

Опорная таблица

Понятие об имени прилагательном как части речи.

им прил

Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи

Учащиеся должны знать, с какой целью употребляются в речи имена прилагательные

Словарный диктант

Жёлтый, чёрный  

121

Опорная таблица

Связь имени прилагательного с именем сущ.

Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; уточнение представлений учащихся о зависимости прилагательного от существительного

Учащиеся должны:

- уметь находить главное и зависимое слово

К/с упр.471

122

Словарь синонимов, антонимов

Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.

синонимы антонимы.

Обобщить знания о синонимах и антонимах

Учащиеся должны:

- уметь  употреблять их в речи

Растение

123

Схема-опора

Изменение имён прилагательных по родам.

Ознакомление  с изменением имён прилагательных по родам; развивать умения изменять прилагательные по родам

Учащиеся должны:

-  уметь  определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных

124125

Карточки

Изменение имён прилагательных по родам.

род,им сущ, им прил

Развивать умение точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания

Учащиеся должны:

- уметь  разбирать имена  прилагательные по составу

фронтально-индивидуальный

Комбайн

Комбайнёр

126

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

число

Космонавт

(космос)

127.

Карточки

Изменение имён прилагательных по числам.

Развивать умения определять число имени прилагательного; отработка умения составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных

Учащиеся должны знать,  какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

Пловец

128

Правописание окончаний имён прилагательных во мн. числе.

Развивать умения определять число имени прилагательного; отработка умения составлять словосочетания из имён прилагательных и имён существительных

Учащиеся должны   знать, какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе

Зр/-сл. диктант

Животное

 129

Правописание окончаний имён прилагательных в ед. числе.

130

предметные картинки

Р. р. Текст-описание. Сочинение-описание животного.

виды текста

Дать представление о тексте описании

Учащиеся должны:

- уметь составлять текст описание

Сочинение

131132

Закрепление правописания окончаний имён прилагательных.

Развивать умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе, правильно писать окончания прилагательных

Учащиеся должны:

- уметь определять род имён прилагательных

Компот

133.

Памятка

0бобщение знаний об имени прилагательном.

Уточнение знаний о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения писать окончание –ие, (-ые) у прилаг. во множественном числе, -ее (-ое) у прилагательных среднего рода в ед. числе

Учащиеся должны  знать, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

Приветливо

134.

Диктант по теме: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

Правописание безударных гласных в корне слова. Выделение значимых частей слова (корень, окончание). Слово и его значение 

Знать о единообразном написании корня в однокоренных словах.

Уметь:

- распознавать в корне слова, проверяемые безударные гласные;

- подбирать проверочные однокоренные слова

Диктант.

Интересный

ГЛАГОЛ. (25 ч)

135.

Опорная таблица

Анализ диктанта. Понятие о глаголе как части речи

определение

Выявить изобразительно-выразительные «возможности» глагола

Учащиеся должны  знать о роли глаголов в нашей речи

Комната

Квартира

136.

Схема-опора

Роль глаголов в предложении.

главные члены

Формировать умение находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, развивать творческое мышление

Учащиеся должны,  знать каким членом предложения является глагол

Словарный диктант

137

Сборники синонимов и антонимов

Глаголы – синонимы и  глаголы – антонимы.

синонимы антонимы.

Формировать умение использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы

Учащиеся должны  знать, с какой целью употребляются глаголы близкие по смыслу и противоположные

фронтально-индивидуальный

Библиотека

Подбор синонимов и антонимов на заданную тему

138.

Отрывки стихотворений

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

Познакомить с употреблением глаголов в прямом и переносном смысле

Учащиеся должны  знать с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении

139.

Памятка

Р. р. Текст-рассуждение.

Познакомить с текстом-рассуждением и его особенностями; формировать умение изменять глаголы по числам

Учащиеся должны знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы 

Изложение

Виды текста

140.

Памятка

Р. р. Изложение научно-познавательного текста по вопросам.

виды текста

Познакомить с особенностями научно-познавательного текста, формировать умение передавать содержание текста

Учащиеся должны  знать, чем отличается научно-познавательный текст от текста-описания

Контрольное списывание

141.

Предметные картинки

Анализ изложений. Изменение глаголов по числам.

число

Формировать умение изменять глаголы по числам, определять число глаголов

Учащиеся должны:

- уметь изменять глаголы по числам и определять число

фронтально-индивидуальный

Коллектив

142.

Определение числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Формировать умение изменять глаголы по числам, определять число глаголов

Учащиеся должны:

- уметь изменять глаголы по числам и определять число

Восемь

143

Упражнения в определении числа глагола.

фронтально-индивидуальный

Расстояние

144

Сборники синонимов и антонимов

Понятие о временных формах глагола.

время глагола

Познакомить с изменением глаголов по времени

Учащиеся должны знать:

- на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Четыре

145

Грамматическая сказка

Определение времени глагола.

Методика опознавания временных форм глагола не только по вопросу, но и по суффиксу

  Учащиеся должны знать,:

- как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени

Словарный

диктант

146

Неопределенная форма глагола.

Познакомить с неопределённой формой глагола

Учащиеся должны знать:

- вопросы неопределённой формы глаголов

фронтально-индивидуальный

инфинитив

147

Р. р. Речевой этикет. Составление приглашения.

148

Опорная таблица

Изменение глаголов по временам.

Время глагола

Формировать умение различать глаголы по времени

Учащиеся должны  знать, как изменяются глаголы

- уметь изменять глаголы по временам

Завтрак

Обед

Ужин

149

Памятка

Р. р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану  и вопросам

Вопросы и опорные слова.

Уметь:

- составлять текст по вопросам;

-дополнять своими сведениями о нем.

Изложение

150.

Анализ изложений. Определение времени и  изменение глагола по времени.

Формировать умение различать глаголы по времени

Учащиеся должны  знать, как изменяются глаголы

- уметь изменять глаголы по временам

ППП

151

Игра «Не подведи свой ряд»

Наблюдение над изменением по родам глаголов в прошедшем времени

род глагола

Познакомить с изменением глаголов по родам

Учащиеся должны знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов

фронтально-индивидуальный

Однажды

152.

Гр-кая ск-ка, игра «Подбери слова»

Употребления глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов с приставками

Прошедшее время

Формировать умение употреблять глаголы с приставками

Учащиеся должны  знать:

-чем отличаются однокоренные глаголы по смыслу с разными приставками и с помощью какой части слова передаётся эта разница

Топор

153

Опорная таблица

Употребление и правописание частицы не с глаголами. 

Части речи

Ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; развитие умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами

Учащиеся должны  знать, как пишется частица не с глаголами

Выборочный диктант.

Сегодня

154.

Пословицы

Правописание  глаголов с частицей не.

155

Повторение правил о написании корня и окончаний.

Корень, окончание

Работа по формированию орфографической грамотности

Учащиеся должны уметь:

- проверять написания в сомнительных местах.

Сл/д

Скоро

156

П.Чайковский «Времена года»

Обобщение знаний о глаголе. Работа над текстом о Дне Победы.

Обобщение полученных знаний.

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в изученной теме;

-определять орфограмму в слабой позиции и ставить её в сильную.

фронтально-индивидуальный

Автобус

157

Диктант по теме «Глагол».

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при письме.

диктант

158

памятка

Анализ диктанта. Правописание глаголов с приставками

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Уметь:

- анализировать свои ошибки, исправлять их;

-выполнять проверочное списывание.

159

Опорные таблицы

 Р. р. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

Работа с текстом. Связь предложений в определенной последовательности.

Уметь  составлять предложения для текста в соответствующей последовательности.

Потом

ПОВТОРЕНИЕ (10ч.)

160.

Отрывки стихотворений

 Анализ изложения. Обобщение знаний о предложении.

предложение

Уточнение знаний о роли слова и предложения в речи; обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развитие умения правильно употреблять предложения в речи

Учащиеся должны  знать, что такое предложение

фронтально-индивидуальный

161

Опорные таблицы

Обобщение знаний о тексте.

Виды текста

Революция

162

Игра «Угадай»

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова

Состав слова

Развитие умения разбирать слова по составу

 Учащиеся должны  знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образуются новые слова, что такое окончание и для чего оно служит

Памятник

164.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова

Правила корня

Развитие умения распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные, глухие, звонкие и непроизносимые согласные в корне

Учащиеся должны  знать три правила, которые учат правильно писать корень слова

Пшеница

165.

Опорные таблицы

Правописание приставок. Твердый и мягкий разделительные знаки.

приставки

Развитие умения перед написанием слова, выяснять в какой части слова находится орфограмма

Учащиеся должны  знать в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь

166.

Опорные таблицы

Упражнения в написании корня слова

Развитие умения распознавать орфограмму в приставке, в корне слова

Учащиеся должны  знать три правила, которые учат правильно писать корень слова, знать правописание приставок

167.

Диктант по теме: «Повторение»

Развитие умения распознавать орфограмму в корне слова

Учащиеся должны:

 - уметь различать орфограммы, знать, как проверить написание непроизносимых согласных в корне слова

168.

Схема-опора

Анализ диктанта. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне.

Правило безуд. гл.

фронтально-индивидуальный

169.

Повторение сведений о частях речи

Обобщение знаний об именах существительных, именах прилагательных, местоимениях и глаголах, развивать умения различать их и пользоваться ими в речи

Учащиеся должны знать, что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются

170.

Урок КВН «Знатоки  русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 класс

Поурочное планирование Канакина В.П. 4 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса система Л. В. Занкова...

Тематическое планирование уроков русского языка 1 класс по УМК ПНШ

Тематическое планирование составлено с учетом ФГОС...