Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании»

 

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: закрепление понятий об отличительных признаках текста-описания; формирование умения использовать имена прилагательные при составлении текста - описания.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с ролью имен прилагательных в тексте-описании;
  2. создать условия для развития умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте-описании.
  3. формировать умение составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные;

Развивающие:

  1. развивать умение употреблять имя прилагательное в речи;
  2. развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
  3. развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  3. воспитывать аккуратность и бережное отношение к учебнику и книгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 18.04.2022

Школа: МАОУ СОШ №84

Класс: 2

                                             Студент: Балкина И. В.

                        Группа: 42

Учитель: Альентьева A. Г.

Тема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: закрепление понятий об отличительных признаках текста-описания; формирование умения использовать имена прилагательные при составлении текста - описания.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с ролью имен прилагательных в тексте-описании;
  2. создать условия для развития умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте-описании.
  3. формировать умение составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные;

Развивающие:

  1. развивать умение употреблять имя прилагательное в речи;
  2. развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
  3. развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению русского языка;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
  3. воспитывать аккуратность и бережное отношение к учебнику и книгам.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учеб. деят-ть на личностно-значимом уровне

Формы: фронтальная

Приветствует учеников

-Здравствуйте, ребята.

-Присаживайтесь.

- Сегодняшний урок я бы хотела начать с фразы

М. Горького:

“Не умея владеть топором, и дерева не срубишь,

а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.”

- Как вы понимает эту фразу?

- Скажите, а слова какой части речи нам помогают

красиво выражать мысли?

- Желаю нам, чтобы на сегодняшнем уроке мы научились украшать нашу речь, делать её яркой и понятной!

Приветствуют учителя

Садятся

-Красиво говорить это не

просто, поэтому нужно

долго и упорно трудиться, чтобы речь была ярко окрашенной.

-Имена прилагательные

Л:Самоопределение;

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Пред: Знать правила русского языка при оформлении записи в тетради; уметь видеть орфограммы

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа  

     Практический метод: упражнение

Проблемный метод: подводящий диалог

Словарная работа

-Скажите, а красиво, орфографически правильно

писать нам нужно?

-Давайте поработаем над красивой орфографией.

-Ребята, откройте тетради.

-Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы из неё

выписывайте словарные слова.

Многолюден, шумен, молод,

под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

вдоль по улице бегут.

-Какие слова вы выписали?

-Кто скажет отгадку?

-А теперь будет не загадка, а отрывок из

стихотворения.

-Из него продолжайте выписывать словарные слова.

1)Если вас нашли в капусте

Нет причин у вас для грусти.

2)Не забудь, что тут дорога,

Где всегда машин так много

3) Что такое огород?

Витаминов хоровод!

-На какие две группы, можно разделить эти слова по изученным вами орфограммам?

-Какие слова отнесем в первую группу?

-Какие слова отнесем во вторую группу?

-Поставьте ударения в этих словах.

-Какой части речи все выписанные слова?

-А теперь вспомним часть речи, которая дружит с

существительным.

Организация выполнения теста

-Ребята, посмотрите на тест, который у вас на

листочках.

-О какой части речи тест?

-Какая связь существует между существительным и прилагательным?

-Верно, ребята, имя существительное с именем

прилагательным дружат, согласуются в роде и числе.

-Давайте вспомним все, что вы знаете о нем.

Работа с текстом

-Мы повторили всё, что знаем об имени

прилагательном, а теперь, давайте посмотрим, как же они делают красивой нашу речь и тексты.

Вчера я был в парке и видел белок. Какие они

маленькие и красивые! Шубка у них рыжая, яркая, глаза черные, лапки ловкие. А когда белки

видят кого-то, то распушают свои пушистые хвосты.

- Перед вами текст. Прочитайте его внимательно и

определите вид текста.

-Какая часть речи играет ведущую роль в тексте -

описании?

-Найдите в этом тексте имена прилагательные.

-Скажите, а если бы мы оставили только

словосочетания с прилагательными было бы

понятно, как выглядят белки?

-Видите, как имена прилагательные уточняют

описание.

-Да, нужно

-Город, народ.

-Метро

-Капуста

-Дорога

-Огород

-С безударной

гласной «о» и с безударной

гласной «а»

-Город, огород, дорога

-Народ, капуста

-Гор́ од, наро́д, капу́ста, дороѓа, огоро́д.

-Имена существительные

-О прилагательном

-Они дружат, согласуются

Рассказывают

-Текст-описание

-Имя прилагательное

Находят

-Нет

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: Подведение под понятие;

Пред: Уметь находить словарные слова, делить их по орфограммам на группы

Презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: диалог    

-Как вы думаете какова будет тема нашего урока,

если мы рассматривали как важны имена

прилагательные в тексте- описании?

- Сформулируйте цель урока

-Что мы будем делать, чтобы достичь цели?

-Роль имён прилагательных в тексте - описании

-Научиться составлять

текст - описание, используя имена прилагательные

-Работать с текстом, составлять текст-описание, выполнять упражнения.

П: Осознанное построение реч. высказывания; самостоят. формулир-е познават. цели.

Р: Целеполагание;

Пред: Уметь структурировать информацию и выводить итог.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная, парная

Практический метод: упражнение

Работа с текстом – описанием о подорожнике

-А сейчас проверим, как вы отгадаете загадку,

узнаете ли о чём речь?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки

Маленькие лопушки.

-Почему это растение получило такое название?

-Определите, какой это текст: текст-описание или

текст-повествование. Объясните свой ответ.

-Найдите имена прилагательные.

-От какого слова будем задавать вопрос к

прилагательному тонкий?

-От какого слова будем задавать вопрос к

прилагательному маленькие?

-Выпишите эти два словосочетания, поставьте

крестик над главным словом и вопрос к

прилагательному.

- Прилагательные подчеркните волнистой линией.

Вставка пропущенных имён прилагательных

-Ребята, я вам подготовила текст, посмотрите.

-Ах, ну вот, видимо когда я спешила к вам на урок, текст что-то потерял. Как вам кажется, чего не хватает?

-Что нам нужно будет сделать?

-Давайте вставим имена прилагательные.

Хороша …  весна в лесу! Ярко светит  … солнце. … облака украшают небо. Смолой запахли … почки. С пригорка зажурчал … ручеёк. … и … лес весной!

Слова для справок: радостный,душистые, легкие, ласковое, говорливый, сказочный, ранняя

-Давайте прочитаем, какой текст у нас получился.

-Как вы думаете, стало лучше, чем было?

-Почему?

-Можно ли назвать этот текст описанием?

-Значит прилагательные очень важны в тексте –

описании? Верно?

-Какие бы вы вставили прилагательные, если бы не было слов для справок?

-Назовите главную мысль текста-описания.

Работа со словосочетаниями.

-C какой частью речи связаны вставленные имена

прилагательные?

-Спишите текст. Поставьте крестик над главным словом и проведите карандашом стрелочку к зависимому слову.

-Напишите сверху вопрос.

-От какого слова будем задавать вопрос?

-Ставим крестик над существительным, это главное слово и проводим стрелочку с вопросом к зависимому

-Как подчеркнем прилагательные?

-Проверьте с образцом на слайде.

-Какой текст можно назвать текстом – описанием?

-Подорожник

-Оно растет вдоль дороги.

-Текст – описание, можно

поставить вопрос «какой?»

-Тонкий, маленькие

-От слова стебель.

-От слова лопушки.

-Имён прилагательных

-Вставить их

Читают

-Да

-Текст стал более красочным, понятным.

-Да

-Важны

Отвечают

-В том, что имена

прилагательные украшают текст, уточняют, делают

описание более ярким

и полным

-С существительными

-От существительного

-Волнистой линией

Проверяют

Отвечают

П: Обобщение и структурирование знаний в речи

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Пред: Уметь структурировать полученные знания; знать материал урока; уметь применять знания при выполнении упражнений

Учебник:

стр. 99 упр. 3

Рефлексия деят-ти

(2-3 мин)

Самооценка рез-тов деят-и, осознание метода постр-я, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Подведение итогов

-Какую же цель мы с вами ставили на урок?

-Кто из вас считает, что мы достигли цели?

-Что мы делали, чтобы достичь цели?

-Что нового узнали?

-Если вам понравился урок, поднимите зеленый карандаш, если не очень понравился-желтый, а если совсем не понравился-красный

-Спасибо за работу на уроке!

Отвечают

Поднимают руки

Отвечают

Отвечают

Оценивают

П: Док-во качества выполнения задания;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Пред: Уметь подводить итоги и оценивать свою деятельность

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

Технологическая карта урока русского языка "Роль имени прилагательного в тексте", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Роль имени прилагательного в тексте».Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роли имени прилагательного в тексте.Задачи урока Ди...

Технологическая карта урока русского языка «Род имён прилагательных» (УМК "Школа России", 3 кл., 1ч.)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: ознакомление детей с родом имен прилагательных.Обучающие:Познавательные:анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признак...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...