Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Владимирова Татьяна Леонидовна

 Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня проблемности),дети решают ее и делают открытие нового правила. проверяют гипотезу, закрепляют и в конце занятия диагностическую работу выполняют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru

_________________________________________________________________

 «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

  Разработка урока русского языка проведенного во 2 классе.

   Учитель: Владимирова Татьяна Леонидовна.

Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

    1.Образовательная.

  1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме; совершенствование умения обозначать мягкость согласных на письме.

2.Развивающая.

  1. Развивать мышление и умение частично- поисковой познавательной деятельности.

3.Воспитательная.

  1. Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, культуру умственного труда.

                                     Ход урока.

Этапы урока

Цель данного этапа

Учебный материал с указанием заданий

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент.

Проверить готовность к уроку.

Игра «Молчанка».

Учитель, показывает предметы необходимые к уроку.

Дети проверяют готовность к уроку.

2.Мотивация

Возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.

«Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать.

Надо много уметь».

-Какой у нас начинается урок?

- Что мы   делаем на уроке русского языка?

- Хотите стать грамотными?

Дети дают ответы.

Слайд №2.

3.Актуализа-ция.

Этап целеполага-ния.

  1. Актуализировать имеющиеся знания для успешного восприятия и усвоения новых знаний.
  2. Создать проблемную ситуацию и создать учебную проблему.
  3. Учить мыслить.

анализировать.

  1. Повторить гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласного.
  2. Повторить словарные слова.
  3. Сформулировать тему и поставить цели.

1.Повторение знаний об обозначении мягкости и твердости, согласных на письме гласными буквами.

  1. На доске написаны буквы:

Е  Е  Ю  И  Ь

- Какое общее свойство у этих букв? (Обозначать мягкость согласного звука)

-Все ли гласные  буквы обозначающие мягкость согласного перечислены? (Нет  буквы Я).

-Найдите среди букв лишнюю букву,  и докажите почему она лишняя? (Буква ь - звука не обозначает)

-А пишем мы ее в словах? А где она пишется?

-Чем мы будем заниматься на уроке? 1.Сформулируйте тему урока.

( Мы обобщим наши знания и выведем новое орфографическое правило о значении ь.)

-Чему мы должны научиться?

2.Минутка чистописания.

-Определить порядок написания букв в данной цепочке и написать в данной закономерности.

Аь  оьь  уь   …

-Проверка минутки чистописания. Самооценка.

3.Словарно-орфографическая работа.

-Какую букву вставите в слова? (Слова на карточках)

М   ШИНА     УЧ  НИК

Р  БЯТА

-Запишите слова, разделив их на слоги.

- Чем похожи все эти слова?

-Назовите буквы, обозначающие мягкий согласный звук?

-Какая буква лишняя и почему?

Почему остальные звуки стали мягкими?

-Где стоят мягкие согласные в этих словах в середине или на конце?

4.Создание проблемной ситуации.

-Как вы думаете. А на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

Дети анализируют, дают ответы, пишут.

Слайд №3.

Формулируют тему и ставят перед собой цели.

Оценивают свою деятельность на полях.

Слайд №4.

Работают с сигнальными карточками.

Д.записывают.

Слайд №5.

3.Усвоение нового способа действия.

1.Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

1.Постановка проблемы в виде проблемного задания и ее решение(2 уровня проблемности).

  1. -Придумайте слова с мягким согласным на конце слов и запишите их. Выведите правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.
  2. Спишите слова и выведите по этим словам правило. Докончите запись правила на листочке.

Слова: лень, день, конь,

пять, дать.

2.Проверка выдвинутой гипотезы (правила) по учебнику стр. 68.

Дети: Записывают на листочках слова и правило.

Д: Читают правило. Самооценка на листочке.

4.Формиро-вание умений и навыков.

1.Организовать проверку на практике выдвинутого правила.

2. Учить применять полученные знания на практике.

1.-Проверьте,  правильно ли выполнено задание, выписать  односложные слова с мягким знаком на конце:

Семь, олень, дверь, гусь, сталь, цепь.

-Почему слово олень лишнее? Сделайте фонетический разбор слова.

-Что общего у всех слов?

-Как на письме обозначают мягкость согласного звука?

2.Выполнение упр.146.

3.Выполнение упр.148 по вариантам:1в.-1.2 предложение.

2в.-3.4 предложение.

-Проверка. Найти в тексте слова, где звуков меньше чем букв.

4.Посмотрите на доску и сформулируйте задание.(На доске написаны слова: портфел?, куст?, ворот?,вратар ?,корабл?, звер?, пенал?, лист?..(Слайд №5)

-Выполните  эти задания.

Дети проверяют и доказывают, выполняют фонетический разбор.

Слайд №6.

Работа в тетради.

Самооценка.

Дети: 1.Формулируют задание: можно вставить в словах, где нужно ь, разделить слова на две группы с мягким знаком на конце и без него.

2.Выполняют.

3.Взаимо -проверка.

Слайд №7.

5..Диагности-ка.

1Выявить уровень усвоения новых знаний.

1.Графический диктант.

Диктую слова: гусь, стол, цель, суп, роль, сом.

-Найдите закономерность в придумывании слов и устно в данной закономерности придумайте слова.

-Самопроверка графического диктанта. Самооценка на полях.

-Придумайте и запишите слова на новое правило.

-Взаимопроверка и взаимооценка.

Дети пишут: ь –ь - ь-.

Д: придумывают слова по цепочке (следующее слово должно быть с мягким знаком на конце).

Слайд №8.

Дети записывают.

Работа в паре.

6.Домашнее задание.

1.Закрепить полученные знания.

1 уровень-стр.68 упр.149

2 уровень - подобрать и записать 10 слов на изученное правило.

3 уровень - составить текст, используя слова день, пень, лень, портфель и записать его.

Всем: правило стр. 68.

Дети записывают задание.

7.Рефлексия. Эмоциональ-

ная.

1.Узнать о качестве проведенного урока.

Если понравился урок пусть мигнет зеленый глазок светофора, если нет, то красный.

Работа со светофором.

8.Вывод.

1.Подвести итог урока.

-Кто достиг поставленных целей?

-Поможет ли новое правило стать более грамотными учениками?

Ребята делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...

Урок русского языка "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного"

Урок изучения нового материала для обучающихся 2 класса....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе  (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Ег...