«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»
статья по русскому языку (3 класс) по теме

 

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную., тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_slovarno_-_orfograficheskoy_raboty.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

 

 

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную., тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов.

Новую методику работы по изучению непроверяемых написаний предлагают педагоги Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова. Эта методика опирается на закономерности процесса усвоения, диагностику особенностей памяти младших школьников с учетом возрастных особенностей учащихся и включает использование игровых приёмов, что позволит учителю создать гибкую систему мотивации и облегчить усвоение трудных слов.

   Порядок работы  над трудными словами состоит из нескольких этапов.

1 этап. Подготовительная работа учителя.

     а) группирует слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом.

Группировка слов в блоки может проводиться в различных вариантах – в алфавитном порядке, по тематическому или морфологическому признаку и т. д  и отрабатываются  в течение восьми дней.

      б) подбирает дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы, поговорки, тексты диктантов с изученными словами, задания.                                                            

       в) готовит демонстрационный и раздаточный материал.

2 этап. Совместная деятельность учителя и психолога.

 Психолог проводит диагностику уровня развития памяти, определяет ведущий вид памяти у каждого школьника и информирует учителя. Учитель подбирает специальные упражнения на развитие памяти в соответствии с рекомендациями психолога.

3 этап. Самостоятельная деятельность ученика.

        а) готовит карточки на слова изучаемого блока.

        б) составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допущены ошибки при контроле.

         в) оформляет творческий словарик.

4  этап. Совместная деятельность учителя и ученика.

     Учитель готовит демонстрационный и раздаточный материал. Ученики работают над изучением словарных слов по определённой системе под руководством учителя. В течение недели ежеурочно от  3-7 минут учитель проводит работу с учащимися по ознакомлению с правописанием изучаемых слов одного из блоков.

        Алгоритм работы над словарными словами.

   1 день. Ознакомление с семантикой и орфографией трёх слов из 6 слов блока, трёхкратное орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики цветными ручками ( твёрдые согласные - синим цветом, мягкие- зелёным, гласные- красным ), выделение орфограмм и расстановка ударения, знакомство с этимологией.

 Запись слов цветными ручками, с одной стороны, замедляет процесс письма, но с другой- позволяет более четко воспринять зрительный образ слова. Дома каждый ученик в тетради составляет творческий словарик, в котором самостоятельно или с помощью родителей подбирает к словарным словам картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из текстов детских книг.

    2 день. Аналогичная работа проводится по второй части блока.

    3 день. Закрепление правописания словарных слов блока. Каждое слово учитель проговаривает трижды орфографически, учащиеся только слушают и вспоминают правописание этих слов.Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. Работа с творческими словариками, «сорбонками» из слов блока. Диктанты с последующей самопроверкой или взаимопроверкой этих слов.

         Карточка - «сорбонка».

     

             Сторона А

               Сторона Б

Ворона                         Собака 

В..рона                     с. бака

  

Воробей                         Заяц

В..робей                       за. ц 

Сорока                         Корова

С..рока                       к..рова

 

 

Карточка- «сорбонка» для индивидуальной работы:

       Сторона А

      Сторона Б

 

         Ворона                                       

       В. рона

 

Взаимодиктанты проводятся в статичных парах учащихся.

Один ученик из пары читает текст карточки - «сорбонки» из творческого словарика, другой-пишет.

2.Смена ведущего: ученик ( тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант.

     4. Открывают карточки и проверяют вторично( но уже вместе, сначала один диктант, потом второй).

      5. Допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок.

       6.Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.

      7. Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.

Проверяя работу партнёра, ученик опирается на « контрольный тест», чувствует себя уверенно и комфортно; имеет возможность целенаправленного запоминания изучаемых слов; развивает навык чтения и правописания. Ученики меняются ролями через 30 секунд.

     4 день. Закрепление правописания словарных слов блока. Зрительная фиксация и трёхкратная запись слов учащимися ( слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для одного прочтения, затем слово стирается или закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза). Затем проводится проверка: сигнальной карточкой учащиеся показывают непроверяемую орфограмму. Игра «Лото». Возможно письмо слов блока по памяти( по традиционной методике).

   Приём  зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а приём многократной записи основан на моторной ( рукодвигательной) памяти.

     Дома составление связного рассказа из трёх-четырёх предложений с данными словами по сюжетной картинке или на основе воображения, озаглавдивание своего текста.

На следующий день проводится отбор лучших текстов.

5 день  .Проверка уровня обученности.

  Словарный диктант на последнем уроке является диагностическим, и по его результатам составляется схема анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально.

               Ученик, проведя анализ своей работы, выписывает на последнюю страницу рабочей тетради те слова, в которых допустил ошибки, чтобы ежедневно прочитывать их и выполнять с ними задания в домашней работе. Для учеников с ослабленной памятью,т.е. допустивших две и больше ошибок, рекомендуется увеличить частоту упражнений с помощью карточек-« сорбонок». Отработка навыка правописания слов, в которых были допущены ошибки, идёт индивидуально и параллельно изучению слов следующего блока.

       Контрольные диктанты или вторичный контроль проводятся один раз в две недели по мере изучения каждой пары блоков.

        Дальнейшая работа над словами предполагает систематическое включение изученных слов в различные ситуации уроков русского языка и чтения, а также использование различных упражнений на развитие всех видов памяти.

   

                   Игра « Лото».

Изготавливается карточка- поле  размером 10  на 12 , фишки пяти цветов и наборы карточек со словарными словами, в которых пропущена безударная гласная.

               Методика работы.

На доске даётся таблица контроля.

            А                    

        О                       

      И    

       Е   

      Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель называет слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагается закрыть поле фишкой того цвета, которым обозначается в игре пропущенная буква:

а- красный, о- синий, и- зелёный,е- жёлтый, я- коричневый.Причём последовательность расстановки фишек будет зависеть от последовательности диктуемых слов. Например, даётся слово «весело». Ученик ставит фишку жёлтого цвета на первую строку под буквой «е». Второе слово « урожай».Ученик ставит фишку синего цвета на вторую строку во второй ряд и т. д. 

           Приведём примеры методики ознакомления учащихся со словарными словами.

      ВОРОНА- 1) птица с чёрным или серым оперением: Только серые вороны расшумелись на снегу ( С. Есенин); 2) разговорный- о рассеянном, невнимательном человеке.

Прилаг.- вороний,- нья: Вороний крик.Воронья стая.Воронье гнездо.

ВОРОН- крупная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах.

  Названия птиц родственны слову вороной – « чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.

   Ворон, ворона – вороной – «чёрный».

    - Эй, ворона !

    - Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая !   ( По Э. Шиму.)                                                                                                                 

      Однокоренные слова. Ворона, воронушка, воронёнок, воронье, вороний, воронить.

      Сочетаемость слов. Чёрная, серая, крикливая, молодая, старая, большая, учёная, глупая,хитрая… ворона. Оперение, окраска, головашея, крик вороны. Увидеть, вспугнуть, накормить ворону.

  В ворону попасть, за вороной наблюдать, следить. К вороне подкрастьсяприблизитьсяподойти. На ворону напасть, броситься. От вороны убежать, отлететь.

 Ворона живёт, летит, каркаетстроит (гнездо), тащит(добычу),выводит (птенцов), кричит.

 Когда так говорят? Считать ворон:

 а ) глазеть по сторонам, ротозейничать;

  б ) проводить время в праздности, бездельничать.

 Ворона в павлиньих перьях: о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

  Белая ворона: о человеке, резко выделяющемся чем-либо среди окружающих его людей, отличающемся чем-либо, не похожим на них.

   Пословицы и поговорки.

-  Куда ворона летит, туда и глядит.

-  Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.

-  Пуганая ворона и куста боится.

-   Дом вороны найдёшь по карканью.

-   Каркает как ворона.

-   Вороне соколом не быть.

-   Ворон за море летал, а умнее не стал.

-   На чужой стороне и сокола зовут вороной.

     Загадки.

    Окраской- сероватая, повадкой- вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?

     Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком.

     Предложения , тексты.

 С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. ( Н. Некрасов).

 Ворона каркнула во всё воронье горло. (И.Крылов).

 

И там, где днём трамваи спешат со всех сторон, нельзя ходить зевая! Нельзя считать ворон ! ( С. Михалков).

       Скороговорки.

 Проворонила ворона воронёнка.

Летели три вороны – черны и пестроголовы.

Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данный материал способствует успешному изучению и запоминанию словарных слов....

Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах.

Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе....