Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова провела учитель начальных классов МБОУ "СОШ №20" г.Альметьевск РТ Ризатдинова Л.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Д.Ризатдинова учитель начальных классов средней школы № 20 г.Альметьевск РТ

Урок русского языка в 4 А классе по системе Л.В.Занкова.

Тема. Глаголы – исключения.

Цели. Познакомить с глаголами – исключениями.

           Закреплять умение писать частицу НЕ с глаголами.

           Развивать память и связную речь учеников.

1. Словарно-орфографическая работа.

 -Составьте слова. Игра «Путаница».

НАДЕНЕТЬВИ      РОПАЛЬ      ДГОЯА      ВОТЬНЕЛИ      ТТРЕРПО

ненавидеть             пароль          ягода           неволить           портрет

-На какие группы можно поделить слова? (1 группа - имена существительные, 2 группа – глаголы).

-О какой группе слов это стихотворение? (о глаголах – 2 группа слов).

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

 –Что общего у слов 1 группы? (имена существительные)

- Что общего у слов 2 группы? (глаголы)

-Что вы можете сказать о правописании частицы НЕ? (Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Есть глаголы, которые не употребляются без НЕ, пример тому ненавидеть, неволить).

Запись словарных слов под диктовку.

2. Чистописание

- Запиши, продолжив закономерность.

/ н / е // не

Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Во время чистописания индивидуальная работа на доске.

1) Найди среди словарных слов слово со значением: «Секретное условное слово для своих патрульных, а также в конспиративных организациях».

И выполни морфологический разбор этого слова. (пароль)

2) Инфинитив неволить замени глаголом 2 лица единственного числа и выполни морфологический разбор полученного слова. (неволишь)

3) Найди среди словарных слов, слово, в котором есть гласная буква, обозначающая два звука и произведи фонетический разбор этого слова. (ягода)

3. Выборочное списывание.

- Выпишите глаголы в два столбика, вставив пропущенные буквы.

      Когда попада…шь в пустыню, тебя сразу поража…т это фантастическое дерево. Дерево выгляд…т необычно. На ветках нет листьев. Ветер кача…т ветки, снос…т их в бок и гон…т, а по песку ёрза…т узорчатая тень. Побеги саксаула зелены и сочны. Если подав…шь на побег, на тебя брызн…т солёная влага.

      С наступлением холодов побеги опада…т. Опавшие веточки внос…т в землю много соли.  

1-попадаешь                                                2-выглядит

поражает        сносит

качает        гонит (исключение)

ёрзает        подавишь

брызнет        вносят

опадают

- На какие две группы разделили глаголы? Что заметили? ( Глагол «гонит» имеет личное окончание –ит, а инфинитив на –ать.)

- Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдёт об этих глаголах.

4. Работа над новой темой.

1) Грамматическая сказка.

-Вспомните сказку о царе Глаголе и его сыновьях.

О спряжении глаголов.

     Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.

    Но эта весть не всех обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

      Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они не оканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

2) Наблюдение над глаголами-исключениями.

Упражнение 153, страница 99.

- Какие глаголы на –ить относятся к первому спряжению? (Терпеть, смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, обидеть, дышать, слышать, держать, гнать.)

- Почему эти глаголы называют глаголами-исключениями?

3) Работа над правилом.

Страница 99.

- Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

5.Закрепление.

1) Списывание.

Страница 98, упражнение 152.

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

2) Творческое задание.

- Образуйте однокоренные слова. Гнать, держать, слышать, дышать, видеть. У-, при-, от (ото)-, до-, с (со)-, по-, на-, о-, под-.

- Запишите полученные слова, разберите по составу.

6. Домашнее задание.

Упражнение151, страница 98, правило страница 99.

7.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие глаголы-исключения вы уже запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной прогр...

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Л.В.Занкова

Конспект урока по русскому языку во втором классе по системе Л.В.Занкова по учебнику А.В.Поляковой....