Родительный падеж имени существительного.Подготовка к сочинению. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Першина Ирина Анатольевна

Подбор упражнений на развитие орфографической зоркости учащихся при подготовке к сочинению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

Учитель начальных классов

МОУ лицея №4

Першина Ирина Анатольевна

Тема урока: «Родительный падеж имени существительного» (подготовка к сочинению). 3 класс, учебник: «Русский язык», Л.М.Зеленина.

Цели:  Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма; совершенствовать умение обнаруживать орфограммы, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило, осуществлять орфографический самоконтроль; развивать речь детей; обогатить словарь; закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке; повторить состав слова, разбор предложений по членам; учить быстро ориентироваться в тексте; воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы уже знакомы с Им.п. имени существительного, начали знакомиться с Р.п.. Эту работу и будем продолжать. Кроме этого начнем подготовку к сочинению по теме «Осень». Итак, тема урока « .одительный падеж имени существительного». ( На доске.) Но что это? Убежала буква. Какая буква оставила свое место? (Буква р, вписываю букву в название темы урока.)

3. Чистописание.

-Что мы о ней можем рассказать? ( Эта буква согласная, она обозначает два звука:  р  - твердый и  р  - мягкий, эти звуки – звонкие, не имеет пары.)

-Из каких элементов состоят строчная и прописная буквы р и Р? (р-  и  , Р-  и  .)

-Напишите                                .  (Дети выполняют задание.)

-Оказывается, спрятал эту букву Старичок – Лесовичок. (Вывешивается на доску.) Он вам приготовил загадки, а ваша задача красиво написать отгадки, отмечая опасные места точкой. (Дети работают в тетрадях, один на индивидуальной доске, указывая буквы, из которых предстоит выбрать правильную букву.)

«Утром бусы засверкали,                                           «Бежал по тропке луговой-

Всю траву собой устлали.                                            Кивали маки головой,

А пошли искать их днем,                                             Бежал по речке голубой-

Ищем, ищем - не найдем».                                           Речка сделалась рябой».

«Непоседа пестрая,                                                      «Весной зеленела, летом загорала.    

Птица длиннохвостая,                                                  Осенью надела красные кораллы».

Птица говорливая,

Самая болтливая».                                                        «Ползун ползет, иголки везет»

На доске появляется запись:               Р . са, вет . р, с . рока, тр . ва, р . бина, е . .

(Идет коллективный разбор задания: обнаруживают орфограммы, устанавливают тип орфограммы, применяют правило (проверяемые безударные гласные проверяют ударением, изменяя слово или подбирая родственное, словарные слова проверяют по орфографическому словарю, для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими и звуками  в , в ),   проверяют написанное (на доске зачеркивают неверную букву, а правильную вписывают в слово, в тетрадях тоже вписывают нужную букву, осуществляют орфографический самоконтроль).

-Найдите лишнее слово, подчеркните его и скажите, почему оно лишнее. (Это слово еж, в нем нет буквы р, орфограмма на парные согласные, разное количество звуков и букв.)

-Сколько же звуков и букв в этом  слове? (3 звука и 2 буквы.)

-Почему?  (Буквы е, е, ю, я в начале слов обозначают два звука.)

-Когда они еще обозначают 2 звука?  (Если они стоят после гласной буквы и после ь знака.)

-Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:

-К какой части речи относятся слова, записанные на доске?  (Это  имена существительные.)

-Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.)

-Что еще можно рассказать?  (Изменяется по числам и падежам, бывает трех склонений.)

-Давайте с вами просклоняем (по вопросам) имя существительное роса. Но сначала...(Вызываю к доске двух учеников, даю им карточки: одному с падежами, другому с вопросами, прошу расставить карточки в нужном порядке. Остальные дети следят за правильностью ответа.)

-Теперь, когда падежи и вопросы расставлены по порядку, один из вас выйдет к доске и просклоняет слово роса. (Вызванный ученик выполняет задание.)

-Какая часть слова будет изменяться? (Окончание.)

 -Выделите его.

-Какие имена существительные не склоняются?  (Дети в своих словариках находят такие слова и называют их.)

4. Закрепление и уточнение знаний о Р.п. имени существительного.

-Продолжим наше знакомство с родительным падежом имени существительного.  (Читаю стихотворение А.С.Пушкина.)

«Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистые покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы».

-Чье произведение я прочитала?  (А.С.Пушкина.)

-Какому времени года посвятил эти строки поэт?  (Осени.)

-Об этой чудесной поре писали многие поэты: Тютчев, Лермонтов, Фет, Толстой, Есенин, Майков. Я предлагаю вам познакомиться со строками уже известного вам автора Ивана  Савича Никитина.

1). Письмо по памяти.  (Дети с учителем проводят лексический и орфографический разбор.)

«И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез».

                           (И.С.Никитин.)

-О чем эти строки? О каплях дождя или росы?

-Почему их сравнивают с алмазами?

-Как вы понимаете выражение «капли сдержанных слез»?

-Какие орфограммы могут вызвать затруднение при письме? (Выходят к доске, называют и  подчеркивают орфограммы, объясняют их правописание.)

-Напишите по памяти эти строки.  (Пишут после повторения памятки письма по памяти.)

2). Разбор предложения по членам предложения.

-Дайте характеристику этому предложению.  (Простое, по цели высказывания - повествовательное, по интонации - не восклицательное.)

-Назовите главные члены предложения. (Капли горят.)

-Какими членами предложения являются остальные слова?  (Второстепенными.)

-Назовите второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными.  (На ветках, берез, алмазы, слез.)

-Определите падеж этих существительных. (Пользуясь памяткой, дети определяют падеж имен существительных.)

Памятка.

Падеж имени существительного узнают по вопросу.

Действуй так:

1.Найди то слово, которое именем существительным командует.

2.Задай от слова – командира нужный вопрос.

3.Узнай и назови падеж.

3). Обобщение знаний о Р.п. имени существительного.

-Что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного? (Отвечает на вопросы: кого? чего? , в предложении являются второстепенными членами, согласуются с существительными и глаголами, употребляются с предлогами и без них.)

-Назовите предлоги Р.п. (От, до, из, без, у, для, около, с.)

4). Работа по учебнику (Л.М.Зеленина.)

1. Прочитай и отметь орфограммы: _ или .

2. Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных: вместо буквы ставь точку. (Орфограммы, которые учащиеся могут объяснить – подчеркиваются, под другими ставиться сигнал опасности – точка.)

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки».

5). Употребление слов в Р.п.

-А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в Р.п.

-Назовите мне и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в Р.п.   Если знаешь написание слов – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй «окошко». (Пользуются памяткой: «Как писать без ошибок?».)

-Старичок – Лесовичок принес нам подарки. (Показываю: рябиновые бусы, березовый гриб, кленовый лист, сосновая шишка. Дети записывают словосочетания: бусы из рябины, гриб березы, лист клена, шишка сосны.)

 -Подчеркните существительные, стоящие в Р.п.  (Проверка: называют имена существительные в Р.п., разбирают написание слов, в которых дети встретили затруднение.)

6). Самостоятельная творческая работа.

-Мы сегодня с вами уже говорили, что осени посвятили свои творенья многие известные поэты, писатели, музыканты.

-Какое музыкальное произведение посвящено разным временам года?  («Времена года».)

-Кто автор?  (Чайковский.)

(Дети слушают отрывок из произведения.)

-Писали осенние пейзажи и художники. Перед вами репродукция картины Остроухова «Золотая осень». Скоро по этой картине мы будем писать сочинение. Поэтому я предлагаю записать словосочетания, которые вы сможете употребить в своем сочинении, поставив предварительно существительные в Р.п.:

цвет (небо)                                      следы (звери)

звуки (лес)                                       капли (дождь)

шелест (листва)                              краски (осень)

голоса (птицы)                                шум (ветер)

(В это время 4 ученика работают на индивидуальных досках.)

1-й ученик: к данным существительным приписать подходящие по смыслу слова, являющиеся именами существительными, стоящими в Р.п. (по теме сочинения).

2-й ученик: найти существительные в Р.п. и обозначить их  (по теме сочинения).

3-й ученик: подчеркни словосочетания, которые можно использовать в сочинении по картине Остроухова.

4-й ученик: напиши, какие бывают дожди.

(Работы проверяются всем классом.)

7). Работа над деформированным предложением.

-Лесовичок принес нам хорошие предложения об осени, которые вы могли бы использовать в сочинении, но подул ветер и разбросал все слова этого предложения.

-Кто хочет расставить их на свои места?

Мягкий цветной ковер ложится к подножию деревьев.

-Найдите существительные и определите их падеж. Подчеркните главные члены предложения.

-А какие строки об осени можете вспомнить вы? (Ответы детей.)

-Придумайте свои предложения об осени.  (Лучшее записывают с комментированием.)

-Послушайте, как описал Николай Сладков картину Куприянова. (Чтение рассказа «Осенняя елочка».)

5. Итог урока.

-Чем же мы занимались на уроке?

-Расскажите все, что знаете о Р.п. имени существительного.

-Скажите, поможет ли вам написать сочинение по картине Остроухова работа, проведенная сегодня на уроке?

-Кто хочет рассказать об осени по этой картине?

6. Домашнее задание.

-Продолжать работу по подготовке к сочинению: подобрать словосочетания, строки из стихов, рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок русского языка с применением информационных технологий в 4 классе по теме "Родительный падеж имени существительного"

Цели урока: обобщение и углубление знаний о родительном падеже имени существительного;Задачи урока:1.  Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.2.   Развивать творческие в...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)...

Родительный падеж имен существительных (Методическая разработка. 3 класс)

Цели урока:Научиться определять падеж имен существительных (родительный)Усвоить алгоритм определения падежа...