Урок русского языка, 2 класс "Разделительный твердый знак" (школа 2100).
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Быкова Ирина Владиславовна

Урок русского языка во 2 классе (школа 2100) в технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «Б» классе (Школа 2100)

в технологии развития критического мышления.  

Учитель Быкова Ирина Владиславовна (идентификатор 104-838-181).

Тема урока:     Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Цели урока:     1. Обучающая: познакомить с правописанием разделительного твердого

                               знака.

                           2. Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы,

                               самостоятельно оценивать результат своих действий; развитие  

                               критического мышления.

                           3. Воспитательные: содействие воспитанию трудолюбия, высокой

                               работоспособности через использование информационных технологий.

                           4. Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и

                               благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твердый  

                            знак», таблица «Разделительный ь. Разделительный ъ», круги для

                            самооценки, учебник «Русский язык» 2 класс автор Р.Н. Бунеев, Е.В.,

                            дидактический материал Л.Ю. Комисарова.

При разработке урока использованы приемы ТРКМ: корзина идей, кластер.

 

Ход урока.

                     

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату, проговорите орфограммы.

Дети записывают дату в тетрадях, один ученик проговаривает орфограммы, остальные проверяют.

II. Минутка чистописания.

  1. Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, теплица, поезд.  Назовите букву, которая не обозначает звука.
  2. Пишем в тетрадях: показы ъ.

Дети читают слова: печка, отъезд, теплица, поезд.

- Это твёрдый знак.

Дети пишут ъъ ъъ ъъ

                     съ     дъ

III. Стадия вызова.

  1. Выведение темы и сообщение целей урока.

- Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока? Слайд №  2.

     2. Активизация опорных знаний.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что мы знаем о нем?

- Да, сегодня мы будем говорить о разделительном ъ, учиться писать слова с этим знаком.

     2. Корзина вопросов.

- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?

(На слайде  № 3 наполняется корзина идей.)

- Да, разделительный твёрдый знак.

- Разделительный мягкий знак, он пишется после согласных в корне перед гласными второго ряда.

- Какую работу выполняет разделительный ъ?

- В каких словах пишется ъ?

- Где в словах пишется ъ?

- Как отличить разделительные ь и ъ?

IV. Стадия осмысления.

  1. Проблемная задача.

- Ребята, давайте попробуем ответить на первый вопрос нашей корзины идей: Какую работу выполняет разделительный ъ?  

- Прочитайте четверостишие. Слайд  №  4.

А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

- Из какой сказки эти слова?

- Назовите героев этой сказки.

- Сегодня Маша будет помогать нам на уроке.

- Найдите в стихотворении слова, которые имеют 1 различие в написании и 2 различия в произношении.

- Объясните эти различия, сделав звукобуквенный анализ слов.

- Сделаем вывод, составив кластер, какую же работу выполняет ъ?

(По ходу ответов на слайде  № 5 появляется кластер).

- Мы ответили на первый вопрос корзины идей?

-Где же пишется разделительный ъ?

- Прочитайте слова на доске.

- Какие части слова есть в словах?

- Чем отличаются приставки в 1 столбике от приставок во 2 и 3 столбиках?

- Понаблюдайте за первой гласной  в корнях  слов.

- Сделаем вывод о написании разделительного ъ.

(Вывод появляется после ответов в виде таблицы на доске.

¬ Ъ  е, ё, ю, я

- Проверим себя по учебнику с. 122.

- Запишите слова третьего столбика в строку через запятую, орфограммы, части слова выделите. Как поняли задание?

- Какие приставки, оканчивающиеся на согласную букву вы  знаете? По ходу ответов приставки появляются на доске.

- Запишите их в тетрадь.

Дети читают.

- Русская народная сказка «Маша и медведь».

- Машенька, медведь.

- Сесть, съесть.

Сесть – [с'эс'т']

Съесть – [сй'эс'т']

- В слове сесть нет ъ, а в слове съесть – есть. В слове сесть первый звук мягкий и в нем нет звука [й'], а в слове съесть – первый звук твердый и есть звук [й'].

- Разделительный ъ предупреждает, что в слове есть звук [й'], разделяет согласный звук и согласный звук [й'].

- Да, ответили.

- Дети читают столбики слов.

Поезд                сэкономить

выезд                безаварийный

заезд                безоблачное

            въезд

           объезд

          подъезд

- Приставка, корень.

- Приставки в 1 столбике заканчиваются на гласную, во 2 и 3 столбике – на согласную.

- Корни начинаются на гласную первого или второго ряда.

- Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными второго ряда е, ё, ю, я.

Дети читают правило написания разделительного твердого знака в учебнике.

Дети записывают слова.

- Под, в, с, об, без, от.

V. Физминутка.

  1. Первичное закрепление.

- Упражнение на слайде №   6.

- На какие группы можно разделить эти слова?

 

- Молодцы, ребята, ответили и на 2 вопрос.

    3. Проблемная задача.

- Как отличить разделительные ь и ъ знаки?

- Найдите сходства и различия.

- По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде  №  7.

- Приведите примеры слов.

- В 1 группу пойдут слова с приставками, во 2 – без приставок.

- Но в словах везде приставки.

- Значит, с ъ и без ъ.

Письмо в тетрадях.

- Сходства: разделительные ь и ъ пишутся после согласных перед гласными второго ряда (кроме буквы и при письме ъ)

- Отличия: разделительный ь пишется в корне слов, а разделительный ъ – после приставки на согласную.

Дети называют слова с разделительными ь и ъ.

VI. Рефлексия.

1. Вопросы на рефлексию.

– Что нового узнали на уроке? Чему учились?

- Составим кластер о разделительном ъ.

Перед гласными е, ё, ю, я

Открывается по ходу ответов кластер на слайде №  8 или на доске в виде табличек с напечатанными словами.

- На следующем уроке мы с вами будем продолжать учиться писать слова с разделительным ъ, учиться отличать его от разделительного ь.

   2. Самооценка.

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.

- Узнали о разделительном ъ, учились писать слова с ъ, учились отличать разделительные ь и ъ.

Разделительный ъ

Что делает

После приставок

 на согласный

 Разделяет согласный и звук  [й']

Предупреждает, что в слове есть звук [й']

Где пишется

Дети оценивают свою работу.

VII. Домашнее задание.

С. 86 упр. 198 (д.м.), записать 5 слов с разделительным ъ.

Запись детьми домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Разделительный твердый знак

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...

Урок русского языка: Разделительный твердый знак

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...

Презентация к уроку к уроку русского языка в 3 классе. "Школа 2100"

Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100" по теме "Повторяем изученные орфограммы"(Урок №6)....

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Презентация к уроку русского языка "Разделительный твердый знак"

Презентация содержит краткие выводы,алгоритм...

Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...