Дописывание пар слов по вопросам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Тарабунова Алёна Анатольевна

Цель урока: Учить дописывать слова по вопросам. В течении всего урока развивала орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление. Настроила ребят на урок в стихотворной форме. Провела разминку для пальцев. Повторив материал предыдущих уроков плавно перешли к новой теме. На закреплении выполнили 2 упражнения, после подвели итог. Упражнение на внимание "Где предложение?", игра "Всё наоборот", упражнение на зрительное восприятие - всё это использовала на уроке. При выставлении оценок учла мнение ребят, так как дала им возможность самим оценить своих одноклассников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip13.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тарабунова А. А., учитель ГОУ «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Урок письма и развития речи, 4 класс

                                                                                                                   

Тема:  Дописывание пар слов по вопросам.

       Цель: Учить  дописывать слова по вопросам.

       Задачи:1. Формировать  умения дописывать слова по вопросам.

       2. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление.

       3.Коррекция зрительного, слухового  восприятия на основе упражнений .

       4.Воспитание мотивации к учению.

     

   I. Организационный момент.

      Приветствие, посадка.                                                                  

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

     Урок  необычный, гости  к нам пришли.  

     Давайте знания покажем.

     Пусть увидят, как вы хороши!

     - Какой сейчас урок?

     - Чему, учимся на уроке письма и развития речи?  (Учимся грамотно писать и развивать свою речь).

      Пальчиковая гимнастика.                              

А сейчас приготовили свои пальчики, разминка «Скакалка».

     - Для чего мы проводим пальчиковую гимнастику?    

       Откройте тетради.

     - Сколько отступаем строк от предыдущей работы?

       Записываем число, классная работа.                                      

   II. Упражнение в чистописании.                                               

       А сейчас мы выполним упражнение в чистописании.        

      -Сколько букв в алфавите?  

      -Сколько  гласных? Какие буквы не обозначают звука? (ь, ъ)

       Написание, какой буквы мы сегодня повторим?

       (Гласной или согласной).

Р                         р

Ри                       ра

Рита                   радуга

 Из каких элементов состоит буква Р (эр)? (1 длинная  наклонная).

 Заглавная Р пишется с отрывом, строчная р  без отрыва.

 -В слоге Ри - какое соединение? (верхнее)

 -В слоге ра -  какое соединение? (среднее)

 Прочитайте слова Рита, радуга.

 Почему Рита пишется  с большой буквы? (имя девочки)

Отгадайте загадку. (Читает ученик наизусть)

Громыхнул далёкий гром,

Тучка брызнула дождём.

И в полнеба вдруг повисло

Против солнца коромысло. (Радуга).                                            

Радуга волшебный мост между небом и землёй.

Сколько цветов у радуги? Назовите их.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.  

Показ на рисунке  цвета.                                                                  

 Составьте со словом радуга предложение. (После дождя мы увидели радугу). На одной строке запишите  заглавную и строчную букву Р.

Слоги на следующей строке, а слова на третьей строке.

 Правильно пишем соединения. Обратите внимание ребята 3 группы.

 Запишите, следите за посадкой.                                                    

 В каком слове писали среднее соединение (Ри), а в каком  верхнее (ра).                                

 Итог. Для чего проводим упражнение в чистописании?

 (Чтобы правильно писать, элементы букв, слогов и слов.)

 III Словарная работа.  

 А сейчас словарная работа.   

 Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А каким,  сейчас узнаете.

Послушайте стихотворение, которое прочитает Даша.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке.

И в посёлке, и в деревне

И от дома вдалеке.

Новое словарное слово – русский.                                              

Какое значение имеет слово русский?

Как вы думаете, ребята? Послушайте, я прочитаю из толкового словаря

С.И Ожегова значение этого слова.                

В словаре С.И. Ожегова

Относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, истории; такой, как у русских, как в России.  Мы в какой стране живём? (России)

Значит, мы относимся к какому народу? (Русскому)

Первым космонавтом был русский человек- Юрий Алексеевич Гагарин.

Взлетел в ракете русский парень

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин.

Каким по счёту будешь ты.

Итак, какой был человек, который взлетел в космос?

Ребята, а как называется учебник, по которому мы занимаемся?

(Наш учебник называется Русский язык.)

 Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

Произнесём по слогам. Русский, рус – ский (2сл. 2гл. 5согл. 7б. 7зв.) Поставьте  ударение, назовите безударную гласную, написание которой нужно запомнить. Подчеркните. Какая орфограмма встречается в этом слове? (Слово русский с двумя буквами (эс)).

Запишите это слово в тетрадь.

Упражнение на зрительное восприятие.

Внимательно, посмотрите на доску                                            

 Прочитайте. Вместо точек употребим слово ЛЕС, изменяя  его по вопросам.

Посмотрите внимательно, вам встретилось новое словарное слово?

Запишите предложение с этим словом. Выделите окончание.  Сделайте схему этому предложению.                                                                                                                  

Предложение запишите в тетрадь. Ученик записывает предложение на доске с комментированием.

3 группа запишите показ в тетради.

 Итог.   Итак, с каким словарным словом познакомились?

Почему эти слова называют словарными? ( Эти слова нельзя проверить, их нужно запомнить).

Для чего запоминаем их? (Чтобы, наша речь была красивой и грамотной.)

 В какой речи употребляем? (В письменной  речи и устной речи).    

IV. Повторение изученного.

Упражнение на внимание.  «Где предложение?»                    

Какие ряды слов являются предложениями? Почему?

Наступило утро.

Из-за леса поднялось  (солнце)

Снег уже       (растаял)

Сегодня тёплый, весенний день.

Где надо, закончите  мысль и в конце предложения поставьте точку.

Итак, что выполнили в этом упражнении? Что выражает каждое предложение? Как надо писать предложение? (Начинаем писать с большой буквы и  в конце предложения ставим точку.)

V. Изучение нового материала.    

Над какой большой темой мы работали? (Предложение).

Из чего состоит наша речь? (Из предложений).  

Что выражает предложение? (Законченную мысль).

Как расположены слова в предложении? (В определённом порядке).  

Как они связаны? (По смыслу).

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Дописывание пар слов по вопросам»

Мы будем учиться дописывать слова по вопросам.

Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                          

Посмотрите на доску                                                                        

Все слова в предложении «дружат». Кто с кем «дружит», можно определить по вопросам. Посмотрите.

Жила в далёкой деревне маленькая девочка.  

О ком,  говорится в предложении?                                          

(О девочке)                                                                                        

Девочка (что делала?) жила.          

Девочка (какая?)  маленькая.

Жила (где?) в деревне.

В деревне (какой?)  далёкой.

Итак, ребята  все слова дружат в этом предложении?  Кто с кем дружит, определили по вопросам.

VI. Физминутка.                                                                                

Вы писали, отвечали и, наверное устали?

Ваши глазки отдохнут и работу вновь начнут.

Музыкальная физминутка для глаз.                                                  

 

VII. Закрепление изученного.

Работа с  учебником.                                                                            

Откройте страницу 199, Упражнение 33

 (Запишите упражнение на следующей строке).

Прочитайте предложение. Найдите слова, которые «дружат» друг с другом.

Русские сказки всегда учат нас добру.

Так ли это, ребята? (Конечно, сказки нас учат добру).

Какое слово вам встретилось? (русские), Какое оно? (словарное слово).

Допиши пары слов по вопросам.  (Ученик у доски с комментированием).

Сказки (что делают?)…учат.

Сказки (какие?) …русские.

Учат (кого?)…нас.

Учат (когда?)…всегда.

Учат (чему?)…добру.

Молодцы, ребята выполнили это упражнение.

 Итак, что мы делали в этом упражнении?

(Дописывали пары слов по вопросам).

Игра. «Всё наоборот».                                                                        

Доскажи словечко наоборот.

И вот пришёл теперь черёд

Сыграть в игру «Всё наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь….(низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь….(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь ….(пол).

Скажу я, слово потерял,

И скажешь ты ….(нашёл).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты ….(храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай….(конец).

Итак, в какую игру мы играли? Что нужно было сделать?

Упражнение на восприятие.                                                        

Упражнение 34.

Прочитайте предложение.

Надо знать родной русский язык.

Какое, знакомое слово встретилось? (русский)

Спишите слова парами. В скобках поставьте вопрос.

Надо (что делать?) знать.

Знать (что?) язык.

Язык (какой?) родной.

Язык (какой?) русский.

Письмо у доски с комментированием, пишут ребята.

Ребята 1 группы и 2 группы выполняют всё упражнение, а 3 группа задание для вас индивидуально в тетради.  

Итак, что выполняли в этом упражнении?     (Записывали слова парами).    

Работа на карточках.                                                                  

Даны карточки,  на которых нужно выполнить задание.

К данным предложениям сделайте схему.

Карточки положите на край  парты.

VIII.  Итог урока.

Чему учились на уроке?  (Дописывать пары слов по вопросам).

Итак, что выражает предложение? Как расположены слова в предложении?

Все ли слова в предложении дружат?

Дома: Страница 199, упражнение 35.                                           Приготовьтесь писать в классе по памяти. 3 группа выполнит показ в тетради.

Выставление оценок.  Комментирование оценок.

СПАСИБО ЗА УРОК!                                                                    

                         

Литература:

1. Русский язык: учебник для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова,

Н.Г. Галунчикова. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2007. – 271 с.: ил.

2. Практика: Пособие для учителя. 2008.  32с. (Вкладка к журналу «Начальная школа» №6).

3. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

Работа с пословицей, загадкой, словарная работа, работа по теме, самомтоятельная работа....

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи", УМК Школа России...