Конспект урока по обучению грамоте "Буквы Б, б"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_b.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимова К.Ф.

Конспект занятия

Тема: Сказка «Зимовье зверей». Звуки б, б,. Буквы Б, б.

Цели:

 познакомить с содержанием сказки и на его основе с новыми звуками и буквой;

 продолжить работу по дифференциации согласных и гласных звуков, согласных твердых и согласных мягких; упражнять в звуковом анализе слов, установлении соответствия слова и данной звуковой схемы;

 развивать внимание, познавательную активность, классификационные представления детей, умение последовательно передавать содержание сказки с опорой на составленную композицию; развивать творческие способности детей, воображение;

 воспитывать трудолюбие, отзывчивость, доброту.

Оборудование: фишки, обозначающие звуки; предметные картинки с изображением животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Игра в слова-загадки «О ком эти слова?»

-Угадай, кто это:

- Розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком …(свинья).

- Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой …(бык).

- Горластый, яркий, хвост разноцветный …(петух).

- Шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие, хвост трубой …(кот).

-А как их можно назвать одним словом. (животные, звери).

Учитель после отгадки выставляет на доску соответствующую предметную картинку с изображением животного.

- А хотите послушать сказку об этих животных?

3. Работа над сказкой «Зимовье зверей».

Учитель рассказывает начало сказки.

- Изображения какого героя сказки нет на доске? (барана).

Учитель выставляет на доску недостающую предметную картинку.

- А хотите узнать, что произошло с героями сказки дальше?

Учитель продолжает сказку: «Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу! Быку и барану травы вволю, кот мышей ловит, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Так лето прошло, наступила поздняя осень.»

- Давайте попробуем догадаться, как решили жить дальше наши герои? (решили подготовиться к зиме, построить дом, жилище, чтобы вместе провести зиму.)

- Послушайте сказку до конца и дайте ответ, как называется жилище, в котором можно перезимовать. (Зимовье).

4.Знакомство со звуками, буквами Б, б.

1) Звуковой анализ слов бык, баран.

- Назовите первый звук в этих словах.

- Какой он?(согласный, твердый). Обозначьте фишкой.

- Произнесите скороговорку: Быки и бараны били в барабаны.

- Какой первый звук в слове били? (мягкий) Обозначим фишкой.

Учитель показывает новую букву, с помощью которой обозначаются выделенные звуки.

2) Моделирование новых букв из толстой пряжи (пластилина).

5. Физкультминутка - пантомима.

- А какую работу выполняли свинья, кот, петух при строительстве зимовья? (глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, крышу крыть).

Учитель предлагает детям изобразить, как глину месят,  как мох дерут и т.д.

6. Работа со звуковыми схемами.

На доске нарисован четырехэтажный домик с «окошками»-звуками.

-На каком этаже могут жить герои сказки  (бык- на 1, баран -на 2,кот-на 3, петух-на 4)? Докажите, почему?

-Кому из героев не хватило места в доме? (свинье) Почему? (в слове «свинья» 6 звуков).

-Но друзья о ней тоже позаботились и устроили ей удобное жилище… как вы думаете, где? Почему?

- «Живут друзья – не горюют. Но вот ворвался волк в зимовье…»

-Как вы думаете, что произошло дальше?

-Придумайте конец сказки (дети предлагают свои варианты).

-А теперь дослушайте сказку до конца.

-Подходит ли к нашей сказке пословица «У страха глаза велики»? Почему?

7.Составление композиции по сказке.

Дети с помощью трафаретных линеек и лекал моделируют (по выбору или совету педагога) фигурки кота, быка, петуха, свиньи, изображение зимовья, а затем составляют коллективную композицию( рисунок кота, быка, петуха, свиньи, зимовья – по желанию детей).

8.Итог занятия.

Коллективная выставка и обсуждение работ, пересказ сказки с опорой на составленную композицию. Желающие могут заменить при пересказе название животного каким-нибудь необыкновенным, но подходящим, сказочным именем.

Конспект занятия №3

Тема: «Гласный звук и буквы  О, о. Сказка «Колобок».

Цель:  познакомить с новым звуком и буквами;

             довести до детей замысел сказки;

Задачи: упражнять в ориентировании на звуковую форму слова;

             развивать умения составлять словесные описания героев сказки;

             расширять запас слов, обозначающих действия и признаки;

             развивать воображение и творческие способности детей.

Ход занятия.

1. Мотивационный момент.

Учитель знакомит со сказочным персонажем  «Оле - Лукойе» Г.Х.Андерсена.       Он приходит к  детям ночью, чтобы рассказывать сказки. Если дети послушны, то он раскроет цветной  зонтик и познакомит вас с новой буквой.

2.  Знакомство с буквами.

     На столе у детей вдвое сложенный лист с изображением буквы С. Вырезать середину буквы и развернуть лист.

Какая получилась буква? (о)

В этой букве нет угла,                      Чтоб любой ее узнал,

Оттого она кругла.                             Буква эта как Овал.

До того она кругла,                             Розощека, круглолица,

Покатиться бы могла.                        Обликом своим гордиться!

Раскрывается зонтик. На нем изображены предметы (кот, облако, ложка, осы, батон, окна, крот).

Назовите  предметы, в названиях которых первый звук О, в середине слова.

Артикуляция звука, его характеристика, обозначение фишками.

3. Печатание букв О, о.

  1. Рассказывание сказки учителем и детьми.

  Кто догадался, какую сказку принес Оле – Лукойе?

Учитель вставляет три буквы О в название сказки.

Дети на столе выкладывают три красных фишки, считают слоги.

Вспомните, как начинается сказка. Учитель выставляет на фланелеграфе персонажей сказки.

Вам понравился Колобок? Почему? ( веселый, задорный, хвастливый, смелый – не испугался тех, кто его мог съесть)

Почему лиса смогла обмануть колобка? ( Не верь словам, а верь делам.)

Печально закончилась сказка для непослушного хвастунишки.

  1. Игра «Кто быстрее затопит печь?»

Учитель предлагает испечь новый колобок для бабушки и дедушки. На доке три домика с печными трубами. К каждому домику ведет лесенка. Игра проводится в виде соревнования между рядами. По сигналу учителя выходит к доске ребенок, называет слово со звуком и устанавливает фишку на ступеньке домика. Каждый следующий из команды передвигает фишку выше. Последний  рисует дым над трубой. Побеждает тот, кто сделает раньше других.

6.Работа с трафаретной линейкой.

  Буква О самая легкая буква на свете, потому что стоит вам округлить рот, как тут же буква О появляется. Посмотрите, сколько кругом круглых предметов, в которых вы с буквой О встречаетесь.

Назовите эти предметы.

Обведите по трафаретной линейке круг. Представьте, что буква О – Колобок. Раскрась его. Дополни свой рисунок деталями.

Какой совет дали бы вы своему Колобку? ( быть осторожным при встрече с врагами)

В названии какого животного из сказки есть звук О? (волк)

Каких животных на букву О вы знаете?

  1. Итог занятия.

     Какая буква подружила Колобка и Оле-Лукойе?

             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...