Открытый урок по теме: "Различие в определении именительного, винительного и родительного падежей."
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Урок был проведен в рамках ежегодного  дня

-практикума ". Тема дня-практикума "Гуманизация образовательного пространства".В ходе самостоятельной работы исполльзуются индивидуальные карточки, составлены с учетом дифференцации по степени сформированного навыка: первая группа определяет падежи в тексте, вторая в словосочетании .третья работает под контролем учителя.В конце урока ученики проверяют правильность работы по коду,всеработают на своем уровне и получают положителный результат. Каждый уверен в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_den.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

>Методический день-практикум: «Гуманизация  образовательного пространства»

Предмет: русский язык

Класс: 3в

УМК: « Школа России»  

Учитель: Столбова Ирина Евгеньевна

Тема урока: «Различие в определении именительного ,  родительного и винительного падежей»

Тип урока: закрепление новых знаний

 Цель урока:  упражнять в различии именительного , родительного и винительного падежей

Задачи урока : продолжить формирование алгоритма определения падежей ( трудные случаи                            именительный, родительный и винительный падежи) ; отследить уровень формирования навыка в ходе самостоятельной работы ; создать положительный настрой «Я могу» , «Я умею»  

Оборудование урока: опорные схемы как различать И. п. и Р. п. , Р. п. и В. П.; дифференцированные карточки для самостоятельной работы по уровню сформированного  навыка ; карточки для самостоятельной проверки правильности определения падежей

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.

Глаза ребят на меня глядят,

Ребята мыслить и думать хотят,

Большие таланты все у нас ,

Я очень рада за вас .

Вот на такой хорошей ноте и начнем наш урок

  1. Актуализация знаний и минутка чистописания.

прт

Вот зеленый крокодил солнце в небе проглотил.

В минутке чистописания повторим письмо строчных  букв п р т и написание их в предложении.

Задание после чистописания:

сделать орфографический разбор предложения (один ученик у доски с проговариванием орфограмм);

найти все существительные;

сравнить сущ. крокодил-солнце, чем похожи , чем не похожи

похожи                             не похожи

сущ.                                    одуш. неодуш.

нариц.                                 м. р.   с. р.

                                              разное количество слогов

                                            разные падежи

По алгоритму определим падеж существительного.

Проговаривание алгоритма вслух , ученик у доски определяет падежи сравниваемых существительных крокодил И. п., солнце В. п.

  1. Постановка проблемы урока

Система вопросов актуализирует знания учащихся и позволяет самостоятельно подойти к теме  урока.

Какие падежи будем различать ?  ( И. п. и В. п.)

С каким падежом можно перепутать  ?( В. п. с Р. п.)

Какие особые случаи ? (Необходимо различать  В. п. и Р. п. у одуш.

 сущ. м. р.)

Поиграем со словом крокодил , составим словосочетания с этим словом в В. п и Р. п.

Запись в тетради, один ученик проговаривает у доски.

              Хвост (кого?)крокодила

              Выследить (кого?) крокодила

Что делать в этом случае ?(На помощь приходит слово лису-В. п.; лисы-Р.п.
Обобщение в громкой речи по опорным карточкам схемам .

       Различать                                         Различать

И.п.           В. п.                                   В. п.               Р.п .

кто?           КОГО?                           Кого?             Кого?

Что?          Что?                                Что?               Чего?

Подлеж.   Вт. Чл.                             Лису               лисы

После обобщения учитель предлагает поиграть в игру «Найди Р. п. и  В. п. сущ. одуш. м.р.»

Учитель называет словосочетания ,ведущий проговаривает алгоритм  различия делает паузу, дети в этот момент поднимают карточки, после этого ведущий называет падеж.

Материал для игры.

Лапа медведя                  Повстречать медведя

Зернышки для воробья  Смотрели на воробья

Нос журавля                       Потрогать журавля

Пришел без зайца            Догнать зайца

Отойти от барана             Разглядеть барана

  1. Физкультминутка. Расслабление и напряжение мышц с помощью физических    

 упражнений «Тряпичные куклы»

Ребятам предлагается свои умения в различии падежей проверить в сам. р.

  1. Организация самостоятельной работы. В ходе сам. р. учитель организует физкультминутку .

Первая группа работает самостоятельно и проверяет по коду правильность выполненной работы .Вторая группа работает самостоятельно и проверяет по коду. Третья группа  работает индивидуально с учителем.

Материал для организации самостоятельной работы с первой группой.

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы , выделите орфограммы, определите падежи всех существительных.

                                Зимний гость.

 1. Около изгороди раздается свист птички.’ 2. Это скачет вдоль ул…цы хохлатый жаворонок.  3. С первым снегом птичка по…вляется у жил.я человека. 4. Весь день жаворонок проводит в поиске пищи. 5. Птичка ло…ко прыгает на одной но…ке.  6. Ноч…ю жаворонок прячется в ямке.7. Ла…ки птички укрывает  густое п..ро.

Код к проверке самостоятельной  работы.

1. Р И Р

2. Р  И

3. Т И Р Р

4. В И П Р

5. И П

6. Т И П

7. В Р И

Материал для организации самостоятельной работы для второй и третьей группы.

                                        1.

Стайка снегирей обсыпала вершину дерева.

Ловко добывают клесты семена  из тяжелых шишек.

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы ,выделите орфограммы, определите падеж сущ.

хвос… дятла

прыгнуть в сне…

спрятались от хол…да

ск…вал луж…

з…мовать у реки

выл…тел из гн…зда

берлога м…дведя

стайка др…здов

бр…сали на куст

высл…дил волка

Код к проверке

Р В Р В Р Р Р Р В В

Вторая и третья группа начинают свою работу с определения падежей сущ. в предложении, один ученик проговаривает вслух. Затем вторая группа выполняет сам .р. , третья группа проговаривает учителю. Одновременно учитель держит под контролем работу первой и второй группы.

  1. Поверка сам. работы по коду, ученики отмечают количество  ошибок на полях, выставляют оценки на полях .,вслух проговариваются ошибки.
  2. Итог урока .Подводится итог сам. р .Проговаривается алгоритм определения В. п., Р. п., И. п. по опорной схеме. Проводится рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ" ...

Открытый урок по русскому языку по теме "Именительный падеж имен существительных" 3 класс

Методическая разработка урока, с планируемыми результатами, целями. задачами урока....

Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж

Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку...

Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....

Различение винительного и родительного падежей. 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Различение винительного и родительного падежей имен существительных". 3 класс. УМК Школа России....