Русский язык, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Калимуллина Зульфия Минвакиловна

     Урок - это основная форма организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности.

     На своих уроках я применяю организационные формы работы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу малыми группами. Может быть, кто-то найдёт для себя нужную и полезную информацию. Буду очень рада!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekty_urokov_po_russkomu_yazyku__2_klass.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района

Республики Татарстан»

Автор:

учительница начальных классов

Калимуллина Зульфия Минвакиловна.

Адрес и телефон автора: 422350

Республика Татарстан Апастовский район

деревня Старые Енали

ул.К.Маркса дом 8 т.31-6-49

Адрес и телефон образовательного

учреждения:

422350 Апастовский район

п.г.т. Апастово ул. Красноармейская дом 65

т. 8 843 76 – 21 660

                                             

                                                Апастово- 2011г

         Тема: Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.

Цели урока: формирование умения задавать вопросы к главным членам                          

                       предложения; знакомство с новым словарным словом;

                       обогащение  словарного запаса; развитие логического    

                       мышления и умения работать со словарём; воспитание    

                       культуры поведения при фронтальной, групповой работе.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),  

                      тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

                       О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык»  

                      2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчука).

                                   Ход урока.

1.Организационный момент.

     Прозвенел уже звонок,

     Начинается урок.

     Встаньте, дети, не ленитесь,

     Все мне дружно улыбнитесь.

     

2. Сообщение темы и цели урока.

     - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Сегодня у нас состоится очередное заседание клуба. Задача всех членов клуба – научиться задавать вопросы к главным членам предложения. А помогут нам в этом Анишит Йокоповна, Асырк, Торк, Маша, Миша и Летучая Мышь.

3. Звуко - буквенная зарядка.

     - Начинаем, как всегда, со звуковой зарядки! – бодро сказала Анишит Йокоповна (Учебник, стр. 5).

     - Найдите синий заголовок. Рядом буква Д. Что означает этот условный знак? (Стихи Марины Дружининой).

     Давайте хором прочитаем двустишие и определим, какая буква заблудилась.

     Выдра у меня в руке:

     По воду иду к реке.

     - Кто догадался, какая буква заблудилась? (Ы вместо ё).

     - Прочитайте двустишие с другим словом?

     - Произнесите оба слова: прежнее и новое. Изменились два звука или один? Покажите, как изменились звуки. Были […], стали […].

4. Работа над новым словарным словом.

  1. Отгадайте загадку:

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз).  

- Как вы понимаете значения слова МОРОЗ? (Холод).

  1. Работа в тетрадях для самостоятельной работы (стр.3):

- Какие опасные места есть в этом слове? Поставьте ударение.

- Парную согласную можно проверить, а безударную гласную «о» надо

 запомнить. Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.

- Найдите в отрывке родственное слово. Какую букву пропустили    

в слове «отморозил»? (Гласную букву «о», так как эти слова родственные. Они имеют общую часть, которая хранит их общий смысл). Поставьте слово в начальную форму.

     Отморозил – отморозить

Вспомнить высказывание Летучей Мыши: в начальной форме все слова  вынуждены вести себя строго, соблюдая определённые правила. В начальной форме слова записаны в словарях. Завтра на уроке об этом продолжим работу.

5. Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

          На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз,

          Надо ножками потопать и ладошками похлопать.

          (Дети хлопают себя по плечам и топают ногами).

          А теперь представим лето. Речка солнышком согрета.

          Мы плывём, плывём, дно ногами достаём.

          (Плавательные движения руками).

          Мы выходим из речушки, направляемся к опушке. (Ходьба на месте).

6. Работа над темой урока.

     1) О чём говорят Миша и Анишит Йокоповна?

      - Неужели это так трудно – задать вопрос к слову в предложении? -спросил Миша?

      - Очень многие пока не научились, вздохнула Анишит Йокоповна.

     2) Динамический момент.

        Она взяла с полки сборник стихов Владимира Степанова и открыла его.

     - Прочитайте предложение из этого сборника.

                 Зебры скачут друг за другом.

     - Волшебница хочет, чтобы вы в подгруппах определили, кто действует и подчеркнули это слово одной чертой. (Зебры). Это подлежащее.

     Действующее лицо в предложении всегда что-то делает. Найдите в предложении.(Скачут). Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

  1. Подсказка Летучей Мыши.

          Заседание клуба продолжается. Мише и Маше всё ещё трудно находить главные члены предложения. Давайте поможем им. На странице 6 найдите высказывание (подсказку)

Летучей Мыши и прочитайте.

       - Как найти основу предложения?

 

         Задавая вопрос, обязательно говори оба слова «кто? что?», а потом выбирай нужное: «кто?» или «что?». 

         Тот, кто откликнется на «вопросы «кто?» «что?», и есть ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО.

         Действующее лицо в предложении всегда что-то ДЕЛАЕТ, или (С)ДЕЛАЛО, или БУДЕТ ДЕЛАТЬ.          

  1. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Выписывать главные члены предложения:

       -  Прочитайте первое предложение.

          Дом стоял около дороги.

          О ком, или о чём говорится в предложении? (О чём. Что? - дом. Дом (что делал?) стоял).

          Ребята отнесли ёжика в дом.

          (Кто?) ребята  (что сделали?) отнесли…

  1. Физкультминутка «Ёжик».

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

          Тихо листьями шурша.

          (Ходьба на месте).

          А навстречу скачет зайка,

          Длинноухий попрыгайка.

          В огороде чьем-то ловко

          Раздобыл косой морковку.

          (Прыжки на месте).

  1. Закрепление. Упражнение 1, стр.7 по учебнику (устно).

- Ребята, поможем Мише правильно ставить вопросы к выделенным

словам? (Поможем).

        Полоскун живёт у речки.

        Вилорог в степи живёт.

        Живёт в Америке бизон.

(Кто? или что?) Полоскун (что делает?) живёт…

  1. Самостоятельная работа. Учебник, часть 2. Упр. 3.

- 1-2 предложения разбирают устно, 3-4 предложения письменно.

  1.  Подведение итога.

-Заседание клуба подошло к концу. Что вам понравилось больше всего?

  1.  Домашнее задание.

Упражнение 5, стр.5 по тетради для сам. работы.

МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района

Республики Татарстан»

Автор:

учительница начальных классов

Калимуллина Зульфия Минвакиловна.

Адрес и телефон автора: 422350

Республика Татарстан Апастовский район

деревня Старые Енали

ул.К.Маркса дом 8 т.31-6-49

Адрес и телефон образовательного

учреждения:

422350 Апастовский район

п.г.т. Апастово ул. Красноармейская дом 65

т. 8 843 76 – 21 660

Апастово- 2011г.

Тема: Учимся определять начальную форму слов.

Цели урока: укрепление представления о начальной форме слов:  

                     продолжение работы по определению начальной формы у слов-    

                   названий предметов; развитие способности правильно

                   формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного;

                   вырабатывание умения работать с толковым и обратным  

                     словарями; воспитание в учениках средствами урока уверенность    

                   в своих силах.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),    

                    тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

                      О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -  

                     2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчука).

         Ход урока.

1.Организационный момент.

        - Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера.

       Улыбками поприветствуйте наших гостей, пожелайте им хорошего настроения.

       Проверка готовности к уроку. ( Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте).

 2. Актуализация знаний.

    1) Расшифруйте запись!

        цесяМ нравья – миыз усдагьро. (Месяц январь – зимы государь).

    2) Исправь ошибки в тексте.

        На дворе морос. Выпал пушистый снек. Саша на дел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много рибяд. Зина и Яша играют вснежки. Весило зимой.

3. Проверка домашнего задания.

    Взаимопроверка. Проверяют работу друг друга. (Оценивают работу соседа по парте).

4. Сообщение темы и цели урока.

    Откройте содержание учебника и найдите название сегодняшней темы. (Вспомните предыдущую тему).

    Тема нашего урока «Учимся определять начальную форму слов» (все вместе читают тему урока и формируют учебную задачу урока).

5. Работа по теме.

    1) Учитель (обобщает): «Тема урока «Учимся определять начальную форму слов» и учебная задача – научиться ставить существительное в начальную форму.

- Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос?

     2) Подсказка Летучей Мыши.

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА слов, называющих предметы, -    

это обычно форма ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Слова-названия предметов в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ    

отвечают на вопросы: кто? или что?

   3) Мини-исследование. 

  1. Откройте Обратный словарь на букву - И;
  2. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа?

         

                   сапоги                  - ученики по цепочке читают каждое слово

              деньги                              и определяют, что они все стоят в форме     

                лыжи      множественного числа;

           варежки    они – что? сапоги     сапоги - они

               чулки   они – что? деньги     деньги - они        

               носки

                 очки

     брюки

    грабли

        ясли

      туфли

         сени

        пони

   ладоши

         уши

  1. Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой?

              сапоги – они

              он – что? сапог       сапог – он, один

              лыжи – они

              она – что? лыжа      лыжа – она, одна

              варежки – они

              она – что? варежка    варежка - она

  1. А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е  слова. Понимаете ли вы значения этих слов?

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца.

Ясли – кормушка для скота, прикреплённая наклонно к стене; ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет.

- Можно ли эти слова поставить  в форму единственного числа?

- Неужели у этих слов нет начальной формы?

Слово пони – неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы единственного и множественного числа.

      На этот вопрос отвечает Летучая Мышь:              

      Если у слова, называющего предмет, есть только                  

      форма множественного числа, то эта форма и  

                                       будет    

             НАЧАЛЬНОЙ  ФОРМОЙ этого слова.

  1. Все ли слова из списка имеют форму единственного числа?

Учащиеся читают и проверяют каждое слово.

6. Физминутка (следить за положением туловища и рук).

                Зимняя зарядка.

         Чтобы сильным стать и ловким,

         Приступаем к тренировке.

         Носом вдох, а выдох ртом.

         Дышим глубоко, а потом

         Шаг на месте, а потом

         Шаг на месте, не спеша.

         Как погода хороша!

         Не боимся мы пороши,

         Ловим снег – хлопок в ладоши.

         Руки в стороны, по швам.

         Хватит снега нам и вам.

         Мы теперь метатели,

         Бьём по неприятелю.

         Размахнись рукой – бросок!

         Прямо в цель летит снежок.

7. Работа в тетрадях.

    1) Выписать пять слов, у которых есть форма единственного числа.

               сапоги – сапог

               лыжи – лыжа

               варежки – варежка

               чулки – чулок

               ладоши – ладошка

    2) Выписать пять слов, у которых нет формы единственного числа.

               деньги – нет ед. числа

               брюки – нет ед. числа

               грабли – нет ед. числа

               ясли – нет ед. числа

               сени – нет ед. числа

- Среди всех записанных вами слов найдите слова в начальной форме и подчеркните.

8. Работа по учебнику.

    Упражнение 5, стр.11.

   - Прочитайте двустишия и поставьте выделенные слова в начальную форму.

     что? иголки (они) – что? иголка (она, одна)

     от чего? от ёлки – ёлка (она, одна)

     ветви что делают? шелестят – что делать? шелестеть

9. Закрепление.

    1) Работа в тетради для самостоятельных работ.

    Вставьте в стихотворение новое словарное слово. Подчеркните в нём букву, написание которой надо запомнить.

                           И  Н  Е  Й

                  … лёг на ветви ели.

                 Иглы за ночь побелели. 

 - Выпишите выделенные слова и рядом напишите их начальную форму.

2) Игра «Будь внимателен».

    Лист, молоко, перо, ножницы, крыло, воздух, кефир, шахматы, Москва, сахар, солома.

- Все ли имена существительные изменяются по числам?

- Найдите имена существительные, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

- А что вы можете сказать о других именах существительных?

Вывод: в русском языке есть имена существительные, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного числа.

10. Итог урока.

- Так над какой темой урока сегодня мы работали?

- Что такое начальная форма слова?

  Приведите примеры, сформулируйте выводы.

         Дом.задание: упр.7 стр.6 по тетради для самост. работ.

МОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района

Республики Татарстан»

Автор:

учительница начальных классов

Калимуллина Зульфия Минвакиловна.

Адрес и телефон автора: 422350

Республика Татарстан Апастовский район

деревня Старые Енали

ул.К.Маркса дом 8 т.31-6-49

Адрес и телефон образовательного

учреждения:

422350 Апастовский район

п.г.т. Апастово ул. Красноармейская дом 65

т. 8 843 76 – 21 660

Апастово- 2011г.

Тема: Продолжаем определять начальную форму слов.

Цели урока: укрепление представления о начальной форме слов:  

                     определение  начальной формы у слов-названий  действий (учить

                     задавать вопросы к сказуемому, выраженному глаголом, и учить

                   ставить глаголы в начальную форму); развитие способности

                   правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения  

                   изученного; вырабатывание  умения работать с толковыми и

                     обратными словарями; воспитание в учениках средствами урока  

                   уверенность в своих силах.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),    

                    тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

                      О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -  

                     2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчука).

         Ход урока.

1.Организационный момент.

Заходите, дети в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

     1) Отгадай загадку:

      Если б не было его, не сказал бы ничего (Слово).

     2) Игра «Найди лишнее слово».

       Кефир, молоко, сыр, творог.

       Город, село, Москва, деревня.

       Деньги, грабли, брюки, лыжи.

       Сапоги, варежки, чулки, ясли.

     3) «Угадай слово»:

      Смор1ина, ви3на, элек3к, 40а, 3буна, Р1а.

     - Все ли имена существительные изменяются по числам?

     - Найдите имена существительные, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

     - А что вы можете сказать о других именах существительных?

3. Проверка домашнего задания.

    Упр.7, стр.6

     На доске написано домашнее задание и дети проверяют, правильно ли они его выполнили (самопроверка).

 4. Определение темы урока учащимися и сообщение цели урока.

     Откроем содержание учебника и найдём название нашей темы. Вспомните предыдущую тему.

     Верно, тема нашего урока «Продолжаем определять начальную форму слов».

5. Работа по теме.

     1) Учитель (обобщает): «Тема урока «Учимся определять начальную форму слов-названий действий» и учебная задача – научиться ставить глаголы в начальную форму)»;

     - Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих действия, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос?

     2) Подсказка Летучей Мыши.

     Слова-названия действий в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

     3) Упр.10 стр.17 (Учебник, часть 2)

     - Выписывать из текста слова, называющие действия, столбиком;

     - справа от каждого слова написать его начальную форму с вопросом:

             Он (что делает?) украшает – (что делать?) украшать

             плоды (что делают?) созревают – (что делать?) созревать

             птицы (что делают?) поедают – (что делать?) поедать

  1. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.8, стр.7.

Мы щенка в воде и мыле ( … )

Два часа мочалкой мыли ( … ).

- Определите, какое из выделенных слов является словом-названием

предмета, а какое – словом-названием действия;

- В скобках напишите их начальную форму.

               Мыле – мыло            мыли – мыть

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 8, стр.13.

        - Прочитайте отрывок из стихотворения:

        Я коня водой пою,

        Песню солнышку пою

- Что необычного в этих стихотворениях? Неужели выделенные слова

 означают одно и то же?

        - Что означает слово пою в первой строчке? Можете поставить это слово в начальную форму?

      Миша определил её так    →   что делать? – пить

      Маша определила её так   →   что делать? – поить

      - С кем вы соглашаетесь?

      - Что означает слово «пою» во второй строчке? Поставьте его в начальную форму.(Пою-петь).

 

6. Физкультминутка «Лошадка».

    Ты скачи, скачи, лошадка,

    Скок, скок, скок, скок.

    По дорожке ровной, гладкой,

    Скок, скок, скок, скок.

    Ты скачи всё прямо, прямо,

    Скок, скок, скок, скок.

    Мимо дома, стой – тут яма,

    Цок, цок, цок, цок.

7. Закрепление.

     1) Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.9, стр.8.

         Бык бодается с быком,

         Убегает все кругом.

         Береги, бегун, бока

         От бодливого быка.

- Найдите в тексте слово, которое дано в разных формах, выпишите их вместе с предлогами;

      (Кто?)______(с кем?)_______(от кого?)_______                    

- Выпишите две группы родственных слов;

     (Что делает?)________        (Что делают?)________

     (Какого?)___________        (Кто?)______________

     2) Упр.7, стр.12. Учебник, часть 3. Самостоятельная работа.

        Работа в группах.

8. Итог урока.

- Так над какой темой урока сегодня мы работали?

- Что такое начальная форма слова?

  Приведите примеры, сформулируйте выводы.

9. Домашнее задание.

  Упр.26, стр.13. Выписывать слова-названия действий, рядом написать начальные формы этих слов вместе с вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс

Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню под...

Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.

Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Контрольные работы по русскому языку по программе "Начальная школа ХХI века" для 2 класса

Полный сборник всех итоговых работ, тестов, текстов для списывания и диктантов для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 класса....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеРусский язык. Обучение грамотеВведение (5 час...


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Огромное спасибо за материал!