Открытый урок по русскому языку в 4классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Аношкина Светлана Михайловна

Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «1 и 2 спряжение глаголов.

Сравниваем личные окончания глаголов,

принадлежащих к разным спряжениям»

4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, проектор, экран (желательно интерактивная доска), колонки.

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры, орфографические словарики.

1. Организационный момент.

У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.

  1. Повторение.

- Начнём с повторения. Что такое «спряжение глаголов»?

Я предлагаю вам маленький тест: подумайте и выберите правильное утверждение.

Ученик  выбирает правильный, по его мнению, ответ.

 При нажатии на строчку с ответом происходит следующее:

- если ответ правильный – то раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;

- если ответ неверный, то раздается горький вздох и появляется грустная мордашка.

 

- А теперь давайте вспомним правило.

Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке

Правило:

Существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

Глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.

- Что нового нам сегодня приготовила наша помощница Евдокия Васильевна?  Прочитаем в учебнике на стр. 49.

Любой глагол относится к одному из двух спряжений (в зависимости от набора окончаний). Есть глаголы 1 и 2 спряжения.

-  А мы умеем определять спряжение?

2. Сообщение темы и цели урока:

      Тема нашего урока: 1-е и 2-е спряжение глаголов. Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

    Цели урока: закрепить знания о спряжении глаголов, научиться отличать глаголы 1 и 2 спряжения по личным окончаниям.

Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

 3. Минутка чистописания.

На доске и в тетрадях:

На первой строчке записываем соединения букв: ти, те, ит, та

Сп..сти, л..теть, кр..чит, т..щил, сн..говик .

- Объясните написание пропущенных букв. Назовите лишнее слово.

- Напишите ниже только глаголы, также красиво и правильно, как в образце.

- У какого глагола можно определить род? Почему?

- Потому что это глагол прошедшего времени.

2. Новая тема.

- А сейчас давайте проспрягаем  глагол «спасти».  

(слайд 3 – по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)

-  Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

-  Теперь предлагаю вам поработать в парах и проспрягать рядом глагол «лететь»

(слайд – 4) .

 Выделите окончания (для проверки – щелчок). 

- Проанализируйте, как изменяются личные окончания глаголов.

- Сравните личные окончания этих глаголов.

- Ребята, а вам понятно, что значит личные окончания!

- Давайте обратимся за помощью к нашей помощнице Евдокии Васильевне. (учебник стр. 50)

- Сравните личные окончания этих глаголов.

-Что замечаете? Можно ли определить спряжение глаголов по 1 лицу ед. ед. числа

(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

 (слайд 5)

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы?

 (у них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

- Откройте учебник на с. 49, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

- Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 6)

- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»?

(1 спряжение, окончание –ём)

Учитель включает шум моря. 

(Дети показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).

Учитель: - Море: на море плещутся волны: маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята; их сопровождают медузы.

 (слайд 7)

3. Закрепление.

- А теперь я предложу вам грамматическую задачу: расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию –ишь (это глагол 1 лица, единственного числа, второго спряжения)

- А что мы можем узнать о глаголе по окончанию –ем?

 (это глагол множественного числа, второго лица, 1 спряжения)

- А теперь задание для закрепления (слайд 8).

Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?

(выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.

- А теперь вы выполните задание еще труднее. Теперь вам нужно  самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 9). 

-Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?

- Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Когда закончите, проверьте друг друга.

По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.

  1. Итог урока.

- Какие новые знания вы унесете с этого урока?

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

- Что было самым интересным?

- Какой вид работы вам особенно удался?

- А что было особенно трудно?

- Ваши коллеги помогали вам в работе?

- Кто доволен той помощью, которую оказывали вам ваши соседи?

5. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.78-79, вы можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам служить долго.

А дома вы выполните упражнение 59, отгадаете загадку, проспрягаете выделенные глаголы, выделите окончания и укажите тип спряжения.

6. Выставление оценок.

У. А мы умеем определять спряжение?

Физкультминутка.

Уже так много повидали
Я думаю, глазки ваши устали,
Поэтому я предлагаю вам сейчас,
Гимнастику для расслабленья глаз.

(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку).

– Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы
обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.

 Физпауза

Учитель включает шум моря. (Дети показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).

У:- Море: на море плещутся волны: маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята; их сопровождают медузы.

II.Определение темы и целей урока.

-Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке.

-Определите тему сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Самоанализ открытого урока по русскому языку 4класс

АНАЛИЗ  УРОКА    ПО РЕЗУЛЬТАТАМ  ФГОС...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....