Педагогический проект "Экскурсия как средство развития речи"
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

 

В проекте производится анализ недостатков в традиционной системе повышения уровня связной речи, связанных с излишне эмоциональным восприятием обучаемыми материала на экскурсиях, что может что может негативно сказаться на развитии их письменной речи.  Практическим результатом настоящего проекта явилась разработка системы заданий для проведения экскурсий, способствующих развитию речи детей в 3 классе.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ педагогического проекта.

Тема: «Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся».

Автор проекта: С. Георгиева

                                               Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и

с определенной целью

Е.Г. Кагаров.

В основу проекта была положена гипотеза, что для повышения уровня связной речи учеников в младших классах целесообразно не просто проводить природоведческие экскурсии, но и сопровождать их последующим проведением сочинений по материалам проведенных экскурсий.

Проблемой, которую решает настоящий проект, явились некоторые недостатки в традиционной системе повышения уровня связной речи обучаемых, проявляющиеся в том, что некоторые ученики могут слишком бурно и эмоционально воспринимать материалы экскурсий, мешая тем самым воспринимать материал себе и другим. При этом, в конечном итоге, может пострадать развитие письменной речи учащихся. Данный проект призван исправить и компенсировать имеющиеся недостатки проведением сочинений по тематике экскурсий, позволяющих детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Тема данного проекта является актуальной, так как многие ученики моего класса испытывали большие затруднения при написании сочинений и составлении устных ответов на вопросы.

Практическая значимость настоящего  проекта состоит в разработке системы заданий для проведения экскурсий, способствующих развитию речи детей в 3 классе.

Целью проекта явилось:

-  формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;

-  развитие устной и письменной речи учащихся;

-  развитие психических процессов;

-  развитие личности младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи проекта:

1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2. Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния экскурсий на уровень устной и письменной речи учащихся.  

В младших классах экскурсии, организованные с целью наблюдения за природой, могут способствовать развитию образного мышления, связной речи. Известный российский педагог Сухомлинский писал, что «окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления, ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой». И, действительно, наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие ребенка. В процессе наблюдения на экскурсии у ребенка работают все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка - все это приятно для ребенка. Вкус позволяет тонко различать - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкость гальки, крупинки речного песка …

А запах! Море запахов, которые волнуют воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок "мыслит формами, красками, звуками. Величие красоты природы будоражит воображение и заставляет сердце биться все быстрее и быстрее… Кто в первый раз увидит перед собой безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражен этим величественным явлением земного шара. Хорошо оно, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей, как зеркало, поверхностью". И, несомненно, трудно переоценить значение таких факторов. Ведь именно они оказывают огромное влияние на личность, на развитие устной и письменной речи ребенка.

Участие в проекте явилось хорошим поводом для рефлексии над ситуацией своей учебной деятельности. Стало ясно, что анализ этой ситуации целесообразно проводить с учащимися в ходе проектирования под разным углом зрения. Первоначально это было своего рода предварительным диагнозом, выявлением «на глазок» болевых точек, точек разрыва, белых пятен, барьеров, тупиков, противоречий в существующей практике или присущих объекту в том состоянии, в каком его видят учащиеся, только что вступившие в проект.

Содержание работы по проекту

1 этап. Изучение психолого-педагогической литературы и методи-ческой литературы по теме проекта (работы выдающихся психологов и педагогов: Л.С.Выготского, Ш.А.Амонашвили, П.Я.Гальперина, Н.И, Жинкина, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова и др.).

2 этап. Изучение современных методик по оценке уровня развития речи и критериев оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ (работы педагогов Багавовой С. Е., Князьковой Т. Н., Плоскиной О. В., Лысюк С. Н., Телковой С. Н.).

3 этап. Определение уровня речевого развития обучающихся и методик оценки уровня речевого развития обучающихся (разработка дифференцированных заданий на экскурсиях и уроках русского языка, способствующих развитию речи).

4 этап. Апробация разработанных методик на учениках класса и предварительная оценка полученных результатов.

5 этап. Сбор результатов исследования, их систематизация и общая оценка эффективности применяемых методик.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- анализ теоретической литературы по данному вопросу,

- изучение опыта ведущих учителей,

- беседы с родителями и учащимися,

- метод целенаправленного наблюдения за речевой деятельностью детей на экскурсиях и уроках развития речи по результатам проведенной экскурсии.

Основные результаты педагогического проекта

Учитывая современные требования к уровню интеллектуальной подготовки учащихся, необходимо в младшем школьном возрасте начинать работу по формированию письменной речи учащихся посредством экскурсии.

Речь ребенка нужно развивать в деятельности. Чем больше времени будет отведено деятельности, тем выше будет уровень развития речи. Основными видами такой деятельности являются природоведческие экскурсии и сочинения по их материал

Своевременное выявление уровня развития речи является эффективным условием для ее развития. Среди большого разнообразия методик, определяющих уровень развития учащихся, выделяется особый тип - методика выявления уровня развития речи на основании сочинений по материалам природоведческих экскурсий. Они позволяют осуществить разделение учащихся класса на разноуровневые группы, а индивидуальный подход к учащимся позволяет каждому ребенку максимально раскрыть свои способности.

Эффективность использования комплекса заданий, развивающих письменную речь учащихся благодаря экскурсии, требует:

- создание в педагогической практике учителя оптимальных условий организации занятий и определения их места в системе уроков;

- предусмотренное динамикой развития, сотрудничество взрослого и ребенка;

- методически грамотное использование приемов непосредственного руководства учебной деятельностью;

- вовлечение ребенка в игру, заинтересованность заданием, помощь при выполнении учебных действ;

- оценка и самооценка результатов на экскурсиях.

Дальнейшее исследование рассматриваемой проблемы предполагает расширение комплекса заданий, обогащение их новыми содержанием, познавательной вариантностью.

Итогом экспериментальной работы явилась разработка комплекса специальных заданий на экскурсиях и уроках развития речи для учащихся моего класса. Настоящий комплекс полностью доказал свою эффективность на практике. В ходе эксперимента ученики было очень активны. В процессе работы дети учились грамотно излагать свои мысли. Работа была интересной, захватывающей, что не притупляло интереса детей и способствовало лучшему освоению материала.  

Примечательно, что классное увлечение экскурсиями со временем переросло в семейные традиции. Копилка классных экскурсий постоянно обогащается личными находками. Ребята делятся впечатлениями о странах мира, выезжают на экскурсии с друзьями и родителями и рассказывают о самых удивительных местах, демонстрируют сувениры и фотографии.

Благодаря реализации настоящего проекта, в школьной газете появится специальный вкладыш для публикаций учащихся начальных классов, где обязательно будут издаваться соответствующие материалы по экскурсионной и природоведческой тематике.

Достоин внимания тот факт, что со временем сочинения некоторых учащихся стали принимать литературную форму, а именно форму стихотворных сочинений. В классе образовалась группа детей, создающих настоящие шедевры.  

Результаты проведённой работы позволяют смело утверждать, что природа помогает детям пережить за один миг массу эмоций. Возникает потребность поделиться впечатлениями с друзьями. Взявшись за ручку, ребенок вновь, переживает, испытывает уже знакомые ему чувства и отражает их на письме. Природоведческая экскурсия благотворно влияет на развитие письменной речи, о чём свидетельствуют сочинения по материалам сезонных экскурсий. Несомненно, экскурсии активизировали интерес учащихся к познанию окружающей действительности и дали толчок к развитию творческих способностей.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что благодаря использованию экскурсий можно добиться успехов в развитии речи детей. Можно с уверенностью сказать, что после природоведческих экскурсий уровень развития речи повысился, и интерес к родному языку значительно возрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...