План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Матвеева Екатерина Евгеньевна

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи", УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету русский язык 2 класс УМК «Школа России»

Ф.И.О. Матвеева Екатерина Евгеньевна

Класс: 2А

Тема: Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Цель: Формировать умение распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • формирование учебно-познавательного интереса к  учебному материалу;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- умение сравнивать, анализировать, обобщать,

- умение мыслить, делать выводы;

Познавательные УУД

-  умение  внимательно  относиться  к  предложенным

заданиям,

- умение использовать знаково-символические средства,

- развитие умения работать с текстом.

  • умение определять цель деятельности урока;

-умение   совместно   с   учителем

обнаруживать   и

Регулятивные УУД

формулировать учебную проблему;

-   умение   планировать   решение   учебной   задачи:

выстраивать последовательность необходимых операций

(алгоритм действий);

- умение использовать необходимые средства (учебник,

тетрадь).

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-  формирование  начальных  форм  познавательной  и

личностной рефлексии.

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

- участвовать в совместной деятельности,

Коммуникативные УУД

- оказывать взаимопомощь,

- осуществлять взаимоконтроль,

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку

зрения.

-  формирование  умения  грамотно

строить  речевые

высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных

группах

III.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом;

  • формировать умение находить в тексте части речи с опорой на их признаки;

  • развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые

УУД

1. Эмоциональное

Учитель  начинает  урок,  читая

Слушают

стихотворение,

которое

регулятивные,

начало урока

стихотворение.

читает   учитель,   проверяют  рабочие

коммуникативные,

места

личностные

2.Актуализация

Предлагает выполнить задание из

Участвуют  в  игровой  деятельности,

коммуникативные,

знаний

электронного

приложения,

высказывают

собственные

познавательные,

организует

коллективную

предположения.

регулятивные, личностные

деятельность

на

выявление

уровня знаний о частях речи.

3. Выход на тему

Учитель

предлагает

учащимся

Дети отвечают, приводят свои примеры

регулятивные,

урока в

назвать  признаки  частей  речи,

и,    решая    проблемную   ситуацию,

познавательные.

сотворчестве с

привести свои примеры, создаёт

выходят   на   тему   урока,   называют

учащимися.

проблемную ситуацию:

учебные задачи

предлагает

ученикам

поставить

вопрос  к  слову  «старухой»  и

определить

какой  частью речи

является  это  слово,  через  это

учащиеся выходят на тему урока.

4. Уточнение

Учитель

предлагает

учащимся

Дети  отвечают  на  вопросы  учителя,

познавательные,

знаний о частях

выполнить

упражнение

72  из

выполняют  задания   из   упражнения,

регулятивные,

речи

учебника,

надвыделенными

работают

в

парах,

выполняя

коммуникативные,

словами указать части речи.

взаимопроверку.

личностные

5. Словарная

Знакомит

учащихся

с

новым

Отгадывают   загадку,   работают   над

познавательные,

работа

словарным словом

многозначностью

слова,

находят

регулятивные

синоним  слову,  слушают  электронное

приложение

6. Физминутка

Учитель проводит инструктаж.

Дети выполняют активные движения

коммуникативные

7. Закрепление

Учитель

предлагает

учащимся,

Высказывания учащихся

познавательные,

изученного

прочитать  текст

из  упражнения

регулятивные,

материала

№  73,

ответить

на

вопросы,

коммуникативные,

определить тему, главную мысль

предметные

текста и озаглавить его.

Учитель

предлагает,

работая

в

Дети  вспоминают  правила  работы  в

группах,

перечитать

текст

и

группе.

найти   в

предложениях  слова,

Работая в группе,  учащиеся находят в

отвечающие на данные вопросы

тексте нужные слова, подчёркивают их,

определить часть речи.

определяют часть речи.

Учитель

предлагает

проверить

Выбранный  детьми  ученик

называет

выполнение здания, обосновывая

слова, доказывая правильность выбора.

правильность своего ответа.

Учитель предлагает поработать в

Дети выполняют задание и проверяют

тетрадях: списать 1-е

его выполнение на доске.

предложение и предложение, в

котором даётся описание

внешнего вида птицы,

подчеркнуть

основу

первого

предложения   и

указать

какой

частью  речи выражены главные

члены предложения.

Учитель

предлагает

сделать

Учащиеся делают вывод, проговаривая

вывод

новые полученные знания.

7. Итог урока.

Учитель

задаёт

вопросы,

даёт

Учащиеся   отвечают,   записывают   в

коммуникативные,

задание на дом

дневники задание, данное учителем.

познавательные.

8. Рефлексия.

Учитель  предлагает дать оценку

Учащиеся дают самооценку.

регулятивные,

своей работы на уроке.

личностные.

Этапы урока

Цели

Деятельность

Деятельность

Содержание этапа.

учителя

учащихся

1.Организаци

Проверка

Приветствует,

Слушают, проверяют

- Вот и прозвенел звонок,

онный

готовности к

проверяет

рабочие места.

Начинается урок.

момент

уроку, создание

готовность к уроку,

положительного

настраивает на

- Посмотрите на рабочее место, проверьте всё

настроя.

работу

ли готово к уроку.

- Мы начинаем урок русского языка.

2.Актуализац

Активизировать

Организует

Слушают, участвуют

Электронное приложение 2 класс. Части

ия знаний

знания

коллективную

в игровой

речи. Упражнение «Лосята»

учащихся.

деятельность на

деятельности,

выявление уровня

высказывают

- Посмотрите на экран, прочитайте слова.

знаний о частях

собственные

- Из какой сказки слова? Кто её автор?

речи, предлагает

предположения,

задания, задаёт

работа по

Расскажите начало сказки.

вопросы,

инструкции.

- Помогите лосятам спуститься на землю.

корректирует

ответы учеников.

Правильно распределите мешочки по

корзинам.

Ученики по одному выходят к интерактивной

доске и распределяют слова.

3.Сообщение

Подведение

Создаёт

Тренируют

- К каким частям речи вы отнесли эти слова?

темы и целей

детей к

проблемную

мыслительные

урока.

формулировани

ситуацию,

операции,

- По каким признакам вы определяли каждую

ю темы урока.

организует диалог с

формулируют тему и

часть речи? Приведите свои примеры.

Формирование

учащимися.

цели урока.

познавательных

- А на какой вопрос отвечает слово

мотивов.

«старухой»?

- К какой части речи вы отнесли бы это

слово? Почему?

- Имена существительные могут отвечать не

только на вопрос кто? или что?, но и на

другие вопросы.

- Итак, как вы думаете, чем мы будем

заниматься на уроке?

- Какова тема нашего урока?

4. Уточнение

Организация

Фронтальная работа

Слушание, ответы на

- Найдите в учебнике упражнение 72 на

знаний о

выбора метода

с классом

вопросы,

странице 43.

частях речи.

разрешения

Даёт задания,

высказывание

проблемы.

формулирует

собственных

- Прочитайте отрывки из стихотворений.

Первичная

вопросы,

предположений,

- Какие картины вы представили, читая

проверка

корректирует

запись предложений,

понимания.

ответы учащихся.

определение частей

каждое предложение?

речи, работа в парах

- Как понимаете «полный месяц глядит с

(взаимопроверка).

небосклона»?

- В каком значении употребляется здесь слово

месяц? Подберите к нему синоним.

- Спишите любое предложение. Укажите над

выделенными словами части речи.

- Взаимопроверка.

5. Словарная

Познакомить с

Формулирует

Слушают, отвечают

- Познакомимся с новым словарным словом.

работа

новым

вопросы,

на вопросы,

- Отгадайте загадку:

словарным

корректирует

записывают слово в

словом

ответы учащихся.

словарики, называют

«Двенадцать братьев

разные значения

Разно называются

слова, называют

синоним

И разными делами

Занимаются?» (месяцы года)

- Посмотрите, у этого слова несколько

значений. Как называются такие слова?

- Посмотрим, правы ли мы?

Электронное приложение 2 класс. Части

речи. Словарные слова.

- Послушайте электронное приложение.

- Какую букву надо запомнить в слове месяц?

- Запишите слово в словарик.

- Назовите месяцы года. Сколько их?

6.

Здоровьесбереж

Инструктаж

Выполняют активные

- Встаньте дети которые родились зимой,

Физминутка

ение.

физические движения

назовите зимние месяцы.

- Встаньте дети которые родились весной,

назовите весенние месяцы.

- Встаньте дети которые родились летом,

назовите зимние месяцы.

- Встаньте дети которые родились осенью,

назовите осенние месяцы.

-Какой частью речи являются названия

месяцев?

- Не ошибаясь, повторяйте движения за мной.

7.Закреплени

Осознание

Фронтальная работа

Тренируют

1. Выполняем упражнение 73 на странице 43.

е изученного

каждым

с классом.

мыслительные

- Прочитайте.

материала

учащимся

Даёт задания,

операции,

степени

формулирует

закрепляют знания,

- Что вы прочитали? Почему?

овладения

вопросы,

доказывают,

понятиями и

корректирует

работают в группе с

применение

ответы учащихся,

использованием

полученных

наблюдает за

инструкционной

знаний.

работой в группах

карты,

выполняют задания в

тетради,

проверяют

выполнение задания

на доске,

делают вывод:

проговаривают новые

полученные знания.


  • Определите тему текста.

  • Какова главная мысль текста?

  • Как бы вы озаглавили этот текст?

  • Прочитайте описание внешнего вида птицы.

  • Посмотрите на доску, там есть несколько картинок с изображением птиц, найдите среди них зимородка.

  • Как вы думаете, почему его так назвали?

  1. - А сейчас выполним 2 задание.

  • Найдите и прочитайте его в учебнике.

  • Это задание будем выполнять в группе.( 6

групп)

  • Повторим правила работы в группе.

  • Выберите командира. Он подойдёт ко мне и выберет карточку с вопросом.

  • В каждой группе есть инструкционная карта по которой будете работать.

( 1 – достаньте листок с текстом из конверта,

2 – прочитайте вопрос на карточке,

3 – найдите в предложениях слова, которые

отвечают на этот вопрос

  1. – подчеркните их

5 – определите к какой части речи относятся

слова)

  • Читайте её и выполняйте задания.

  • Проверим! Назовите вопрос, назовите слова, которые подчеркнули, определите часть речи. Обоснуйте правильность своего ответа.

3.-  Спишите первое предложение и

предложение, в котором даётся описание

внешнего вида птицы.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены предложения.

Проверка.

  • Так ли у вас? (светофоры)

- Какой частью речи выражено подлежащее и

сказуемое?

4.  Итак, сделаем вывод.

- Если слова отвечают на вопросы кто? что? и

обозначают предмет, то это? Приведите

примеры.

- Если слова отвечают на вопросы какой?

какая? какое? какие? и обозначают признак

предмета, то это? Приведите примеры.

- Если слова отвечают на вопросы что делает?

что делают? и обозначают действия предмета,

то это? Приведите примеры.

8. Итог

Осмысление

Задаёт вопросы на

Высказывание

-Чем занимались на уроке?

урока.

своих

обобщение

суждений в громкой

- Все ли было понятно?

достижений

деятельности на

речевой форме

уроке

- Как вы думаете, нам пригодятся полученные

знания?

-Для чего пригодятся?

- Работу по этой теме продолжите дома:

напишите по 5 слов каждой части речи.

9. Рефлексия.

Проверка

Поводит

Учащиеся выбирают

- С каким настроением уйдете сегодня с

эмоционального

инструктаж

знак,

урока? Почему?

состояния

соответствующий

их настроению

Оборудование:

  • интерактивная доска,

  • компьютер,

  • магнитная доска,

  • запись на доске,

  • 6 конвертов с текстом для групповой работы,

  • картинки зимородка и других птиц

  • пособие «Части речи»,

  • правила работы в паре,

  • карточки для самооценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »

Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.

В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...

Конспект логопедического занятия по теме: "Глагол: его значение и вопросы, на которые он отвечает"

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.Задачи:Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память, зрительное восприятие; развива...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...