Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Злобина Ольга Анатольевна

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме: «Орфография».

Цель и дидактическая задача урока: различение родственных слов и форм слова; совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание  гласной в безударном слоге и парной согласной в корнях слов; формировать умение писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; развитие представления об исторических родственниках слова (о происхождении слов)

продолжить работу по сравнительному анализу пар звуков, произношение которых представляет логопедическую проблему;

продолжение формирования навыка работы с учебником и справочником учебника;

формировать умение работать в парах, в группах;

-использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 1 (Н.А.Чураковой),

Т олковый словарь, словарь Происхождения слов, Пиши правильно (учебник «Русский      язык»   2 класс, часть 2, М.Л.Каленчук).

                                   Ход урока.

1.Организационный момент.

-Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

(Стихи читают заранее подготовленные дети)

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,        

 Но пусть в нашем классе вам будет светло,  

  Пусть будет уютно и очень легко!         

Поручено нам вас сегодня встречать,               

Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Физминутка.

– Сделаем упражнения для пальчиков, которое поможет нам хорошо работать на уроке. (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)

2. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания.

-Внимательно и красиво записываем число.

а о у и э

- Что обозначают эти буквы? (-Они обозначают гласные звуки)

 -Какая буква лишняя? (и)  -Почему? (указывает на мягкость согласного звука)

Запишите красиво. Следите за правильным написанием, высотой, наклоном букв.

-Подчеркните те буквы, которые получились у вас красивыми.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

3. Определение темы урока. Постановка целей урока. Планирование урока.

У. -Чему мы учимся на уроках русского языка? (На доске: урок)

Дети: У- учимся решать орфографические задачи

Р- развиваем речь, память, навыки письма, внимание. Рассуждаем

О – открываем тайны нашего языка. Обсуждаем

К- корректируем

У.- Определите тему нашего урока. Где нужно посмотреть?

 (Д. - В содержании. Тема: Повторение пройденного. Стр.172)

У. -Какие задачи сегодня поставим перед собой?

Д.- Сегодня мы   продолжим отрабатывать способы подбора  проверочных слов для главных орфографических задач, учиться работать со словарями, учиться работать в группах.

У. -Листы  «Мои успехи на уроке» помогут вам понять, что вы знаете, а над чем стоит еще поработать.

У. - Спланируем работу. ( Д.- Познакомимся с новым словарным словом, будем работать со словарём Происхождения слов, Пиши правильно, Толковым словарём. Выполним в тетради упражнения, повторим изученные орфограммы, поработаем в группах).

4. Словарь.

-Отгадайте загадки и запишите словарные слова.

Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы – хозяйки нашей, –
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше».
(Иней)

Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(коньки)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клен, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(Мороз)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(снегири)

Иней, коньки, мороз, снегирь.

-Какие слова помогают нам запомнить написание слов?

-Составьте предложение с любым словом.

На рябине сидит снегирь.

(Запись с объяснением орфограмм)

-Подчеркните основу предложения.

5. Работа с новым словарным словом.

У. - Мы сегодня продолжаем вместе с Машей и Мишей обучение в Лесной школе.

И сегодня мы познакомимся с новым словарным словом  (с. 172)

На доске в Лесной школе было написано:

-Пиши: здравствуй (здоровье, здоровый)

Д.- Произноси: [здраствуй].

- Как вы думаете: слова ПОЗДОРОВАТЬСЯ и ПОЗДРАВИТЬ – родственники? – спросила учительница Анишит Йокоповна.

 Подберите к каждому из них родственные слова. (поздороваться – здравствуй, здороваться, поздравить -  поздравление)

 Анишит Йокоповна:  Раньше эти слова были однокоренными:

Поздороваться, поздравить – корни…., а сейчас мы корни выделяем по-другому: поздороваться, поздравить- корни…..

- Значит, эти слова – дальние родственники! – сказал Миша.

Анишат Йокоповна – Проверьте это мнение по словарю. Найдите в словаре слово здороваться**.

- Где посмотрим? (В Словаре Происхождения слов) с.156

- Как вы думаете: слова КОЛЕСО и КОЛОБОК  - дальние родственники? – спросила начитанная Асырк.

-Конечно, нет! – рассмеялся Миша.

Анишит Йокоповна: Проверьте это обязательно по Словарю Происхождения слов. (с.156)

- А вы как ответите? (Да, это дальние родственники)

- А сейчас отдохнём.

Физминутка. «Ветер»

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах,

Даже рыжая лиса

Притаилась и сидит,

Ну, а снег летит, летит.

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Солнце светит в небесах.

Скачет по полю лиса.

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся

И домой к себе вернёмся.

6. Самостоятельная работа.

У. - Выполним упр.144.

- Читает …

-Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку в словах с сомнительным написанием?

Д.-  Нужно подобрать проверочные слова.

У.-Как проверить безударную гласную в корне слова?

 У. -Как проверить парную согласную в корне слова?

-Молодцы, знаете!

У. - Написание каких слов необходимо посмотреть по словарю? (ветер, берег)

-Подберите проверочные слова.(Проговаривание написания слова вместе с его проверкой.) И скажите, где же были обнаружены проверочные слова: среди форм слова или среди родственных слов?

здра..ствуй –здравие - родственные

вет..р – ветер ( -Где посмотрим? -В словаре «Пиши правильно»с.133)

[ш]то- что (-Где посмотрим? – В словаре Произноси правильно.(с.154))

б..дня[ш] ка ( в начальной форме)- бедняжечка – форма слова, бедный - родственные

разб..жались – бегать - родственные

по в..лнам – волны – форма слова

м..и – мой – форма слова

п..су – пас - форма слова

не м..гу – может - форма слова

м..ё – мой – форма слова

на ск..листом – скалы, б..р.. гу- берег- форма слова , в словаре Пиши правильно: берег

-Прочитаем стихотворение орфографически.

- Спишите по законам стиха.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Кто нашёл у соседа ошибки?

-Откуда вы знаете, что ваш сосед написал правильно? Как именно вы проверяете?

(Нужно шёпотом каждый раз подставлять проверочное слово, чтобы быть уверенным в правильности написания.)

Физминутка для глаз.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся (поморгать глазами)

Больше спать не захотел.(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох))

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо – влево.)

Динамическая пауза.

7. Упр. 145. Как будем выполнять это упр.? (в группах) Прочитайте задание.

У. - Прочитайте втроём: один – первое четверостишие, второй и третий – остальное стихотворение по ролям.

Прочитайте задания и выполните самостоятельно. (Дети самостоятельно выполняют задания)

-Прочитайте задание.

- Какие слова вы посмотрели в Толковом словаре? Прочитайте задание, которое выполняли. (Лис - мягкий [л,]; рис - мягкий [р,];  уголь - мягкий [л,]; угорь-  мягкий [р,], лама- твёрдый [л];  рама- твёрдый [р];  ложа- твёрдый [л]; рожа - твёрдый [р]  .

- Миша сказал, что подчёркнутые буквы обозначают четыре разных звука и что всех звуков поровну. Вы с этим согласитесь? (Миша прав, подчёркнутые буквы обозначают четыре разных звука : твёрдые [л] (лама, ложа) [р] (рама, рожа) и мягкие [л,] (лис, уголь)[р,] (рис, угорь). Этих звуков поровну: по два мягких [л,] [р,] и по два твёрдых [л] [р].

-Выпишите все слова с буквой Ж устно скажите, какой звук она обозначает:[ж] или [ж]

-Слова с буквой ж: жёлтый, ложи, рожи. Звук [ж] твёрдый, у него нет мягкой пары.

8. Итог урока. Рефлексия.

-Чему мы учились на уроке? ( работать со словарём Происхождения слов, Пиши правильно, Толковым словарём, работать в группах)

Что закрепляли? ( умение подбирать проверочные слова)

-Перед вами листы ваших успехов на уроке.

Поработайте с ними. Оцените свой труд.        

  -Кому было  трудно выполнять задания –  поднимите тучку.

Кому было интересно и легко работать – поднимите солнышко.

Анишит Йокоповна  довольна  вашей работой.

-Сегодня отлично работали…….        

  Домашнее задание:

-Спасибо за работу на уроке.

        

 

Мои успехи на уроке

Фамилия, имя

 

Словарный

диктант

Самостоятельная работа

Работа в группе

Работа на уроке

Итог моей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Я доволен своей работой     

Мне было трудно

У меня  есть еще пробелы в знаниях

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру по теме "Растения сада" по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Материал презентации помогает учителю более полно раскрыть тему и познакомить учащихся с культурными растениями сада и правилами ухода за ними в течении года....

Урок по математике 3 класс по теме "Решение задач" по УМК "Перспективная начальная школа"

Урок для 3 класса по УМК " Перспективная начальная школа" с презентацией и дополнительным заданием в приложении....

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс.Тема "Чистота - залог здоровья". Программа "Перспективная начальная школа".

Презентация "Чистота - залог здоровья" к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" знакомит детей с миром микробов....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: формирование орфографического навыка написания парного согласного и безударного гласного в корне слова.Формирование универсальных учебных действий (УУД)  личностные: - формировать мот...

конспект и самоанализ открытого урока по математике в1 классе по теме"Дальше и ближе" . Программа "Перспективная начальная школа"

План – конспект открытого урока по математике в 1 классеПодготовила и провела  учитель начальных классов МОУ СОШ №8 с. Тахта  Ипатовского района  Остренко Л.П.Дата проведения урока : 29...