Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3,4 класс) на тему

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылечить» орфографическую «слепоту», привить интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_2.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах.

  В данной методической разработке описано использование игровых форм и межпредметных связей при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.  

 Приемы и методы проведения словарно-орфографической работы были опробованы мной на практике в 3 и 4 классах   В результате мною сделаны следующие выводы:

  1. при   проведении  уроков  с  использованием   игровых  форм,  межпредметных  связей учащиеся меньше устают, более внимательны на уроках.
  2. у учащихся увеличивается словарный запас и развивается умение использовать вновь изученные слова и выражения в устной и письменной речи.
  3. при написании творческих работ большинство учащихся не допускает ошибок при составлении предложений.

Однако, сделать окончательный вывод о результативности применяемых мной приемов и методов по словарно-орфографической работе нельзя, так как их использование должно начинаться с момента поступления ребенка в школу.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей. Некоторые авторы (В. П. Канакина, Г. Е. Окулова и др.) необходимой составной частью работы над «трудным» словом считают также осуществление его этимологического анализа.

В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из "Словарика", эта часть словарно-орфографичеекой работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографичеекой работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может существенно повысить эффективность словарно-орфографичеекой работы, активность школьников, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность.

Предлагаю новый подход к представлению нового слова из «Словарика», сущность которого можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографичеекой работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, «вторым     присуща     единая     функциональная     установка:     обеспечение     возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается усидчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: "Вы сможете определить новое слово из "Словарика", если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово медведь):

Д…

Д……

В….

Е ..

Ь…….

Е…..

М.

Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:

Л

Е

Т

Ь

Ч

У

И

«Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны». По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке: О   З   А   Б   В   Т   Е   Р   А   Д   К

 Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».

С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10       11       12       13

А       Г      К      О      Р      У      Ф       Ь      Л       Е        П         С        Т

 Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель.) Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:

                3          4          5          6          7          8          9          10

1              А         М        Н          О         Р         К          В          У

2              С          Г         Д          Я         Л         Ч          Ц          Т

 и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома.)

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):

При изучении темы «Местоимение» учитель может предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (Искомое слово беседа.) В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд...витъ, охр...нять, б...лезнъ, кр...сителъ, зн...чение, умн...жатъ, аб...жур, сл...мался, л...скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.) Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счет плавного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова. Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Предлагает детям задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово из «Словарика». (Искомое слово свобода.) Если на уроке ставится цель повторить или обобщить изученное, то на нем вполне уместно упражнение с таким заданием: «Вы назовёте новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы».

       Чтобы расшифровать схему, учащиеся сопоставляют ее части и рассуждают вслух (при коллективной работе) или про себя (при индивидуальной). Так, по первой схеме рассуждение может быть следующим: «Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Слово озеро среднего рода. Значит, в ответе будет буква с». Соответственно выясняется падеж, окончание и т.д. в следующих схемах, по порядку соединяются полученные буквы-ответы. В данном случае искомое слово сверкать. В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются внимание и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в

                   слове солома.

Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове

                   песок.

               Задание 3. Третья буква обозначает правый глухой мягкий согласный в слове

                     вернуть.

Задание 4. Четвертая буква является последней в корне слова север.

              Задание 5. Пятая буква - это окончание в слове яблоко». (Искомое слово метро.)

Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка.  Не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые просто переносятся из   одного структурного этапа урока в другой.

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь также возможны разные варианты. Пример задания на использование знаний по математике: «Посмотрите на изображенный квадрат и шифр к нему:

1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Ж

3

Б

А

Д

Ь

4

У

Ф

М

И

5

П

Г

Т

О

Шифр 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква)

Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведете необходимые вычисления, то узнаете новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке. С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово?» (Искомое слово кивать.) В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия: умножение. Задание на использование первичных знаний по геометрии. Учитель дает установку: «Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них:

Т

Ь

О

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы». (Время предъявления 50-60 с., после чего фигуры и буквы убираются.) Затем учитель показывает те же самые геометрические фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове.
            Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово. Порядок показа фигур:треугольник,круг,ромб,многоугольник, квадрат, прямоугольник.    (Искомое   слово  
гореть.)          

 Задание наН

И

О

Б

К

А

М

 использование   знаний   по изобразительному искусству. На доске изображаются квадраты разных цветов:

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из «Словарика». (Искомое слово ком- байн.) Использование приемов данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.

Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. Сначала педагог предлагает такого типа задания: «Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:

м... г... зин - прод... вец

                                                     б...лъница врач..

                                                 т..amp ...ктёр

  космический к.,.рабль ?

Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?» Примерный ответ: «В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе - связанную с ним основную профессию. В магазине продавец, в больнице врач, в театре - актёр, на космическом корабле - космонавт. Значит, сегодня мы познако мимся со словом космонавт». Очередное задание может выглядеть следующим образом: «Внимательно посмотрите на данную запись:

в..сна    город     н...род
            трава                         угон                                        ?

Назовите слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?» Возможный ответ: «Это слово вагон. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово народ. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки». При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания,  языковая  интуиция,  связная  аргументированная  речь.   Школьники  не  просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Упражнения данного типа ценны еще и тем, что с их помощью можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам».

Перечень упражнений и заданий по необходимости можно было бы продолжить. Но в данном случае важно подчеркнуть: овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Хочу предложить еще один вид словарно-орфографической работы, цель которого пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Все слова, рекомендуемые для изучения, можно разделить на тематические группы (по 5-7 слов в каждой). Работу надо начинать с повторения уже изученных слов группы. Ежедневно вводить по одному новому словарному слову. После того как спустя неделю (если в группе 5 слов) или чуть больше (если в группе 7 слов) все слова будут изучены, усиленно работаю в течение 5 дней над их запоминанием, подключая все анализаторы.

1-й день. Демонстрировать детям для записи поочередно карточки с изученными словарными словами группы, в которых проставлено ударение и выделены другим цветом непроверяемые буквы. Например, карточка со словом воробей. Этот прием в I классе постепенно готовит учеников к работе со зрительными диктантами, способствующими развитию оперативной памяти, устойчивости и распределения внимания.

2-й день. Предъявлять детям для записи на карточках эти же слова с «дырками». Это эффективный прием формирования орфографической зоркости: в.робей

3-й день. Проводить предметно-картинный словарный диктант, сопровождающийся хоровым орфографическим  проговариванием слов.        .

             4-й день. Предлагать ученикам интеллектуально-лингвистические упражнения со словами изученной группы.

5-й день. Проводить проверочный диктант, в который включены изученные слова, или усложненное списывание. Как правило, после проведенной таким образом работы ошибка в словарных словах изученной группы — большая редкость. Приведу пример. Группа «Птицы»: слова воробей, ворона, сорока, соловей, петух (I класс). Слова воробей, ворона.  - Если вы внимательно послушаете стихотворение, то узнаете два новых словарных слова, — сообщаем детям.

     О двух ворах

Как у наших у ворот

Птичий собрался народ.

У кормушки не зевают,

На угощенье налетают,

Друг у друга отнимают.

Ты прислушайся скорей

И услышишь: «Вор, о, бей!»

 Я отвечу не спеша:

«Не деритесь! Вор, о, на!»

Вы можете проверить свою догадку, если внимательно посмотрите на данную запись:

*        •        ■        *        ■        *        *

ВОРОБНЕЙА

Как назвали первого вора? Как вы нашли это слово?

—        Соединили буквы, у которых точки стоят сверху, и получили слово

             воробей
                         
(Демонстрируется карточка со словом воробей.)

—        Произнесите это слово и подумайте, где звук не совпадает с буквой? Почему так происходит?

Запишите слово воробей в словарик, отмечая « окошечком» (пропуском буквы) место несовпадения.

Попробуйте проверить безударные гласные. Воробушек. Давайте, превратим проверенную безударную гласную букву о в круглую крошку хлеба, чтобы воробей не был воришкой.

(Создаем на основе ассоциаций «образ» буквы. Первую безударную гласную букву проверить не получается.)

В слове воробей первую безударную гласную в корне слова нужно запомнить, так как проверить ее нельзя. (Давайте и ее превратим в хлебную крошку.)

Прочитайте слово орфографически, деля на слоги. Произнесите с ударением.

Прочитайте   это   слово   нормальным   голосом;   тихо;   шепотом;   закройте   глаза   и проговорите его также отчетливо, плотно сжав губы; не открывая глаза, напишите его носом в воздухе.

Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

  1. Может быть, потому, что она вертится около человеческого жилья, садится на забор, ворота, ждет, что бы ей своровать.
  2. Придумайте и запишите об этом предложение: Воробей сидел на воротах. Как назвали второго вора? Ворона Как вы нашли это слово?

(Демонстрируется карточка со словом ворона.)

—Произнесите и подумайте, где звук расходится с буквой?
Запишите слово в словарик, отметив место несовпадения «окошечком».Остальная работа проводится по аналогии.

Работа над словарем — это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря надо вести работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся час то не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом.

Приведу фрагмент урока по теме «Проверяемые и проверочные слова».          I. Уточнение словаря.

1. Мясные блюда мясо (слова написаны на доске).
Назовите проверочное слово.
 Назовите проверяемое слово. От какого слова образовано слово мясные?

2.        На доске написаны слова: сосновые (шишки) —...

 к..тёнок (маленький) —...

удивительная (бабочка) —...

м..рская (волна) — ...

с.лёный (огурец)-—....

т...нистые (аллеи) — ...

т...желая (ноша) — ...

От какого слова образовались эти слова? Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные. Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Назовите проверяемое и проверочное слово.

3. К проверочным словам подберите проверяемые однокоренные слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

зверь — ... (звериная, зверьки)

сад — ... (садовые, садить, садовник)

гриб —... (грибной, грибок)

тащит —... (тащить)

Такие упражнения заставляют детей вникать в смысл слова, они помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне. Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов.

II. Обогащение и активизация словаря.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи.

Поэтому выделим следующие задачи:

  1. расширить детский словарь;
  2. пассивный словарь сделать активным;
  3. обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Все это имеет большое значение для общего развития ребенка. Работа над словарем на уроках по развитию речи ценна тем, что словарь детей закрепляется не только в устной, но и в письменной речи.

Удобно работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями во II, III, 1V классах. Все слова взяла из программы начальных классов (I-IV).

По методике СМ. Лысенковой можно выделить 11 блоков для II класса.

Учебные вещи I. карандаш

  тетрадь

  пенал спасибо

Наш огород

4. ягода

капуста

урожай

береза

осина

Завод

 Россия

2. Москва

Родина

город

деревня

фамилия

Класс

5. класс.

ребята

девочка

товарищ

Птицы

 На реке

         3.   хорошо

               весело.

быстро

скоро.

Вдруг

В школе

6. дежурный

учитель

учительница

много

             Зимой

машина

завод

работа

рабочий

народ

лопата

В магазине

10. посуда

молоко

одежда

пальто

платок

сапоги

 8.сорока ворона воробей соловей

Животные 11 .корова собака медведица заяц

 9. мороз

ветер

иней

коньки

суббота

Каждый блок — альбомный лист, который вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану:

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографически проговаривая).

Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно),составление предложений.

Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.

Пятница. Словарный диктант (5-10-15слов из трех первых блоков).

Приведу работу по блоку 2.

Понедельник. (См. план.) Значение слов надо брать из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.

Москва — город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры, науки. В Москве находится наше правительство.

Родина — место, где человек родился, живет (малая родина).

Город — крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки, культуры.

Деревня — небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.

Фамилия — от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.

Вторник.

Моск-еа, Ро-ди-на, го-род, де-рев~ня, фа-ми-ли-я.

Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.

Среда.

  1. Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.
  2. Москва, москвичка, московская. Родина, родить, родня. Город, городок, городской.
    Деревня, деревенька, деревенский.        

3)        Москва столица нашей огромной

России.
               Моя большая Родина
Россия.

Иркутск студенческий город.

Моя бабушка живёт в деревне Верхнеяиково.

Фамилия моей подруги Кудрявцева. (Вся работа проводится устно.)

Четверг. Письменное составление рассказов.

Пятница. Словарный диктант «Россия», написанный Людмилой Б. (Дети выбрали ее текст.) Моя Родина Россия. Россия большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России Ельцин Борис Николаевич. Я родилась в поселке Пролетарка. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Сайфулин.

Лучшие рассказы можно поместить в тетради, которая висит в классе. Заголовок тетради — «Лучшие творческие работы». Дети сами выбирают тексты, озвучивали их после написания. Каждый ребенок мыслит самостоятельно. В конце учебного года учащиеся орфографически озвучивают все слова из своих словариков и записывают (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.

Для закрепления словаря II класса составляются авторские зрительные диктанты 11 наборов и проводятся по следующей методике.

Методика работы:

  1. весь набор из 6 предложений (записываем на доске);
  2. читаем весь набор 3 раза орфографически (по слогам);
  3. закрываем весь набор;
  4. высвечиваем по предложению (дети читают глазами, стираем предложение, и дети его записывают).

У каждого ученика есть блокнот для зрительных диктантов по словарю. Каждый набор проверяем с целью, как усвоены словарные слова каждого блока. Результат: в словарных словах нет ошибок.

Использование двустиший при работе над словарными словами.

При работе над словарными словами можно использовать и двустишия.

  1. Зябнут ноги ,щиплет нос

   Старый дедушка... (мороз).
             '•Живут коровы далеко,
               Дают всем детям... (молоко).

  1. Есть у нее четыре шины,
                     А называется... (машина).
  2. Растет в лесу, как и калина,
                    Наивкуснейшая... (малина).
  3. Чудесный хлеб печет нам пекарь,
                     А лечит нас хороший... (лекарь).
  4. Весь я знанием проник,
                     Я примерный... (ученик).
  5. Эта вещь товарищ наш
                     
    Синий, красный... (карандаш).
  6. Зачирикал веселей
                    Забияка-,,, (воробей).
  7. Будем цифры в ней писать,
                    Если в клеточку... (тетрадь).
  8. Нас от школы до порога
                    Ведет длинная... (дорога).
  9. Покупаю порошок,
                    Постираю... (хорошо).

Далее работа проводится над буквами для запоминания (как и обычно), но именно такое начало работы в игровой форме настраивает детей на рабочий лад. Ученики с удовольствием будут работать над словами, конец которых, по их мнению, они додумали сами (в этом случае им можно сказать: «Сейчас вы все станете поэтами и поможете мне закончить стихотворения»). Когда дети хором называют конец слова, учитель выносит это слово из карточки на доску. Хочу отметить, что такая работа дает более положительные результаты при работе на данном этапе урока.

Использование фразеологизмов и пословиц при работе над словарными словами.

Нет необходимости говорить о том, что работа над словами с непроверяемой безударной гласной должна проводиться на каждом уроке русского языка.

Практически все учителя используют на своих уроках и загадки, и пословицы, и фразеологизмы со словарными словами.

Можно применять пословицы. На одном уроке достаточно использовать 2-3 пословицы. Ведь за малое количество времени надо и слово пропущенное назвать, и орфограмму в нем найти, и объяснить смысл данной пословицы (дети должны сказать, о чем или о ком она, как они ее понимают).

На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Предлагается прочитать их и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу).

Не велик ... да краснеет нос. (Мороз.)    ... любит чистоту. (Посуда.) Чужбина — калина, родина .... (Малина)   … человек добро помнит. (Русский.) Нет ничего краше, чем  ... наша. (Родина.) ... всем ... мать. (Москва, городам.) Крепкую дружбу и ... не разрубишь. (Топор.) Не... красит человека, а его добрые дела. (Одежда.) Кто ... солгал, тому и ... не поверят. (Вчера, завтра.) Всякая ... мастера хвалит. (Работа.) Без хлеба нет ... . (Обед.) Вьюги да метели под ... налетели. (Февраль.) Не... тешет, а плотник. (Топор.) На чужой стороне и сокола зовут .... (Ворона.) Сам погибай, а ...выручай. (Товарищ) Слово не .... вылетит не поймаешь. (Воробей.) Береги ... снову, а честь и здоровье смолоду. (Одежда.) К дому друга ... никогда не бывает длинной. (Дорога.)

С большим интересом работают ученики и с фразеологическими оборотами. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.

Игра «Фотоглаз». Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово. При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.

1.        Ворона в павлиньих перьях.

•        Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства,

Безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

2.        Прикусить язык.

•        Это выражение употребляется в значении «помолчать».

3.        Дом построить на песке.

•        Выражение     употребляется,     когда     говорится     о     чем-нибудь     непрочном, необоснованном.

4.        Сгореть дотла.

•        Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло — значит основание). Сгореть дотла — сгореть до основания.

5.        Ждать у моря погоды.

•        Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

6. Желторотый птенец.        

•        Очень молодой, неопытный человек.

7.        Проглотить язык.

•        Замолчать, перестать говорить, болтать.

8.        Ищи ветра в поле.

•        Не вернешь обратно, не найдешь.

9.        Жечь (свои) корабли.

•        Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему.

10 Медвежья услуга.

•        Выражение употребляется в значении неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

11.        Обвести вокруг пальца.

•        Ловко, хитро, обманывать.

12.        На ухо медведь наступил.

•        Кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

13.        Длинный язык.

•        Означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.

14.        Филькина грамота.

•        Так мы называем не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой-либо    реальной    ценностью    документ.    Буквально:    глупо    составленный плохо написанный документ.

15.        Ник селу, ни к городу.

•        Ни туда и ни сюда.

16.        Заячья душа.

•        Так говорят о трусливом человеке.

17.        Потёмкинские деревни.

•        Выражение употребляется в значении показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо.

18.        При царе Горохе.

•        Это выражение говорит о том, что события происходили давным-давно.

19.        Одна нога здесь, другая там.

•        Когда дела требуют быстрого действия, употребляют данное выражение.

20.        Яблоку негде упасть.

•        Так говорят, когда очень тесно в каком-нибудь месте или помещении.

 

 

 

 


Гаврилова Елена Григорьевна, МОУ  Красногвардейская СОШ № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...