Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Дрозд Татьяна Николаевна

    Урок проводился в 4 классе, возрастной состав – 10-11 лет

       Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья. В начале урока провожу психологический настрой на работу и саморегуляцию.  Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши"горели”. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки,  кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку,  слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Организация обучения в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. Здоровьесбережение безусловно зависит от объема и сложности домашнего задания. Поэтому домашнее задание дается дифференцированно.  И в конце урока рефлексия. Дети работали активно, с увлечением, перегрузки не было. Задачи намеченные все выполнены, урок цели достиг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_v_4_kl..zip10.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название: Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде

( Урок в 4 классе с использованием здоровьесберегающей технологии)

Автор:   Дрозд Татьяна Николаевна

                Учитель начальных классов

                МОУ «СОШ № 34»

                       г. Бийск

Тема: Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде

( Урок в 4 классе с использованием здоровье – сберегающей технологии)

Цель: Уточнить знания о падежном вопросе и падежных окончаниях имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, научить правильно писать данные окончания; развивать умения проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных, способствовать развитию памяти, внимания, воображения, координации движения, воспитание положительного отношения к учебе, сохранение здоровья учащихся.

                                               Ход урока

  1. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнём урок!»
Займите свои места, ребята.

Психологический настрой на работу. Саморегуляция.

- Прочитаем девиз урока и настроимся на работу:
Девиз: Мы умные, мы дружные, мы старательные и внимательные. Мы отлично учимся, все у нас получится. 

- Чтобы лучше думалось и работалось выполним  упражнение, которое благотворно влияет на весь наш организм.

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

2. Минутка чистописания.

- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.

яя; ая; ий; ый; ое; ее; ие; ого, его

- Прочитайте хором строчку. Что она напоминает?

- Простым карандашом, с помощью замкнутой линии, разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.

- Хорошо. Эти соединения нам пригодятся на протяжении всего урока. Пропишите в тетради.

- Запишем дату, вид работы.

- Готовы открывать новые знания?  

3. Словарная работа. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

- А какой будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав кроссворд.

- Из чего он состоит? (из слов)

- Это слова необычные, а словарные.

- Какие слова называются словарными? Если вдруг встретится незнакомое словарное слово, что поможет нам выполнить задание? ( учебник, учитель)

- Приступайте к заданию по группам. ( У каждой группы кроссворд из трех слов, нужно их угадать) Представители от групп к доске.

              1. медведь

                    капуста

                  петух

             2. одежда

                     лисица

               пальто

             3. пенал

        дежурный

         русский

- Если вы правильно справились с заданием, то у нас получится слово, которое поможет нам определить тему урока. (дательный) Какова тема нашего урока?

- Проверим свои предположения, причитав тему урока в учебнике на стр. 13.

- Какую задачу ставит перед нами Почемучка? Прочитайте. – Что же будем изучать на уроке? ( Вопрос и падежные окончания прилагательных в м.р. и ср.р. в Д.п.)

4. Сопоставление падежных вопросов и окончаний прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п. и Д.п.

- Упражнение в изменении прилагательных по падежам. Даны словосочетания, нужно поставить каждое в нужную падежную форму с помощью предлога, который назову я. Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род и падеж.

На доске: сосновый бор (из), лесное озеро (у), речной вокзал (от), открытое окно (без).

- Что заметили общего? ( Все словосочетания в форме Р.п.)

- Как вы это объясните? ( Все предлоги были из родительного падежа)

- Что можно сказать об окончаниях прилагательных? (-ого,- его)

_ Теперь попробуем записать эти же словосочетания, но уже в форме Д.п. Что для этого нужно? (Использовать предлоги Д.п., задать другой падежный вопрос)

- Вспомните падежный вопрос Д.п. прилагательных м.р. и ср.р. (Какому)

- Какие окончания могут быть в этом падеже? Почему?

"Буратино”.  закройте глаза и представить, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе с движением головы « -ому, -ему»; зафиксируйте перед глазами записанные окончания Д.п., запомните их.

-  Запишите словосочетания с красной строки в форме Д.п. с предлогами. Выделите окончания. (1 ученик к доске.)

- Проверьте работу.

-  Как можно ответить на вопрос Почемучки? (Прилаг. В м.р. и ср.р. отвечают на вопрос какому? И имеют окончания –ому,- ему.)

Физминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

5. Работа с учебником

- Упр. 302 с комментированием.

6.  Логопедическая дорожка.

- Встали. Читаем на логопедической дорожке:

  • Мы, по,
  • дош, ли, к
  • бе, рё;
  • зо, во;
  • му, ле;
  • су.

- Запишите предложение. Разберите по членам предложения. Найдите словосочетание:

- Определите род и падеж имени прилагательного.

- Какое окончание имеет имя прилагательное и почему?

6. Самостоятельная работа

- Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания имен прилагательных, укажите их род, падеж.

К скор… утренн.. поезду, по нежн… запаху, к соседн… лугу, по широк… длин… оврагу, по ветх… мостику, к вечерн… чаю, к огромн… зданию.

- Взаимопроверка. Как справились с заданием? Кто хочет сказать?

 

7. Домашнее задание

С.14, упр.303, 304 - Дома выберите себе упражнение по своим силам и выполните  то, которое сможете сделать.

8.Итог урока

 – Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …

Список использованных источников:

  1. Учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева 4 кл «Дрофа», 2008г.

     2. «Уроки в начальной школе и здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного», «Педагогические инновации - 2007».

     3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: "ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

     4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: "ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

Именительный и Винительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

Умение ребят распознавать И.п и В.п имен прилагательных....

Презентация "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа"

Данная презентация по русскому языку рассчитана на учащихся 4 класса. Ее можно использовать при изучении теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в     мужском и среднем род...

Именительный, винительный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде. 4 класс

Цель: закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах.Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж  имён прилагательных в мужском и среднем роде...