Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Малышева Ольга Адольфовна
  • «Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.
  • Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных».

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

 

Тема урока: Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

Тип урока – усвоение новых знаний

Оборудование

Учебник «Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.

Рабочие листы  и план  работы  для  каждой  пары.

Карточки для формулирования вывода-отчета для каждой пары

Карточки для составления таблицы  «Родовые окончания имен прилагательных

Сигналы «Светофор».

Презентация: «Родовые окончания имен прилагательных»

Цели: обобщить знания о прилагательном как части речи; создать условия для формирования  навыка  написания окончаний имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

Задачи. Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные:  воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных».

Актуализация знаний происходит при работе со словарными словами. Выделяя « лишнее» слово из предложенных, деля слова на группы,  учащиеся осваивают мыслительные операции. (анализ, сравнение), обобщают имеющиеся знания об изучаемой части речи имени прилагательном.

При выполнении практической работы учащиеся сталкиваются с заданием, которое выполнить не могут(т.к. оно не похоже ни на одно выполняемое ранее). Дети формулируют вопрос, для ответа на который учитель предлагает по плану провести частично-поисковую  работу в парах.

На этапе проработки нового материала, на теоретическом уровне учащимся предлагается сравнить результаты своей работы с материалом учебника и внести дополнения в составленную таблицу

На этапе подведения итога дети закрепляют новый  материал и отвечают на  поставленные в начале урока проблемные вопросы,  делают вывод. На этапе рефлексии дети оценивают себя.    Домашнее задание дано на выбор и направленно на применение  и закрепление  изученного на уроке материала.

I.Организационный момент.

 Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

  I.Орфографическая     минутка.

Цель: повторить написание и характеристику букв. Вспомнить словарные слова на эту букву; выработка каллиграфического навыка письма.

 Учитель предлагает детям подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке и чем мы будем на нем заниматься; поставить цели.

Прозвенел звонок.
Начинается урок .
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты .
Слушаем , запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Садитесь.

Сегодня у нас урок русского языка. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

Как вы думаете, чем мы будем на нем заниматься? Поставьте цели.  Все правильно, молодцы.

         

Весна, весна! Как воздух чист!    (слайд 2)

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

    -Кто же пришел?(весна)

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания(в).

Запишите по памяти  словарные слова  на букву в, а кто затрудняется может найти их в словаре.

-А какие из этих слов относятся к весне?(ветер, веять)

(концентрирует внимание учащихся на правильность  написания буквы)

У учащихся должна возникнуть положительная, эмоциональная направленность.

Записывают число,

  Классная   работа.

Дети высказываются и отвечают на поставленные вопросы (будем писать, изучать что-то новое, думать делать выводы, работать).

Следят за правильностью написания строчной буквы в.

Пишут в тетрадях.

Взаимопроверка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: оценка деятельности.


III.Актуализация знаний и словарная работа

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникнование проблемной ситуации.

IV.Постановка проблемного вопроса к теме урока.

Цель:обсуждение

затруднений(Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

-определяет задания, которые необходимо выполнить для демонстрации компетентности;

-создает условия для выполнения взаимопроверки и формирования навыка контроля и оценки;

На слайде словарные слова с пропущенными буквами:

Вет.рок            ве.ть                     г.лубое                       обл.ко

   

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как  это  происходит?  (Слайд 3)

Учитель: прочитайте слова. Чем они все похожи? Учитель: И все они тоже относятся к весне. Запишите в тетрадь эти слова вставляя пропущенные буквы.

Учитель: Какое слово из данных может быть «лишним» и почему?

Составьте предложения с этими словами о весенних явлениях в природе.

Учитель: Вернемся к работе со словарными словами.

- На какие три группы их можно разделить?

-Какие слова мы отнесем к первой группе? Почему?

- А почему из этой группы мы исключили слово «веять» и «голубое»?

- Докажите, что это имя прилагательное.

Учитель: (слайд 4)

Очень занимательное

Имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Учитель: Как вы думаете, почему я предложила вам слово этой части речи?

Учитель:  Правописание какой части речи будем изучать?

Учитель: Как вы думаете, так чем еще мы будем заниматься на уроке

Что уже знаем об этой части речи?(в течении 1-2 минут дети в парах повторяют известные сведения.

Учитель: Да, а вот какое правило вы узнаете чуть позже.

А сейчас составьте словосочетания с записанными словарными словами можно из предложений и  запишите их в тетрадь.             (слайд 6)

Учитель: укажите род, число имени прилагательного.

Учитель: Хорошо. Теперь выделите родовое окончание у имен прилагательных

Учитель: Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось?

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учитель: Ответить на эти вопросы вам поможет работа в парах.

Дети: Это слова  с непроверяемыми  орфограммами(из словаря).

Записывают в тетрадь.

При проверке написания дети называют вставленную букву, остальные оценивают правильность, поднимая сигналы «светофора».

Дети: «Лишнее» слово облако, т.к. начинаестя с гласной буквы.

Дети: В голубом небе плывет облако. Веет легкий ветерок. Порхает голубая бабочка.

(1группа-имена существительные, 2-имя прилагательное и 3 группа- глагол).

(Это глагол и имя прилагательное).

Дети: Мы изучаем имя прилагательное.

Правописание имени прилагательного.

Сегодня мы будем открывать одно из правил написания имен прилагательных.

Н а   слайде план ответа:  (слайд 5)

1. Часть речи.

2. Признак предмета.

3. Вопросы.

4. Изменяются …

5. Связаны …

6. Значение в речи.

Дети:голубое небо, легкий ветерок, голубая бабочка

Дети оценивают правильность и полноту ответа сигналами «светофора».

Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано. Небо – он, это мое; имя существительное среднего рода, означает один предмет, значит стоит в ед. числе. Следовательно, имя прилагательное, «голубое» стоит в среднем роде и единственном числе и т.д.

Дети в замешательстве, т.к. не могут выполнить это задание.

Дети: Мы не знаем, что такое родовое окончание. Мы такое задание еще не выполняли.

Дети: Что такое родовые окончания имен прилагательных?

Какие родовые окончания бывают у имен прилагательных?

Как выделить родовые окончания?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: контроль.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов

познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы.

Гимнастика для глаз Цель: снятие зрительного напряжения, эмоциональная разгрузка.

создает условия для снятия зрительного и эмоционального напряжения;

Выполняют гимнастику, наблюдая за движениями учителя.

V.  «Открытие» нового знания и  частично-поисковая работа в парах.

Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее рашения, запись в виде таблицы. Способы: диалог, парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

1. Задания для пар(рабочие листы)

1     пара                                             2  пара

Дальний путь                                  теплый день

Дальняя дорога                               теплая погода

Дальнее место                                  теплое солнце

2. План работы для пар.      (слайд 7)

1. Прочитайте словосочетания.

2. Укажите имена существительные и имена прилагательные.

3. Определите род имен существительных.

4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.

5. Выделите у имен прилагательных изменяемую часть – окончание.

6. Сформулируйте вывод что заметили.

В ходе вывода составляем таблицу «Родовые окончания имен прилагательных»на доске.

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

-ая

-ый

-ое

-яя

-ий

-ее

3. Вывод пар:

1. Мы работали со словосочетанием (назвать)

2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных.

3. У имен прилагательных выделили изменяемую часть – окончание.

4. Мы узнали, что у имен прилагательных:

- в мужском роде окончания…;

- в женском роде окончания…;

- в среднем роде окончания….

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI.Первичное закрепление.

1.Сверка своих результатов с материалом учебника.

Цель: проговаривание нового знания, сравнение с данной таблицей. Способы: фронтальная работа и работа в парах. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных знаний.

Учитель: Откройте учебник на странице 77. Прочитайте таблицу. Что заметили?

Учитель: Внесем его в таблицу.                (слайд 8)

Вернемся к заданию, которое вы не смогли выполнить вначале. Теперь вы сможете его выполнить?

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

-ая

-ой

-ое

-ые

-яя

-ый

-ее

-ие

-ий

Дети: В таблице мы отметили не все родовые окончания имен прилагательных.

У прилагательных в мужском роде может быть окончание  -ый. 

Дети: Да, теперь мы сможем выделить родовые окончания имен прилагательных.

Голубое    –ое;   легкий   -ий;     голубая     -ая.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные-

умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

информационный поиск.

Физкультминутка. (Слайд 9)

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится

дети выполняют упражнения

  2.Дифференцированная работа по объему и степени сложности.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 – небольшой объем самостоятельной работы- выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

Учитель: Прочитайте стихотворение

Учитель: А какие полевые цветы вы знаете?  (Ромашки, колокольчики, васильки…)

Учитель: Отгадайте загадки о полевых цветах. (слайд 10)

1. С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.  (Одуванчики).

2. Стоят в поле сестрички:

Золотой глазок, белые реснички.  (Ромашки.)

3. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.  (Колокольчики.)

Учитель: Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание.

Одуванчики (слабые): Спишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных,  выделите окончания прилагательных.

Ромашки (средние): Спишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных,  выделите окончания прилагательных,  укажите род и число прилагательных.

Колокольчики (сильные): Спишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных,  выделите окончания прилагательных,  укажите род и число прилагательных. Разобрать по составу слова туманное утро.   (слайд  11)

Орлин..  клюв,  кудряв.. береза,  туманн.. утро,  ранн.. весна,  детск.. театр, весенн.. солнце,  родн.. просторы.

Учитель: Поменяйся тетрадью с соседом. Теперь ты учитель. Проверь работу.

Учитель: Встаньте те учителя, которые не нашли ошибок.

Учитель: Встаньте те учителя, которые нашли ошибки. Проверьте (слайд 12)  и объясните своему товарищу на ушко, в чем он был не прав.

Рефлексия. Оцените свою работу.

Дети читают.

 

Дети называют названия цветов.

 Отгадывают загадки.

Дети выполняют дифференцированную работу по уровню знаний.

Проверяют друг друга, исправляют ошибки.

Оценивают работы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка.

VII. Итоговая урока и рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД(учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получились результаты? Что нужно сделать еще? Где модно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать?

Учитель: Вот и заканчивается наш урок. И сейчас я посмотрю, что нового вы узнали. (слайд 13-14)

Перепутались окончания имени прилагательного ая, -ый, -яя, -ое, -ой, -ее, -ий. Запишите их, возьмите три цветных карандаша: синий, зеленый, красный. Обозначьте синим прямоугольником окончания прилагательных мужского рода, красным – женского рода, зеленым – среднего рода. (Ученики записывают окончания и выполняют обозначения).

Учитель:

Вернемся к нашим проблемным вопросам и ответим на них

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие  родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.

Как выделить родовые окончания?

          - Когда было трудно?

Учитель: Оцените свою работу на уроке звездочками:  (слайд 15)

Красный цвет –Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе;

Желтый цвет – Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно;

Зеленый цвет- Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу

Дети записывают окончания в тетрадь и выделяют их разным цветом.

Повторение и ответы на проблемные вопросы.

Оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование. 

VIII. Домашнее задание.

Учитель: Найдите на странице 89 упражнение 6. Прочитайте задание. Что будем делать? А я вам даю немного другое задание.

Задание будем выполнять на выбор:

Списать текст. Найти имена прилагательные, обозначить окончания. Найти и подчеркнуть местоимения.

Списать текст. Найти имена прилагательные, обозначить окончания. Найти и подчеркнуть местоимения. Выписать три сочетания слов прил.+сущ. Разберите имена прилагательные как часть речи.

Списать текст. Найти имена прилагательные, обозначить окончания. Найти и подчеркнуть местоимения. Подумать и написать продолжение текста на тему «Что приснилось Муми-троллю в сумрачном мире сновидений»

(Слайд 16-17-18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде

Урок проводился в 4 классе, возрастной состав – 10-11 лет       Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душ...

Именительный и Винительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.

Умение ребят распознавать И.п и В.п имен прилагательных....

Презентация "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа"

Данная презентация по русскому языку рассчитана на учащихся 4 класса. Ее можно использовать при изучении теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в     мужском и среднем род...

Именительный, винительный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде. 4 класс

Цель: закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах.Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...