Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

    Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта.первод его в систему понятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kostina_va.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Костина В.М учитель начальных классов,

    первой квалификационной категории,

    МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны

    Kostinavalentina1964@mail.ru

                                     

                                Проект урока развития речи во 2 б классе.

    Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».

    Задача урока:

    выявить структуру текста – описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

    Цели урока:

    1)способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);

    2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

    3)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности, в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;

    4)развитие эйдетической памяти.

    Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания (диалог оценочного характера).

    Формы работы: внутригрупповая и  общеклассная  дискуссии, самостоятельная работа.

    Приёмы работы : средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)

    Мотивация к учебной деятельности.

    -Доброе утро!

    -Сегодня всем нам!

    -Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!

    В путь отправляться настала пора!

    Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

     Саморефлексия собственных знаний. Общеклассная дискуссия.

    Прочитайте текст на экране.

    На экране:

    Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.

    У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!

    Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.

    -Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.

    -(Второй текст.)

    -Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!

    -Этот текст отвечает на вопрос  к а к о й ? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком  и отвечает на вопрос  ч т о с л у ч и л о с ь ?  А третий текст отвечает на вопрос  п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
    -Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)

    На экране: к а к о й ?

    На прошлом уроке мы  составили алгоритм описания в виде значков .Вспомните его! (на экране появляются рисунки)

    Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?

    -Отношение автора к герою.

    -Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).

    -Ночь! (Дети закрывают глаза,  головы на парты)

    -Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?

    На экране текст с пропущенными словами:

    ______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни .На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!

    -О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова - к о л и б р и  ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать? (ответы детей).

    -Текст не озаглавлен!

    -Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.

     На экране:

    Почему колибри называют мухой?

    Что случилось  с колибри?

    Сказочно - красивая птица.

    Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки  видов текста.

     На экране: рисунок колибри

    Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.

    -Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?

    -Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?

    -На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

    -Какие слова помогают построить описание.

    -Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?

    (слушаются предложения детей)

    - У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.

    -Согласны с Юлей? ? (Дети пальчиками показывают своё мнение)

    Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.

    -Мы одобрили предложение Юли , исследуем это описание. С чего начнём?

    -Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!

    доске:  алгоритм описания в виде значков.

    -Ваши предложения о  поиске особых слов , использующихся в  описании.

    -Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.

    -Мы ставим вопрос к тексту-описанию  к а к о й?

    -И, дальше!

    -Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри    к а к о е?

    -Хорошие предложения!  Найдите слова, которые говорят  о том, к а к и е у колибри ноги,  к а к о й  нос,  к а к и е пёрышки. (Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)

    -Что называют такие слова? Как мы их назовём?

    На экране:  слова-признаки

    -С чем сравнивает автор  нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово с р а в н и в а е т , подумайте, как можно назвать эти слова?

    (Дети называют свои варианты)

    -В науке их называют  

    На экране:  слова-сравнения

    -Подведём итоги нашего исследования.  (слушаются предложения детей)

    -Для чего нужны в тексте слова-признаки и  слова-сравнения? .  (слушаются ответы  детей)

    -Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы  используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.

    Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)

    -А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая.

    Птица говорливая

    Самая болтливая.

    Бела, как снег,

    Черна, как жук,

    Вертится, как бес,

    Повернулась и в лес!

    Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .

    -Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?

    -Это – сорока!

    -Докажите почему?

    -Чем ещё интересны загадки?

    -Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.

    Творческое преобразование знаний.

    Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки ,  мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)

    -Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку , чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень,  он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е . Журчит тихий ручеёк  в виде буквы М ,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят  будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А.   Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые .

    -На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу.   (на каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышки  переворачиваются образуя слово)

    -Читаем, что образовалось у мышек?

    С е м е й к а

    -Нам тоже пора  создать свои семейки у нас в классе . ( дети образуют группы)

    Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору

    Что вам в этом поможет?

    -Алгоритм – описания, слова-признаки,  слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои  коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей.

    Рефлексия знаний.

    -Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось нам решить её?

    -Оцените свою работу цветными магнитиками на доске. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня.

    -На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты. Спасибо за сотрудничество!

       


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

    Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строи...

    Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

    Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» т...

    Урок развития речи. Редактирование текста.

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение учащихся полноценно общаться, точно ...

    Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

    Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

    Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"

    Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и          &nbs...

    Урок развития речи в 3 классе "Загадки толкового словаря"

           Урок посвящён загадкам толкового словаря, на уроке ведётся работа с синонимами, ант...

    Урок развития речи в 1 классе "Разделительный мягкий знак"

    Конспект урока обучения грамоте предназначен для учителей, работающих по системе Л. В. Занкова. На уроке ребята отправля...

    Урок развития речи во 2 классе с применением ЭОР. Изложение по деформированному тексту.

    Урок развития речи во 2 классе с применением ЭОР. Изложение по деформированному тексту по рассказу Г Цыферова «Ёжик». В ...