Урок русского языка на тему"Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок по теме "Имя числительное" проведен в 3 классе по системе Л. В. Занкова с использованием краеведческого материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»   

               

(3 класс, система Л. В. Занкова)

                                                                             Учитель:

                                                                  Жаркова Н. А.

ГО  САРАНСК 2011


Цели урока:

  1. познакомить с понятием  - числительное и видами числительных;
  2. учить распознавать числительные среди других частей речи;
  3. развивать память, любознательность, внимание учащихся;
  4. воспитывать интерес к истории родного города.

ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент

Хотите вы встретить новых друзей?

О старых побольше узнать?

Садитесь удобнее поскорей.

Пора нам урок начинать.

- А кто наши друзья на уроке русского языка? (Буквы, звуки, члены предложения, части речи…)

- Сегодня наш урок необычный. Он посвящен дню рождения нашего родного города.

  1. Письмо по памяти (текст на доске)

Много лет среди равнины

Мой Саранск стоит старинный.

Воздух смоляной струится

Над тобой, мордвы столица!

                             П. Кириллов

Предварительная подготовка, объясним орфограммы и назовем опасные места. Взаимопроверка. Самооценка.

  1. Создание проблемной ситуации. Изучение нового материала.

А) Спишите, определите части речи:

Мы живем в Саранске. В две тысячи одиннадцатом году родному городу исполнится триста семьдесят  лет.

Б) Мы встретились со словами, которые нельзя отнести ни к одной изученной нами части речи. Попробуйте задать к ним вопросы и определить, что они обозначают.

В) Работа над правилом в учебнике.

(На доске появляется тема урока – Имя числительное,  виды числительных – порядковые и количественные и вопросы к ним – сколько? какой по счету?)

Г) Вернемся к предложению и определим все части речи.

  1. Первичное закрепление. Работа с текстом. Вставьте пропущенные числительные. Отчитаем числительные.

Саранск - столица Республики Мордовия, политический, экономический, научный и культурный центр. Территория _____ квадратных километра. Население _____ тысяч человек. От Саранска до Москвы  _____ км.

Основан в ______ году как крепость на Атемарской засечной черте. В _____ веке Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.

В городе  ____  улиц с государственными и частными домами. День города празднуется ____  июня. В Саранске _____ крупных театров и ____ крупных музеев.

Для справок: 250, 5, 1641, 17, 642, 311, 12, 8, 72.

Семьдесят  два,  триста одиннадцать,  шестьсот сорок два,  тысяча шестьсот сорок первом,  семнадцатом,  двести пятьдесят,  двенадцатого,  пять,  восемь.

  1. Гимнастика для глаз.

Часто – часто поморгаем,                Зажмурь глаза, до трех считай.

После глазки закрываем.                    Потом их шире открывай.

Сосчитаем до пяти.                             И не моргая вдаль смотри.

И сначала все начни.                            Так сосчитаем до пяти.

(Ученики к уроку подготовили рисунки о родном городе. Учитель после рифмовки показывает какой – либо рисунок на тему «Мой любимый уголок Саранска». Учащиеся должны узнать это место, назвать, чем оно примечательно, и отгадать, чей это рисунок.)

  1. Работа в парах.

Из данного текста первый  учащийся выписывает предложения с порядковыми числительными, а второй – с количественными. Предложений с порядковыми числительными в тексте меньше. Договоритесь, кто что будет выписывать.

(Помощь учителя и затем фронтальная проверка)

  1. Домашнее задание. Сочинение – миниатюра  «Мой любимый уголок Саранска» (5 – 6 предложений, постараться употребить числительные)

  1. Итог урока.

Закончи предложения:

Я работал с … настроением.

Я испытывал затруднения, когда …

Я бы хотел быть более …

Справочные материалы:

Саранск - столица Республики Мордовия, политический, экономический, научный и культурный центр. Территория 72 квадратных километра. Население 311 тысяч человек. От Саранска до Москвы  642 км.

Основан в 1641 году как крепость на Атемарской засечной черте. В 17 веке Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.

В городе  250  улиц с государственными и частными домами. День города празднуется 12 июня. В Саранске 5 крупных театров и 8 крупных музеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных"

Презентация к уроку русского языка  по теме "Склонение количественных числительных" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI век"...

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное" (вводный урок).Программа "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя числительное" для 4 класса

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя числительное" для 4 класса, 16 слайдов с иллюстрациями...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя числительное" 3 класс

Конспект урока  по русскому языку на тему "Имя числительное" 3 класс...

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Части речи. Имя числительное" по УМК "Школа России"

Презентация  помогает учащимся понять новую тему, дать определение имени числительному и закрепить полученные знания....