Урок развития речи в 4 классе
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Чиж Ольга Александровна

 

Задачи урока:

1. Образовательные:

развитие умения воспринимать текст и правильно (без искажений), стилистически точно передавать его по коллективно составленному плану;

совершенствование умений правильно обозначать безударные гласные в корнях и в окончаниях существительных, оформлять на письме прямую речь;

предупреждение орфографических, синтаксических и речевых ошибок; развитие орфографической зоркости.

2. Воспитательные:

воспитывать чуткость к слову, сознательное, критическое отношение к его выбору;

воспитание любви к истории своего народа, гордости за свой народ;

нравственное воспитание.

3. Развивающие:

развитие художественного стиля речи;

развитие связной речи учащихся, их коммуникативных умений;

обогащение и активизация словаря учащихся;

развитие логического мышления.

Оборудование для учителя:

правила написания изложения (плакат)

карточки, на которых указаны орфограммы

текст изложения, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная разработка

Оборудование для учащихся:

текст изложения

памятки ("Как составить план текста", "Правописание безударных окончаний имён существительных".)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_4.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4-м классе

по теме "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста"

Задачи урока:

1. Образовательные:

развитие умения воспринимать текст и правильно (без искажений), стилистически точно передавать его по коллективно составленному плану;

совершенствование умений правильно обозначать безударные гласные в корнях и в окончаниях существительных, оформлять на письме прямую речь;

предупреждение орфографических, синтаксических и речевых ошибок; развитие орфографической зоркости.

2. Воспитательные:

воспитывать чуткость к слову, сознательное, критическое отношение к его выбору;

воспитание любви к истории своего народа, гордости за свой народ;

нравственное воспитание.

3. Развивающие:

развитие художественного стиля речи;

развитие связной речи учащихся, их коммуникативных умений;

обогащение и активизация словаря учащихся;

развитие логического мышления.

Оборудование для учителя:

правила написания изложения (плакат)

карточки, на которых указаны орфограммы

текст изложения, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная разработка

Оборудование для учащихся:

текст изложения

памятки ("Как составить план текста", "Правописание безударных окончаний имён существительных".)

Ход урока

1. Организационный момент.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось! (Слайд 1)

2. Сообщение цели урока.

У: - Сегодня мы будем писать изложение повествовательного текста. У каждого текста есть свои особенности. Чем текст-повествование отличается от текста-описания?

Д: - В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?"

3. Работа с текстом.

3.1. Подготовка первичного восприятия (Слайд2)

На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, фашисты совершили чудовищное злодеяние против нашей страны. Предрассветную тишину разорвали залпы десятки тысяч орудий. Множество фашистских самолётов и танков ринулись на нашу страну. Мирный труд людей оборвала война.

Уходили на священную войну наши прадеды, деды и отцы, уходили мальчики и девочки.

Тысячи юных жизней оборвала вражеская пуля, но не поколебала веру в победу над фашизмом.

Слушайте люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни в Белоруссии.

22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители: старики, женщины, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены.

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь! ...

И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 Хатынских жителей. Они навсегда слились с многострадальной землёй. Их останки хоронятся в братской могиле.

Люди добрые, помните,

любили мы жизнь и Родину

нашу, и вас дорогие.

Мы сгорели живыми в огне.

Наша просьба ко всем:

пусть скорбь и печаль

обернуться в мужество

ваше и силу, чтобы

смогли вы утвердить

навечно мир и покой на земле.

Что бы отнынe нигде и никогда

в вихре пожаров

жизнь не умирала!

Послушайте отрывок из  письма Гнесии Непомнящей из Минска

3.2. Первичное восприятие (слуховое) текста.

        Наша семья поехала в Хатынь. Хатынь-это название деревни. Здесь во время войны погибли все жители. Фашисты согнали в сарай женщин, детей и стариков и подожгли его.

        Теперь там памятники: печные трубы с колоколами. Было 28 домов, а теперь 28 памятников. Когда идёшь по улице,то становится страшно. Вместо домов стоят трубы. На них написаны имена погибших.

          В тот день собралось очень много народу. Были солдаты и даже генералы. Все плакали и несли цветы.

          Я спросила шёпотом у папы: «Почему все молчат?» Папа ответил: «Слушай звон колоколов - они отвечают всем».

3.3. Общая беседа по содержанию:

-Зачем люди приезжают в то место, где была Хатынь?

-Кто уничтожил всех жителей и дома?

-О чем говорит людям звон колоколов?

-Как вы думаете, чего желают все люди, приехавшие в Хатынь?

– Как можно озаглавить текст? (Хатынь)

3.4. Вторичное восприятие текста (зрительное) (Слайд3)

Установка перед чтением:

Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей.

3.5. Анализ структуры текста и языковой анализ.

У: - Сколько частей в тексте? Докажите.

Д: - 4 части, каждая часть написана с красной строки.

У: - Передать содержание текста последовательно нам поможет план.

- Как составить план текста?

(Работа с памяткой для учащихся "Как составить план текста?")

У: - Прочитаем каждую часть, определим её основную мысль и озаглавим.

1 часть

У: - О чем говорится в 1 части?

Д: - О том, где происходят описанные события.

У: - Что произошло во время войны в этой деревне?

- Как можно озаглавить эту часть?

Д: - Гибель всех жителей Хатыни.

2 часть

У:- Сколько было домов в Хатыни?

У: -Что сейчас видим на месте деревни Хатынь?

- Как можно озаглавить эту часть?

Д: - Памятники с колоколами.

- Перескажите эту часть.

3 часть

У: - Что важно подчеркнуть в этой части?

-Что автор хочет сказать?

- Как озаглавим эту часть?

- Перескажите эту часть

4 часть

У: - О чём расскажите в заключении?

- Как озаглавим эту часть?

ФИЗМИНУТКА.

4. Словарно-орфографическая подготовка 

– В тексте встречается много слов, написание которых надо проверить. Давайте подберем проверочные слова.

(Слайд 4. На экране текст с пропущенными буквами. Дети называют проверочные слова, доказывая правильность написания тех или иных букв. По щелчку мышки в словах появляются правильные буквы.)

      Наша сем_я п_ехала в Хатынь. Хатынь-это название д_р_вни. Здесь во время в_йны п_гибли все ж_тели. Фашисты с_гнали в сарай жен_щин, д_тей и стариков и п_д_жгли его.

       Теперь там памятники: печ_ные трубы с к_лок_лами. Было 28 домов, а теперь 28 памятников. Когда идёш_ по улице,то становит_ся страшно. Вместо д_мов ст_ят трубы. На них написаны имена поги_ших.

         В тот день собралос_   очень много народу. Были с_лдаты и даже генералы. Все плакали и н_сли цв_ты.

         Я спр_сила шёпотом у папы   _ очему все молчат?   Папа ответил     _ лушай звон колоколов - они отвечают всем.

5. Устный тренировочный пересказ по плану и ключевым словам

6. Запись текста изложения

Во время написания изложения на экране остается план изложения и слова для справок, расположенные по абзацам. (слайд 5)

Слова для справок:

7. Проверка.

8. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....