«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»

Урок русского языка в 3 классе

Цели:

  • познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
  • учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
  • создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» под редакцией Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, часть I, рабочие тетради, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rkmchp_rus_yaz.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Сущенко Татьяна Андреевна

Учитель начальных классов

ГКООУ «СШИ№21» с.Подлужное

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»

Урок русского языка в 3 классе

Цели:

  1. познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
  2. учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
  3. создавать условия для развития критического мышления на уроках русского языка.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс» под редакцией Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой, часть I, рабочие тетради, презентация

Ход урока:

Ι. Орг. момент

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

ΙΙ. Фаза «Вызов» (Актуализация знаний)

- К сегодняшнему уроку я просматривала задания и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

СИНИЙ КОЛОКОЛ КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.  (слайд 1)

- Какую ошибку вы заметили в тексте данного предложения? (Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.)

-Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий)

-Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение. (Колокол – колокольчик, синий – синенький)

- Какое предложение теперь получилось?

СИНЕНЬКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК КАЧАЕТСЯ В ПОЛЕ.

- Запишите в тетради.

-Какая часть слова участвовала в образовании новых слов?

- Выделите суффиксы.

- Давайте вспомним, что мы знаем о суффиксе..

Дети работают в микрогруппах. Результаты на карточках выставляются на доске. (слайд 2)

- Не даром мы вспоминали о суффиксе, т.к. дорога через поле привела нас к воротам Города Суффиксов                           (слайд 3)

- На воротах висит замок, который можно открыть, лишь уменьшив его размеры

- Каким образом это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением от слова ЗАМОК с помощью суффикса).

- Чем можно открыть такой маленький замочек? (Ключиком)

-Какая часть слова содержит орфограмму? Разберите по составу.

- А какие буквы мы будем писать в этих словах –Е, или –И, суффикс –ЕК, или –ИК.

- Исходя из этого, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов –ЕК, -ИК) (слайд 4)

-Назовите цели сегодняшнего урока? (Познакомиться с написанием суффиксов –ЕК, -ИК) (Слайд 5)

ΙΙΙ. Фаза «Осмысление» (Объяснение нового материала)

-Возвращаемся к нашим словам.  ( Ключик, замочек )

-Кто может предположить, какие гласные нужно вставить в суффиксы? Почему?

(Версии учащихся)

- Проверим, чьи предположения были наиболее близки к истине.

- Измените форму слова и понаблюдайте, что происходит с гласными в суффиксах? (Остаются без изменения, «убегают») ключик – ключика, замочек - замочка

- Кто с помощью моей подсказки сформулирует правило?

( Суффикс –ИК при изменении формы слова сохраняет гласную, в суффиксе –ЕК при изменении формы слова гласная «убегает»)

- Откройте учебники на стр.133  и прочитайте правило.

- Верно ли мы сформулировали своё правило?

             Физкультминутка:

 На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Первичное закрепление

- А теперь применим это правило на практике. Самостоятельная работа. Слова записываются под диктовку: Мальчик, стульчик, цветочек, кружочек, Мячик, одуванчик, дружочек, листочек.

(Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Теперь закрепим это правило, выполнив самостоятельно упражнение в учебнике

Стр.133 упр. 109 (Групповая проверка после выполнения работы)

ΙV. Фаза «Рефлексия» (слайд 6)

А теперь давайте вспомним всё, что мы можем сказать о суффиксе:

Находится:

Служит:

Является:

При изменении слова в суффиксе ек гласная…(убегает)

При изменении в суффиксе ик гласная….(остаётся)

3. Домашнее задание (слайд 7)

Стр. 133 правило, упр.110

4. Подведение итогов

-Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

-Как проверить написание суффиксов -ек-, -ик-?

С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

-Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: (слайд 8)

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу  поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

- Благодарю всех вас за работу на уроке. (слайд 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...

"Правописание суффиксов -ек-, -ик-" Урок русского языка. 3 класс

Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ек-, -ик-" для 3 класса....

Презентация урока русского языка 3 класс: "Правописание суффиксов - ик-, -ек-."

Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у  обучающихся представления о  правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво...

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Правописание суффиксов -ек и -ик. Русский язык 3 класс

Данная презентация включает в себя задания, направленные на отработку правильного написания слов с суффиксами -ек и -ик....