Имя числительное
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Ельцова Марина Михайловна

Урок может использоваться по любой программе для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа № 318 с углубленным изучением итальянского языка Санкт-Петербурга

Панорама открытых уроков.

Урок русского языка     4 класс

Тема: Имя числительное

Х О Д    У Р О К А

  1. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня у нас урок занимательной грамматики, и поэтому нашим девизом станет фраза, указанная на маршрутном листе. Приготовьтесь прочитать ее хором:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

- Чтобы учиться хорошо, мы будем двигаться по маршрутному листу; задачи урока определены в пунктах 2 и 3.

-Прочитайте, что для нас станет главным.

- Чтобы учиться было весело и интересно, урок начнем с разгадывания ребусов.

ПО 2 Л

С 3 Ж

100 Л

-Запишите слова-отгадки на рабочем столе. Кто разгадал все слова? Два слова? Проверяем.(подвал, стриж, стол)

-Как вам удалось разгадать ребусы? Что вы сделали для разгадки ребусов?

На доске     2       ДВА

                      3       ТРИ

                   100      СТО

( мы заменили цифру (число) словом)

-Приведите примеры слов, называющих числа.

- Кто может сформулировать тему урока?

На доске                              ИМЯ     ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

2. Работа по теме урока.

- Имена числительные образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками и рядом особенностей, о которых мы будем узнавать постепенно на нескольких уроках.

По частоте использования в речи числительные занимают всего восьмое место. Вспомните, где чаще всего встречаются числительные? (загадки, пословицы, поговорки, урок математики). Приведите примеры.

- Как записываются слова – числа на уроке математики? А как можно записать число на уроке русского языка?

На доске               ЦИФРА     -     СЛОВО

-Это одна из особенностей имени числительного. Что еще мы знаем об имени числительном? На маршрутном листе и на доске у нас пустая схема, нам надо заполнить ее. Начнем узнавать новое?

3. Работа по пункту 2 маршрутного  листа

Чтение текста по ролям.

- Определите жанр текста (считалка)

- Многие считалки начинаются со слова «Раз». Какому числу оно соответсвует? (один)

-Подчеркните имена числительные. Какие слова подчеркнули?

4. Работа по пункту 3 маршрутного листа

А) -Подумайте, какой вопрос можно задать к числительным «два», «три», « четыре»? Этот вопрос часто звучит на уроке математики. Запишем вопрос в схему (одновременно заполняем схемы в маршрутном листе и на доске)

- Задайте вопрос к числительным «пятый», «шестой», «седьмой». ( заполнение схемы)

-Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов при счете: один, два,…-продолжите. Повторите, что обозначают  такие числительные? (количество предметов при счете) – запись в схему

Б) – Вспомним урок физкультуры.Выходят мальчики. Звучит команда: «По порядку рассчитайсь!»

-Первый, второй, третий…

- Кто может продолжить счет по порядку дальше? Как сказать, что обозначают такие числительные?(порядок при счете)

-А как можно назвать такие числительные?

-Обобщим по схеме то, что мы узнали о числительных.

5.  Работа по 5 пункту маршрутного листа.

- Проверим, как вы поняли разряды числительных.

а) чтение отрывка

в) выполнение задания с устным комментированием

- Каким днем названо воскресенье?

- Слово «последний» к какой части речи относится? А каким числительным его можно заменить?

-Попробуйте зарифмовать строчку. (И седьмой день – вписываем, определяем разряд числительного)

6. Физминутка

7. Самостоятельная работа по карточкам.

а) запись

в) проверка

8. Обобщение

-Наш урок подходит к концу. Мы многое узнали об имени числительном. А что былобы, если бы имена числительные исчезли из нашей речи? Представьте это.

- Чтобы знания о числительных остались в нашей памяти, давайте еще раз повторим по схеме, что же это за часть речи – имя числительное.

- Оцените свое состояние на уроке (комфортность, интерес) и раскрасьте рисунок (рефлексия)

Задания на карточках

  1. Вспомни(догадайся по смыслу), какие числительные пропущены
  2. Запиши, подчеркни числительные
  3. Объясни, когда так говорят. (задание можно обсудить в паре)

…..  раз примерь, ….. раз отрежь.  Знать, как свои ….. пальцев. Идти на все …… стороны.

Наговорить с ….. короба.


  1. Попробуй правильно составить словосочетания.
  2. Запиши, подчеркни числительные.

Пять, пятеро ( сестер);  четыре, четверо (дом);  два, двое (ребята); шесть, шестеро (апельсинов)


  1. Подумай, какие числительные живут в скороговорках.
  2. Запиши, подчеркни числительные.

Сидели, свистели ……. свиристелей.

Прилетали к ним утки по …… раза в сутки

(если тебе трудно выполнить задание, вспомни счет от 1 до 10)

Маршрутный лист

Девиз урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

  1. Отгадываю ребусы.
  2. Наблюдаю и думаю:

Раз, два – шли утята.

Три, четыре – шли домой.

Вслед за ними плелся пятый.

Впереди бежал шестой.

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал:

-Где вы, где вы?

-Не пищи! Мы тут рядом – поищи!

3. Делаю выводы, заполняю схему:

Имена числительные

                         Отвечают на  вопросы

……………………………                                        …………………………………………………………

                                      Обозначают

…………………………..                                       ………………………………

…………………………..                                       …………………………….

Называются

…………………………….                                    ………………………………

  1. Я умею ( подчеркните количественные числительные синим цветом, порядковые – зеленым)

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется понедельник…

И последний – воскресенье-

……………………………………………….

Назначаем для веселья.

                                                   (М. Погарский)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя числительное. Обшее значение.

Познакомить с именем числительным как частью речи....

Простые и составные числительные

Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....

Слитное и раздельное написание числительных

Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....

Правописание мягкого знака в числительных

Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....

Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков

Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....

Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"

На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...