Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

    Черкесова Марина Николаевна

     

    Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    okonchaniya_sushch_vo_mn_ch_v_r_p.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3-м б классе по теме:

    «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже»

    Учитель: Черкесова М.Н.

    Цели:

    Создание условий для:

    -формирования умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;

    -формирования умения употреблять в речи слова в этой форме;

    -формирования  умения определять род имен существительных во множественном числе.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    «Психологическая установка на работу»

    У. Улыбнемся друг другу, дети.

    Всем, всем добрый день!
    Прочь с дороги, наша лень!
    Не мешай трудиться, не мешай учиться!

    Дети настраиваются на активную работу на уроке.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Формирование УУД:

    формируем умение прогнозировать предстоящую работу; Р

    формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Л

    1) - Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:

    У рыб нет зуб.

    У рыб нет зубов.

    У рыб нет зубей.

    - Как правильно сказать? (Я записываю правильный вариант).

    -Что вы можете сказать об этих словах в данном  предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)

    - Сегодня мы будем работать с такими существительными.

    - Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)

    - Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.

    2)Подготовка к письму.

    - А сейчас

    Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
    И наклонно положу (кладут).
    Я, друзья, от вас не скрою - 
    Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
    Сяду прямо, не согнусь, 
    За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

    - Запишите дату, классная работа и тему урока.

    3) Чистописание.

    че   од

    Родина  Россия Волгоград

    Четыреста двадцать два года

    - Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения че и од.

    - Какая ваша малая родина? (г. Волгоград)

    - О чем вам говорит выражение “422 года”? (Волгограду  422 года)

    3. Создание проблемной ситуацию. Целеполагание.

    Формирование УУД:

    -формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

    -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

    - Прочитайте слова:

    города

    юбилеи

    торжества

    даты

    - С каким событием можно связать эти слова? (422-летием Волгограда)

    - Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)

    - Какого они рода?

    - Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить сущ в начальную форму)

    - Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.).

    города  (город – м.р.)

    юбилеи  (юбилей – м.р.)

    торжества (торжество – ср.р.)

    даты (дата – ж.р.)

    -Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

    -Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке?

    4. Открытие нового

    Формирование УУД:

    -формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

    -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

    -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным в таблице. Р

    - Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа.

    - На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

    Таблица на доске:

    М.р.

    Ж.р.

    Ср.р.

    -ов, -ев, -ей

    -ей, 

    -ов, -ев, 

    5. Осознание и осмысление нового.

    Формирование УУД:

    -формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

    -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; К

    -формируем умение работать в паре. К

    - Прочитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)

    В Волгограде миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).

    - Какие музеи есть в нашем городе?

    - А какие памятники?

    - Как к ним нужно относиться?

    - Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

    - Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски. Проверка.)

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

    -Попробуйте сделать вывод. ( Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.)

    Физкультминутка

    - Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

    Строители (ей)

    Огурцы (ов)

    Помидоры (ов)

    Испытатели (ей)

    Улицы() – ж.р.

    а) – Существительные какого рода было последним в физкульминутке? (женского)

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?

    - Прочитайте слова на доске. Какого они рода?

    Лужа –

    Афиша –

    Тысяча –

    Мыш… –

    Песня –

    Синица –

    Реч… –

    Площадь –

    Тетрадь –

    Печ… –

    - Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)

    -Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием –ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую).

    -Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ.  с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым.

    Проверка, оценки.

    6. Применение новых знаний.

    Формирование УУД:

    -формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; П

    -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. К

     – Прочитайте текст карточки № 2. 

    -Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода?

    Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).

    - Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках?

    -Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.

    Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.

    8. Самостоятельная работа

    А) Упражнение № 89

    - Прочитайте задание в  упражнении. Запишите слова из упражнения в столбик, а рядом те же слова во множественном числе.

    Запись текста в тетрадь.

    Б) Тест

    Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

    Огурцы

     

    Улицы

     

    Фабрики

     

    Помидоры

     

    Килограммы

     

    Сапоги

     

    Яблоки

     

    Места

     

    Задачи

     

    10. Итог урока. Рефлексия

    Формирование УУД:

    -формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; П

    -формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Р

    - На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

    - Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

    -Над какой темой работали на уроке?

    -Какой темой объединены слова и предложения? Почему?

    Рефлексия учащихся.

    Используется рефлексивный экран.

     · было интересно…

    · было трудно…

    · я понял, что…

    · теперь я могу…

    · я почувствовал, что…

    · я научился…

    · у меня получилось …

    · я смог…

    · я попробую…

     · меня удивило…

    · мне захотелось…

     

    11. Домашнее задание

    По выбору:

    1) ТПО, № 44

    2) составить текст со словами из упражнения № 89 учебника.

    Черкесова Марина Николаевна

    400079, г. Волгоград, ул. им. Кирова, дом 132, кв.42

    Тел. (8442) 42-49-53; 8-906-401-88-58

    МОУ лицей № 10 Кировского района г. Волгограда

    Учитель начальных классов

    Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

    Номинация «Урок в начальной школе»