Урок русского языка "Глагол как часть речи"
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи". Учащиеся знакомятся с изменением глагола по числам и родам ( в прошедшем времени.) УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi._4_klass.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе    (УМК «Начальная школа 21 века»)

Учителя МОУ «СОШ № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Фроловой Марины Павловны

Тема. Глагол как часть речи.

Цели урока:  знакомить с глаголом как частью речи; наблюдать за изменением глаголов по родам и числам; ознакомить с определением вида глагола;  отрабатывать навыки грамотного письма, развивать любознательность, внимание, память; воспитывать любовь к природе.

 Оборудование: учебник, интерактивная доска,  карточки, солнышки, презентация.

                                        Ход урока.

  1. Оргмомент.

На уроке я сижу, не кричу и не стучу.

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

  1. Чистописание.

- Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?(С,с)

- Из каких элементов они состоят? Запишите их в свои тетради.

- Среди данных слов найдите однокоренные:

Светлый, свил, посвистел, свет, светил,

-Запишите их в тетрадь, докажите, что они однокоренные.

- Какой частью речи являются выписанные слова?

  1. Словарная работа.

- Решив кроссворд, состоящий из словарных слов, вы определите тему нашего урока.

( кроссворд)

-Я читаю лексическое значение слова, а вы догадайтесь, о каком слове идёт речь.

Слова записывайте в тетрадь.

1.Полосы земли предназначены для передвижения транспорта

                                                                                   (Дорога)

2.Учереждения, собирающие и хранящие произведения печати.

                                                                                   (Библиотека)

3.Дорога  в  саду, в  парке с  рядами  деревьев, посаженных   по  обеим  ее сторонам.

                                                                                    (Аллея)

4.Крупный,  населенный пункт, промышленный, культурный   центр.

                                                                                    (Город)

5.То же самое, что экономика.                                (Хозяйство)  

           

6.Группа лиц, объединенных общей работой, учебой. (Коллектив)                                                            

- Какое слово получилось по вертикали? ( Глагол)

На экране тема и цель нашего урока.

Учитель: В старославянском языке слово глаголь означало «слово», «речь».   «Глаголить»   означало  говорить.

Слово  глагол  постепенно  утратило  старое  значение,  теперь  это  название одной  из частей   речи.

Учитель:  Доведите мою мысль до конца. (слайд)

-Глагол  - это …

Обозначает ….

Отвечает на вопросы ….

Чаще всего глагол  выражен   главным членом  предложения- …

4. Работа над предложением.

- Ребята, как вы относитесь к спорту?

Какие секции посещаете?

Где у вас проходят занятия? (в ФОКе)

- А для чего он нам нужен?

Учитель:  Наш район объявлен территорией здорового образа жизни. И это не случайно. В любое время года для детей и взрослых проводится множество спортивных мероприятий, в которых вы тоже принимаете участие.

Спорт укрепляет здоровье детей и взрослых.

- Выполним  синтаксический разбор данного предложения.

Разберем это предложение  по членам предложения и по частям речи.

5.« Мозговая гимнастика»

1) качание головой.

2) «Ленивые восьмерки»

3)Моргания.

6. Изменение глагола по родам и числам.

- Как изменяются имена существительные? ( по родам, числам, падежам)

Как изменяются имена прилагательные? ( по родам, числам, падежам)

- Давайте посмотрим, могут ли глаголы изменяться по родам, числам и падежам.    Возьмем, например, глагол плавал.

Он   плавал- м. р.  Она плавала – ж.р.    Оно  плавало – ср.р.

- Сделайте вывод.

Это форма единственного числа. Попробуем этот глагол поставить во множественное число.  

Они плавали.  Сделайте вывод.

7.Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 1 на стр.74.

 С глаголами  построили   и бегали устно составьте предложения.

Каким членом предложения являются эти глаголы?

8.Знакомство с видом глагола.

1) Упр.2 стр.75

1 вариант-  что делать?     2 вариант – что сделать?

2) Чтение предложений на стр.75

3) чтение памятки « Как определить вид глагола» на стр.76

9. Физминутка.

  1. Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.
  2. Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.
  3. Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите,

Потянитесь, распрямитесь,

Поморгайте, улыбнитесь.

Быть хорошими старайтесь и за дело принимайтесь.

10. Закрепление изученного материала.

Упр.4 стр.77

10.Рефлексия.

1)- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

2)Оценка и самооценка выполненной работы. У вас на партах 2 солнышка: одно улыбается, а другое грустит. Покажите, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

- Все ли сделали самостоятельно?

- Кому необходима была помощь?

- В чем возникли затруднения?

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...