Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Зайцева Надежда Васильевна

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheredovanie_soglasnyh_v_korne_slova_zakreplenie.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК     РУССКОГО   ЯЗЫКА

 Класс:   3

Тема урока : Чередование согласных в корне слова(закрепление)

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся о чередова  согласных  в  корне.
  2. Повторить знания о составе слова и правописани  парных согласных в корне  слов.
  3. Развивать связную речь, навыки грамотного  каллиграфического  письма.
  4. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок- аукцион

Оборудование :    гонг, предметные картинки, призы

                           

Литература:

  1. Л.А.Псарева, О.Е.Жиренко «Поурочные разработки по русскому языку», ВАКО,М.,2005
  2. «Я иду на урок в начальную школу: русский язык», М., «Первое сентября», 2002
  3. журналы «Начальная школа»
  4. С.И.Ожегов «Толковый словарь»

Организация начала урока.

                                 Слышите звенит звонок?

                                  Начинается урок.

Подровнялись…

Здравствуйте ,тихо садятся девочки…мальчики…

Объявление темы и целей урока.

Начинаем урок русского языка.

Сегодня нам предстоит выполнить очень большой  объем работы: повторить правила о составе слова , вспомнить что такое чередование согласных, как проверить безударную гласную и парную согласную, выполнить ряд упражнений. Так что работаем   дружно и очень активно. Но  сначала постарайтесь узнать тему нашего урока.

             (на доске иллюстрации зайца и зайчат)

                

 

-Что общего между иллюстрациями?

-Чем они отличаются?

-Подпишите, кого вы видите на первой иллюстрации? На второй?

  Выделите общую часть.

-Что вы наблюдаете? (чередование согласной в корне слова)

-Значит, какова тема нашего урока?

Минутка чистописания.

-На прошлом уроке был проведен блиц-опрос понятия «аукцион».

Что же у нас получилось?(подводятся итоги)

-А какое объяснение дает слову «аукцион»С.И.  Ожегов в своем «Толковом словаре»?

                     ( читает ученик)

  1. Кто из вас когда-нибудь был на аукционе? Принимал участие? (ответы  учащихся)
  2. На аукцион люди приходят, чтобы получить товар. Мы тоже прямо здесь и сейчас можем устроить самый что ни на есть настоящий «аукцион».Хотите? (да)Так как у нас сейчас урок русского языка, то и  предлагаемый вашему вниманию  товар, тоже будет связан с русским языком. За товар надо расплачиваться  деньгами, у нас же в качестве денег будут выступать ваши знания.

     Во время  аукциона вы услышите термины, характерные для  настоящего аукциона. Это слова гонг, кон, лот. Что они обозначают?

                     (работа в микрогруппах)

-А сейчас давайте сравним ваши ответы с объяснениями этих слов по словарю С. И. Ожегова.

Закрепление

Итак, (удар гонга) начинаем наш аукцион.

      На кону первый  лот «Паровозик»

-Посмотрите какой  он веселый! Это не простой паровоз, а  везущий части слова. Тот, кто больше всех назовет  правил, связанных с ними, тот получит его  в подарок.

              (учащиеся называют правила)

             ------------раз,

                        ----------- два,

                                      -------------три !Продано !

ЛОТ №1 достается---------------------------------------.

      На кон  выставляется   ЛОТ № 2 «Айболит»

Задание  этого лота надо будет  выполнить письменно в тетради.  Лот достанется тому, кто это задание выполнит быстрее всех, грамотнее всех и красивее всех.

            Задание  :К  словам ВОЛК, ЖУК  и  ЧЕРВЯК                 

                            Подберите однокоренные слова и раз-

                            берите  их по составу.

          Итак,(удар гонга) начали!

      (подведение итогов  упражнения)

             ------------раз,

                        ----------- два,

                                      -------------три !Продано !

ЛОТ №2 достается---------------------------------------.

Третий лот получил название «Кто много читает, тот много

                                                                         знает»

Чтобы  получить приз этого лота, вы должны будете называть слова с чередованием согласных в корне слова.

          Итак,(удар гонга) начали!

             ------------раз,

                        ----------- два,

                                      -------------три !Продано !

ЛОТ №3 достается---------------------------------------.

Четвертый лот  вновь письменный, а называется он—«Корень»

Я думаю, вы догадались о каком корне идет речь. Конечно , о корне слова .Откройте учебники и найдите упражнение 82.Вы должны выписать группы однокоренных слов и разобрать их все по составу

          Итак,(удар гонга) начали!

             ------------раз,

                        ----------- два,

                                      -------------три !Продано !

ЛОТ №4 достается---------------------------------------.

Пятый лот  называется «Витаминка»

Чтобы  получить товар этого лота, нам придется оказать помощь словам, в которых  допущены ошибки. Работа выполняется в тетрадях.

                Итак,(удар гонга) начали!

Сат,  кот, огорот, снек, дуб,  суп, зуп.

( исправляют ошибки ,указывают проверочные слова)

             ------------раз,

                        ----------- два,

                                      -------------три !Продано !

ЛОТ №5 достается---------------------------------------.

Вот и все товары распроданы. Наш урок подходит к концу.

Подведение итогов урока.

-Понравился вам урок?

- Что больше всего понравилось?

-О чем мы с вами говорили?

          -Что нового узнали?

-Сегодня на уроке мне понравилась работа ----------------------

учеников. Я им ставлю за урок «5».

--------------------------- получают «4».

  А теперь все встали, урок  окончен .Можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...