Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием;

2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям);

2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая

его тему;

3) составлять вступление текста,  корректировать текст;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

Воспитательные:

1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.03.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-6

Урок: 3

Время:09:50-10:30          Кабинет: 306

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 31

Учитель: Полякова Наталья Михайловна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием;

2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям);

2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая

его тему;

3) составлять вступление текста,  корректировать текст;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

Воспитательные:

1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Рада вас видеть.

- Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого повернитесь к своему соседу, и поочередно соединяйте ладошки, проговаривая:

-Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся.

- Вы самые умные и красивые ребята?

- Завтра будет +27С.

- Теперь можем идти дальше.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Большой палец - желаю

Указательный - успеха

Средний - большого

Безымянный - во всем

Мизинец - везде

Палец вверх

Палец вниз

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Актуализирует знания по пройденным темам.

- Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?

- Что вы узнали?

- Отлично, тогда давайте вы сейчас вспомните как писать красиво, для этого сядете правильно и назовёте мне эти правила письма.

- Молодцы, сейчас и узнаем, как вы хорошо помните, о структуре текста.

Организует минутку чистописания.

- Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «14 марта». А снизу пишем «Классная работа».

- Начнем минутку чистописания. Для этого посмотрите на экран, вам нужно прописать строчку «Ди» и «РА» и слово «завтра»

- Отлично. Тогда давайте работать дальше

Организует подводящий диалог к теме урока.

- Сейчас вам нужно будет заполнить карточку. Работая в группах, назовите мне правила работы группе.                                                              

- Сейчас возьмите в руку карандаш, мы с вами вместе проверим ваши ответы, я буду спрашивать по вытянутой руке.

- Молодцы, те, кто отвечал поставьте себе «+»

- Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

-  А с чем он сможет нам помочь, в тексте, с которым вы работали на карточке.

Отвечают на вопросы учителя.

- Орфографические правила.

- Как писать грамотно и красиво.

- Спинка ровно, ноги под прямым углом, расстояние между туловищем и партой - кулачок, тетрадь под наклоном.

Открывают и работают с рабочими тетрадями.

Правила работы в группе.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

- 1. Несколько предложений, связанных по смыслу.

2. 1- Вступление; 2- Основная часть; 3- Заключение.

3. Вступление не подходит к самому тексту.

Отвечают по поднятой руке.

Оценивают себя.

- Боб строитель.

- Построить другое вступление в тексте.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Значит, нам не подошло начало текста, и Боб будет нашим помощником. Давайте сформулируем тему урока.

- Для этого мы воспользуемся ключом.

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

1.Узнать…

2.Научиться…

- Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Узнаем, как … начало … .

2. Выполним … с  … умениями .

3. Сделаем … по … .

(теме, строить, новыми, текста, выводы, упражнения, урока.)

- Здорово у вас получилось, посмотрите к нам обращается Боб. Прочитайте.

- Приступаем к работе.

Формулируют тему и цели урока.

- «Начало текста».

1.Узнать о том, как строится текст

2.Научиться строить начало текста.

- 1. Узнаем, как строить начало текста.

2. Выполним упражнения с новыми умениями.

3. Сделаем выводы по теме урока.

- Ребята, давайте же скорее узнаем о строительстве вступления

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

«Открытие» нового знания

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Открытие детьми нового знания.

- Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

- Прочитаем начало сказки «Как мужик гусей делил».

- Что мы узнали из начала сказки?

- Обобщаешь ответы детей: из начала сказки мы узнали, что у бедного мужика не стало хлеба и бедный мужик решил. просить денег и хлеба у барина.

- Прочитаем конец сказки «Как мужик гусей делил». Что мы узнали из концовки сказки?

 Обобщаю ответы детей: В конце узнаём, чем эта история закончилась, удалось ли   ему исполнить задуманное?

- А что произошло между началом и концом? Чего не хватает в этой истории?

 Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Что нам не хватает, для ответа на этот вопрос?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»

Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»

И взял всего гуся.

- В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел. А в основной части текста излагаются основные события, история, выражается главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

- Давайте порассуждаем, какая функция у вступления?

- Верно, чтобы мы могли строить вступление нужно это знать. Создадим алгоритм, для этого.

1. Прочитай название текста.

2. Прочитай основную часть и заключение.

3. Определи основную мысль текста.

4. Придумай или подбери подходящее начало текста.

- А почему нам важно знать заголовок текста?

- Что отражает заголовок?

НАЧАЛО

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

О каком-то происшествии, обстоятельстве, с которого всё началось, о том, что что-то случилось (все ответы детей).

….

КОНЦОВКА

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Из концовки узнаём, чем всё закончилось, что произошло в конце (слушаем все ответы детей).

- Пропущена в тексте основная часть. Опять слушаем все предположения детей.

Слушают и вникают в проблему ситуацию.

Ответы детей.

- Подготовить к чтению основной части, рассказать, о чем будет текст/рассказ.

- Без заголовка, не зная, что происходит, какие события, без понимания основной мысли текста.

- Основную мысль, тему текста.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация,

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили?

- Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка.  

- На лошадях.

Выполняют движения соответственно командам.

Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится.

Первичное закрепление

(7 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

- Вспомним текст из карточки, что нам нужно было там исправить?

- Вот сейчас, когда вы уже знаете, как правильно строить начало текста, придумайте его, можете посовещаться в парах. И скажите мне, какой вариант вы придумали.

- У кого другие варианты и они хотят озвучить? Отлично.

Говорит герой:

- Сейчас поупражняемся в применении нового алгоритма. Обратимся к учебнику на стр. 51 упр.2. Прочитайте задание.

- Давайте вместе начнем, итак

- Молодцы, а почему именно 3?

- Верно, вы молодцы, я думаю вы сейчас сможете попробовать проработать алгоритм самостоятельно.

- Какой вывод можем сделать?

- Вступление

- В нашем городе наконец-то открыли зоопарк, и мы решили туда сходить.

Варианты детей.

Читают про себя.

1. Тропинка к лесу.

2. Читают самостоятельно.

3. Красота лесных тропинок.

4. Подходит 3 вариант.

- В нем уже начинается рассказ, и с основной частью он словно сливается воедино.

- Что вступление должно подготавливать к основной мысли рассказа, и подходит к заголовку.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Отлично, ребята. Посмотрите на карточки, которые вам предлагает Боб. Приступайте к их выполнению.

- Обменяйтесь карточками. И проверьте работу, соотвественно эталону Боба. Если все верно поставьте «+» на полях. Верните работу соседу.

-Покажие палец вверх, если у вас стоит «+».

Работают в карточках.

Ответы:

  1. Б; А; В.
  2. А.

Оценивают работу. Сигнализируют об оценках.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и прошлого урока.

- Обратите внимание на стр.52 упр.2. Прочитайте его.

- Боб считает, что Сережа неправильно начал текст. И он предлагает нам придумать другое вступление, мы сможем с этим справиться?

Мы ловили насекомых на светлой полянке. Мне улыбнулась удача, и я поймал его.

- Вот такая основная часть этого текст. Ответьте на вопросы:

- Подходит ли заголовок Сережи?

- Какое вступление предлагаете вы?

- Если предложение Сережи не подходит для начала, то куда мы можем его поставить?

- Отлично поработали, а теперь запишите полный текст в тетради.

- Какой вывод можем сделать?

Работают с учебником.

- Да.

Работают с алгоритмом

- Да.

- Мы с друзьями решили погулять в лесу./ Мы вышли на полянку.

- Его можно поставить как заключительную часть.

«+» поставит себе тот, чье начало выбрали для написания.

- Что правильное вступление, помогает лучше понять текст и делает его единым целым.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Учебник, презентация, рабочая тетрадь.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вы сегодня отлично работали, назовите мне, у кого больше «+»


- Вспомните тему  и цели урока, мы добились их?

- О какой важной части текста мы сегодня говорили?

- Что нужно помнить, при выборе или составлении вступления?

- Как вы думаете, для чего мы всему этому сегодня учились?

- А все ли пункты плана мы выполнили?

Проводит работу по самооценке.

- Заполните опору

Раньше я думал…  Теперь я знаю…

Я не знал… Сегодня я узнал…

Я научился…

- Посмотрите на картинки на слайде, какая вам больше нравится? И почему?

- Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Награждаются активные.

«Начало текста».

1.Узнать о том как строится текст

2.Научиться строить начало текста.

- 1. Узнаем как строить начало текста.

2. Выполним упражнения с новыми умениями.

3. Сделаем выводы по теме урока.

- Да.

- Вступление.

- Что заголовок, вступление, основная часть и заключение были связаны между собой по смыслу.

- Чтобы применять в жизни, чтобы наша речь была полной и красивой, чтобы начинать разговор осознанно и понятно.

- Да.

- Яркая и красочная, потому у нас остались хорошие впечатления после урока.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, грамоты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...

Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...

Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...

Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс

Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПланируемые ...