Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
план-конспект по русскому языку по теме

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_v_nachalnoy_shkole.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Система работы над текстом в начальной школе

    КАДР №1. В последнее  время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка в разных системах введено такое понятие как «текст». Работа над связной речью вообще и над понятием «текст», в частности, занимаются М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, Н.С. Валгина и др.    

     Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине прошлого века на пересечении ряда наук. По мнению О. И. Москальской «За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст», так и подхода к тексту». Если мы проанализируем современные требования и тестовые тетради, то обнаружим, что большая часть работ строится на основе текста.

     КАДР №2. Стандарты второго поколения в сборнике «Планируемые результаты начального общего образования говорят о том, что в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. А любая работа с информацией, прежде всего, предполагает работу с каким-то текстом.

    КАДР №3. Рассмотрим понятие самого слова «ТЕКСТ». Этимологические словари, например, М. Фасмера, говорят, что слово ТЕКСТ пришло в наш язык из немецкого и латинского textus и означает «ткань, сочетание слов, словесное единство».

    КАДР №4.  Перед вами план изучения текста:

1.Текст – нетекст.                                                   5. Типы текстов:

2. Виды текстов.                                                           – рассуждение;

3. Тема текста:                                                              - повествование;

- широкая и узкая;                                             - описание.

- микротема и макротема;                       6. Стили текстов.

 -абзац;                                                              - разговорный;                                            

 -заголовок;                                                       - художественный;

- ключевые (опорные слова).                           - научный;

  1. Основная мысль:                                              - публицистический;

- выражена в тексте;                                     - официально-деловой.

- не выражена словами автора.                7. Вторичные тексты.

     

 Сложность изучения в полном объёме  заключается в том, что тема глобальная, очень объёмная. Написана не одна диссертация по каждому разделу. Рассмотрим вкратце каждый пункт плана.

         ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТЕКСТ? Прочитайте на рабочих листах лексическое значение этого слова.

Большой толковой словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.-СПб.:»Норинт»,1998. – 1536 с.

Текст:

1. Предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. д., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.

2. Слова к музыкальному сочинению.

3. Типографский шрифт размером около 8 мм.

 Ожегов С. И. Словарь русского языка:70000 сл./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1990. – 921с.

Текст - всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть отрывков из них).  


     Вы видите, что у Кузнецова «текст» – слово многозначное. Какое значение будет интересовать нас,  учителей? Конечно, первое.


                   Текст стал рассматриваться  как единица знаковой системы языка в 60-70 г. и  выделились две единицы, два объекта исследования:

1) микротекст - это любой завершённый отрывок литературного произведения и

2) макротекст - законченное речевое произведение, как повесть, роман, газетная или журнальная статья, научная монография, документы различного рода и т.п. В качестве текстов рассматриваются также части целого речевого произведения - главы, параграфы, абзацы.

   КАДР №5.  Трудности изучения текста связаны с многообразием типов текстов. Учёные по-разному классифицируют тексты. Так, Валгина классифицирует тексты по форме представления на устные  и письменные, по характеру отражения действительности делят все тексты на художественные и нехудожественные. Баранов М.Т. выделяет три смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.  

     КАДР №6.  Ладыженская, первая предложила целостную систему в РИТОРИКЕ и систематизировала  так:

                                                 Я В МИРЕ ТЕКСТОВ:

Отзыв, аннотация, стихи, анекдот, диалог, монолог, рассказ, объявление, письмо.

    КАДР №7 Итак, ТЕКСТ – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

     Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  1. Текст — это высказывание на определённую тему;
  2. В тексте отражено развитие мысли. Предложения расположены в определённой последовательности.
  3. В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
  4. Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
  5. К тексту можно подобрать заголовок;
  6. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:  Исключите лишние слова в задании 1.  Найдите нетекст.

КАДР № 8  Основные, конструктивные признаки текста -  целостность и связность. За счёт чего происходит развитие основной мысли? За счёт того, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от «данного», сообщаем «новое».  НОВОЕ – основное сообщение,  ДАННОЕ – служит для связи предложений. В нём повторяется часть предыдущего высказывания. (В некоторых научных источниках будут даваться термины тема – рема)

      Цепная (последовательная, линейная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

         Наконец мы вышли на берег океана. Он был бесконечным и очень спокойным.  Но это спокойствие было обманчивым. К вечеру всё изменилось.

 

     Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

      При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются.  Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении, детализируют обобщенно сформулированную тему.

       

Леса оздоровляют землю. Они не только источники кислорода. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Они –место отдыха и санатории человека.  Их справедливо называют «легкими земли».

     Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

    Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

     Как правило, текст, особенно объёмный не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдаются комбинированные связи в зависимости от конкретных задач автора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА   Попробуем  придумать следующие предложения к первым.

1.Надя долго просила родителей /подарить ей на день рождения собаку. И вот наступил долгожданный день.

2.Собака была/ необыкновенная. Сама вся белая-белая, а на лбу чёрное пятно. Лапы

  КАДР №9  Смысловое ядро текста – это тема  Важными признаками текста признаются цельность (целостность) и связность. Целостность и связность – эти, по существу основные, конструктивные признаки текста. Они отражают содержательную и структурную сущность текста. Связность и цельность – непременные качества текста, которые проявляются в целесообразно построенном тексте. Целостность -  ключевые слова, тематическое единство (макротемы, микротемы), последовательность в изложении.  

      В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы. Абзацы выделяются красной строкой. Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

       Абзац служит для выделения основной микротемы,  для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

      Определенную информацию о содержании произведения несёт заголовок. Он должен быть максимально простым, отражать суть самого текста. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.

      Ключевые слова – (опорные) – важные слова в тексте, которые называют имена героев, их основные действия, место, время, где происходят события. Их называют сильными позициями текста В каждой микротеме (абзаце) могут быть свои ключевые слова, которые будут отвечать общей теме текста в целом.

   КАДР №9  Текст можно озаглавить по теме или основной мысли. Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор, его оценка изображаемого.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Найдите среди предложенных текстов те, в которых можно выделить микротемы. тексты озаглавленные по теме, по основной мысль, озаглавьте сами тексты без заголовков, определите основную мысль. Где её можно найти?

  КАДР №10  Понятие «тип текста» в настоящее время принято как рабочий термин в современных исследованиях по теории текста, в частности в лингвистике текста. Расхождения в толковании понятия «тип текст» ещё достаточно велики.

Наиболее устоявшиеся классификации:  Повествование, Описание, Рассуждение 

 Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. Рассуждение – тип речи, в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры.

 Композиция рассуждения обычно имеет следующие части: тезис, то есть та мысль, которая должна быть доказана в рассуждении; развитие тезиса, его доказательство, аргументы; вывод, то есть подтверждение тезиса.

Смысловые разновидности рассуждения: 1) обоснование признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4)оценочного состояния; 5) возможности, необходимости.

Рассуждения используются преимущественно в научной и публицистической речи.

Повествование – смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования – динамичность, активность, подвижность.

Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.

Основная функция повествования – информативная (сообщить, рассказать).

Описание – тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений  природы, предметов, лиц, окружающей обстановки.

     Особая группа  текстов - тексты, в которых описываются и сравниваются предметы, люди, животные – это сравнительные описания. Сравнительное описание строится двумя способами. 1 – одновременно производится описание и сравнение одного и того же признака у разных предметов (лиц, явлений). 2 – вначале описывается один предмет (лицо, явление), затем другой – в сравнении с первым.

      Текст, в котором сравниваются и описываются чьи-либо характеры – это сравнительная характеристика. В таких текстах даётся пояснение: чем похожи, чем не похожи, что общего у объектов описания.

    Поскольку чистые типы повествования, описания, рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»;

Итак, типы текстов:

повествование

это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности

Описание

это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков

рассуждение

это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли

КАДР №11 Рассмотрите схемы типов текста.

     Существуют разновидности типов речи. Например, рассказ — одна из разновидностей повествовательно го типа речи.

КАДР №12 Рассказ — это небольшое литературное произведение пове ствовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.

В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происше ствие), поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.

Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в разви тии события.

Развязка — результат развития события, его заключитель ный момент.

В рассказе могут быть вступление и заключение.

Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Найдите в рассказе М. Пришвина «Глоток молока» завязку, кульминацию, развязку.

                                                      Глоток молока

  Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня.

     - Лада, - сказал я, - надо поесть.

     Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

     - Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

     Она протянула нос к молоку и залакала.

     Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно несколько глотков молока спасли её жизнь.

КАДР №13. ОПИСАНИЕ.

    На уровне  лексики  основными  средствами выразительности являются тропы ( от греч. – поворот, оборот, образ) -  специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, ирония.

КАДР №14. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Найдите тексты, которые можно было бы показать в сравнении.

КАДР №15. ПО СТИЛЮ

     Научные, научно-популярные, художественные, публицистические, официально-деловые, религиозные, эпистолярные (письма).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определите стиль

- Используется для точной передачи научных знаний? (НАУЧНЫЙ)

- Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации? (ОФ.-ДЕЛОВОЙ)

- Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин?

- Используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами? (РАЗГОВОРНЫЙ)

- Основная цель – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к    
  чему-то призвать? (ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.)

КАДР №16.  Текст, который сочинил автор – ПЕРВИЧНЫЙ. Текст, который создан на основе уже существующего – ВТОРИЧНЫЙ.

     Вершиной обучения письменной связной речи по праву считается сформированность у детей умения составить текст, то есть готовность к выражению содержания, соответствующего данной теме и подчинённого основной мысли, при помощи предложений, расположенных в определённой последовательности. Л. С Выготский считает,  что: «Овладение письменной речью означает критический поворотный момент во всём культурном развитии ребёнка».  

КАДР №17. ИТОГ:

Работа с текстом – это общеучебные навыки, это навык чтения, это нравственность,

                               это компетентность, это познание мира, это кругозор и т. д.

                        Раздаточные листы для практической работы

                                                               -1-

                                                         ПЛАН:

1.Текст – нетекст.                                                   5. Типы текстов:

2. Виды текстов.                                                           – рассуждение;

3. Тема текста:                                                              - повествование;

- широкая и узкая;                                             - описание.

- микротема и макротема;                       6. Стили текстов.

 -абзац;                                                              - разговорный;                                            

 -заголовок;                                                       - художественный;

- ключевые (опорные слова).                           - научный;

  1. Основная мысль:                                              - публицистический;

- выражена в тексте;                                     - официально-деловой.

- не выражена словами автора.                7. Вторичные тексты.

_____________________________________________________________________________

 Большой толковой словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.-СПб.:»Норинт»,1998. – 1536 с.

Текст:

1. Предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. д., напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.

2. Слова к музыкальному сочинению.

3. Типографский шрифт размером около 8 мм.

 Ожегов С. И. Словарь русского языка:70000 сл./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1990. – 921с.

Текст - всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть отрывков из них).  



                                           Исключите лишние слова:

Стихотворение, пословица, загадка, рассказ, поговорка, предложение, рифма, кроссворд, повесть, аннотация, роман, статья, доклад, беседа, письмо, пьеса, расписка, выступление.


1.Надя долго просила родителей /подарить ей на день рождения собаку. И вот наступил долгожданный день.

2.Собака была/ необыкновенная. Сама вся белая-белая, а на лбу чёрное пятно. Лапы

                                                         -2-

  1.   На день рождения Коле подарили симпатичного щенка. Щенок утомился и охрип от своего лая. У всех бульдогов нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние. Моя мама собак любит больше, чем кошек.

2.  Эта собака была просто дворнягой. Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть. Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.

       Собака осталась одна около пустого дома и продолжала его охранять. Первое время голодная, исхудавшая собака ждала хозяев. Потом пошла искать их. Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна…

      В воскресенье мы приехали на дачу. У крыльца, вся сжавшись, грязная  и такая худая, что можно было пересчитать все рёбра, лежала собака и испуганно глядела на меня.

    - Ой, собака! – невольно воскликнула я.

      Вернувшись домой, мы долго решали: как же быть? Решили оставить пса жить у нас. Назвали его – Мухтар. Теперь нам приходилось приезжать на дачу через день, чтобы кормить его. Приезжали мы всегда в одни и те же часы. Мухтар хорошо знал время нашего приезда. Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал.

     А как он радовался нашему приезду! Лаял, бросался навстречу, прыгал, старался лизнуть в лицо и, всё время, оглядываясь, «показывал» дорогу к калитке.

     Зато сколько грусти было в его взгляде и во всей фигуре, когда мы уезжали. Он даже не шёл нас провожать; понурый, с опущенным хвостом, оставался около калитки и долго смотрел нам вслед.

                                                                                                      По  В. Чаплиной

3.  Есть у меня пёс. Имя у него Бобка, а зовут Вихляйка, потому что он всё вихляется. Вертит хвостом, а сам вихляется, как червяк на ниточке. Мордочка у него будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

                                                                                                                             Е. И. Чарушин

4.     Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

5.    Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными, тёмно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней.

                                                                                                         Г. Троепольский

6.  Бим долго и внимательно смотрел на книги, склонял голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил-таки: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван; там отжевал сначала один угол переплёта, потом второй, а забывшись, выволок книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да ещё и с припрыгом.

                                                                 

                                                                                                                              Г. Троепольский

                                                     -3-

                                      Размеры бассет-хаунда

 7.   По высоте бассет равен половине собаки, а по длине двум собакам. Его низкорослость составляет контраст с туловищем – длинным, приземистым, цилиндрическим.

     Глаза, морда, взгляд, флегматичность, вислые щёки и двойной подбородок придают ему почти клоунский вид. Басст-хаунд – единственная собака, способная рассмешить кого угодно, даже когда спокойно спит в кресле. Несмотря на короткие лапы, это один из лучших охотников, нюх у него просто великолепный.

                                                                                                                             А. Бертино, Ф. Валла

     

 8.  Бассеты появились в конце 16и века во Франции. Это – живые, общительные и добродушные собаки. Корпус у них широкий, длинный, бочковатый. Ноги короткие, крепкие, с собранной в складки кожей. Лапы широкие, массивные, с толстыми подушечками и хорошо развитыми суставами пальцев. Голова куполообразная, с выступающим затылочным бугром, слегка сужается к морде. Уши длинные, бархатистые, посажены ниже уровня глаз. Глаза тёмно- или светло-карие. Шерсть гладкая, короткая, плотно прилегающая к коже. Хвост длинный, заострённый к концу. Бассеты – одни из лучших охотничьих собак.

                                                                                                                                          Д. Тейлор

                                                                     

9.   Собаки бывают разные. Добрые, злые, умные, глупые. Но такого прохвоста в собачьем семействе, как эта находка, я ещё никогда не видел!

     Первые дни пребывания в моём доме Душек спал. Потом, когда он выспался, он начал есть. Что этот пёс мог слопать единым духом – невозможно вообразить. Шляпа, туфли, два толстенных тома энциклопедии – это была всего лишь закуска, за которой следовали коврик и две щётки! Всё, что как-нибудь поддавалось зубам, пропадало бесследно.

     Этот пёс-бродяга, пёс без характера, пёс, для которого единственной целью в жизни была еда, страдал одной человеческой слабостью – любил музыку. Любил до безумия, до самозабвения. Когда кто-нибудь играл на рояле или пел, Душек появлялся как из-под земли. Он садился и слушал. И старался заучить мелодию. Потом начинал петь сам. Сначала тихо, робко, потом всё громче, всё жалобнее. Наконец закидывал голову назад и плакал так пронзительно, так грустно, словно все свои собачьи печали вкладывал в этот тоскливый напев.

                                                                                                                По Яну Грабовскому

    10.  Собаку называют другом человека, потому что в любую минуту она готова прийти к нему на помощь.  Во-первых, собака спасает людям жизнь на воде и при пожарах, раскапывает их в горах из-под снега и во время землетрясений, служит поводырём. Во-вторых, собака помогают в работе. Она может быть пастухом, пограничником, космонавтом, ищейкой, охотником, сторожем. И, наконец, собака украшает и радует жизнь людей, спасает их от одиночества. Вот почему своему лучшему другу люди ставят памятники, посвящают стихи и песни, пишут про него книги.

 

                                                                -4-

11.           Щенок

Сидит щенок. Рычит щенок                        Подкрались слишком близко

И на прохожих лает.                                       Сидит щенок. Рычит щенок.

Взъерошил мех. Сейчас он всех                  И на прохожих злится.

Вокруг перепугает.                                          А почему?

Соседский пёс наморщил нос.                      Всё потому,

Прошла, не глядя, киска.                                Что сам всего боится!

И воробей, и муравей                                                         Т. Бокова

12.    Слова «собака» встречается в памятниках древнерусской письменности 12 века, но, возможно, употреблялось в устной речи и раньше. Языковеды считают, что «собака» - древнее общевосточнославянское заимствование из иранских языков Северного Причерноморья. Ссылаются при этом на Геродота, записавшего мидийское spaka («собака), близкое древнеиндийскому svaka («волк»). Но более близким по звучанию является древнеиранское sabaka.  

                                                                             Этимологический словарь современного русского языка под ред. Л. И. Фатеевой

13.     Собака. Если бы вы, попав ко двору Владимира Киевского, выбранили бы какого-нибудь грубияна гридничего «собакой», он не понял бы вас: русский язык того времени знал только слова «пес» и «пёс». «Собака» пришло позднее, из иранских языков. У других члавян если оно и встречается, то только в неодобрительном переносном значении – распущенный, злой человек.

                                                                                           Лев Успенский

 14.      Утешение

Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг.

А пёс ко мне доверчиво

Прижался – верный друг.

Вздохнул – и замер под рукой.

И не такой уж я плохой!

                           В. Азбукин

15.                             Прогулочная песенка

Правой лапой!                                     Левой лапой!

Левой лапой!                                       Белой лапой!

Задней лапой -                                     Смелой лапой –

Раз                                                         Три

И два!                                                    И пять!

Это скачут                                            Лапы скачут –

По ступенькам                                     Это значит

Уши,                                                      МЫ идём

Хвост                                                     Гулять!

И голова!                                               Гулять!!!

                         Е.Липатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...

Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс

Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...