Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_kokurs._pravopisanie_sochetaniy..docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Урок русского языка во 2 классе

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Учитель начальных классов

       МОУ СОШ № 2

Кокошина Наталья Леонидовна

Нягань

         2011 год

Тема урока: Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель:  развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе  орфографической зоркости;

Задачи: 

  1. формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  2. развивать  речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  3.  воспитывать положительное  отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

  1. Организационный момент.

Учитель:                                Дети отвечают:  Вот так! Показывают движения.

Как живешь?                            Вот так! (пальчик)
Как идешь?                               Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

  1. Актуализация знаний.

- А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

 Остановка «Догадайся!»

- Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

- Определите, какие орфограммы   встречались  в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)

Тема нашего урока: Правильное  письмо сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране "Орфография".   Орфография - это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок.

 Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»        

(интерактивный плакат1, 2 задание)                                                                2,3 слайд

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

 Посмотрите на доску.                                                                                 4 слайд

- Какие буквы вы видите?

- Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков.

(Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие). 

- Какие знаете сочетания с данными буквами?

-Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности.

Остановка "Познавай - ка"

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший.

  1. На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для неё готовим кадки,

И крупной соли полмешка! (Капуста)                                                        5 слайд

- Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова -родственники и запишите. ( Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)

 - Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).

- Какая бывает капуста?

     2)  Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь  пахнет яблоком, а октябрь капустой.                                        6 слайд

Без капусты - щи не густы

  1. Распространите текст, подходящими по смыслу словами. ( карточки)

- Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень.  _______    ________  созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу!  ______  _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______  ,  но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

- А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (богатый, большой, хороший).                                        7 слайд

Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова - родственники.

Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка " Проверяй-ка".

- Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.  

Проверка  по тренажёру «Волшебная труба».                                        8, 9,10 слайд

Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

4.Закрепление с использованием элементов  разноуровневой дифференциации.

Остановка " Вспоминай-ка".

- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

 Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням.

1 - й уровень                                                                                         Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.                Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

2 - й уровень

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные

(лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

3 - й уровень

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.

Веры, у, новые, лыжи.

Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка " Думай-ка".                                                                

- А теперь мы  поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(интерактивный плакат)                                                                          11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов.

Остановка " Конечная".

- На этой остановке мы подведём итоги урока.

- Понравился ли вам урок?  - Что нового вы узнали?

- Слова, с какой орфограммой нам встречались?

 - Какие правила русского языка помогали нам на уроке?          

Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.  (рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой  
И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с
У.

Домашнее задание.

 Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Урок окончен, молодцы!                                                                        12 слайд

Спасибо за работу!

  Методические рекомендации к уроку.    

Автор: Кокошина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 города Нягань, ХМАО - ЮГРА

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой

Класс: 2

Предмет: русский язык

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация  с использованием интерактивных объектов (тренажёр «Волшебная труба», интерактивный плакат флеш - ролики «Что такое орфограмма», «Найти ошибки»)

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Тип урока:  урок – путешествие,  закрепление знаний.

Данные интерактивные объекты  используются для  изучения, закрепления и повторения правила  «Правописание  сочетений  жи - ши, ча - ща, чу - щу».

Форма использования:

- проецирование на экран при работе с классом

-индивидуальная работа с компьютером.

Работа с презентацией:

•  Слайд 2, 3, 11  - плакат, навести курсор на  «Что такое орфограмма» или на  «Найти ошибки» -  навести курсор на картинку «Стрелки», затем на то яблочко, где ошибка в слове (флэш  ролики).

Цель: Повторение и закрепление по данной теме. Используется в начале урока  - для вовлечения учащихся в активную  учебную деятельность. В конце урока  - для дальнейшего стимулирования учебной деятельностью, воспитанию чувства гордости за свои знания и умения.

•  Слайд 4 - чистописание, без анимации, переход по стрелке или щелчку.

•  Слайд 5,6,7  - знакомство со словарными словами,   навести курсор на        , переход на следующий слайд по стрелке, навести курсор на  - появляется текст, переход на следующий слайд по стрелке.

Цель: Развитие речи, мышления, интереса к предмету. 

Применение: Во время  работы  над новыми словами на уроке .

•  Слайд 8, 9, 10  - тренажёр «Волшебная труба», работа по щелчку.

В данном ресурсе предлагаются 7  слов для проверки правописания  с изученными  сочетаниями.

Цель: Проверка правописания сочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ  - ЩУ.

Применение: На этапе  закрепления полученных знаний   и для самостоятельной работы  дома. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"

Картинный диктант по теме  "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Урок русского языка по теме: "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-"

Урок русского языка по теме:Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-...

Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным...

Технологическая карта урока русского языка в 1классе "Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"

Предмет Русский языкУМК«Школа России»Класс1 классТип урокаУрок закрепления знаний и формирования УУДТехнология построения урока ИгроваяТемаПравописание слов с сочетаниями ЖИ &nda...